Reklama

Уголовный процесс государств романо-германской (континентальной) системы права

В современном мире существует несколько государственных моделей уголовного судопроизводства, посреди которых для Рф определяющее значение имеют романо-германская (континентальная) и англосаксонская (островная) системы права. Одним из главных различий меж ними служит преобладающая роль в уголовном судопроизводстве или законодательства, или судебной практики (прецедентов). Но в силу глобализации глобальных процессов существует тривиальная тенденция к сближению этих моделей. Если в континентальной системе права, к которой, кстати, относится русский уголовный процесс, растет нормотворческое значение судебной практики, то в странах общего (островного) права все большее развитие получает законодательство, трансформирующее трибунал из органа правотворческого в орган правоприменительного нрава.*

* Апарова Т. В. Суды и суд Англии. Великобритания, Уэльс, Шотландия. М., 1996. С. 3,155; Боботов С. В. Буржуазная юстиция. Состояние и перспективы развития. М., 1989. С. 124-125; Давид Р. Главные правовые системы современности. М., 1988. С. 102 и др.

Исходя из убеждений «идеальных» моделей уголовный процесс всех стран является смешанным, так как в нем находятся как розыскные, так и состязательные начала.

Исходя из убеждений «исторических» моделей уголовный процесс демократических стран относится к публично-исковому типу, в каком обеспечиваются как личные (личные), так и публичные (общественные) интересы.

Розыскному началу подчинен обычно досудебный шаг (общее расследование), а состязательному — судебные этапы производства по уголовному делу.

При всем этом следует иметь в виду, что в государствах с англосаксонской системой права расследование вообщем не считается процессуальной деятельностью. Милиция и прокуратура в этих странах действуют юридически в качестве стороны обвинения, подготавливающей материалы для судебного разбирательства.

Колоритными представителями континентальной системы права являются уголовные процессы Германии и Франции.

Во Франции функция уголовного преследования возложена на Прокуратуру и судебную полицию.

Прокуратура представляет собой централизованную систему органов, находящуюся под управлением министра юстиции. При каждом апелляционном суде имеется генеральный прокурор с ассистентами, которые поддерживают обвинение в апелляционном суде и в суде присяжных, который по существу является трибуналом шеффенов (трибуналом с народными заседателями). В исправительных и полицейских трибуналах обвинение поддерживает республиканский прокурор. Прокуратура производит процессуальное управление судебной милицией.

Судебная милиция, к которой относятся государственная и городская милиция, также государственная жандармерия, проводит дознание. Должностные лица судебной милиции разделяются на три категории:

  1. офицеры судебной милиции;
  2. агенты судебной милиции;
  3. должностные лица, уполномоченные на выполнение отдельных функций.

В Германии функция уголовного преследования возложена на прокуратуру. Прокуратура — иерархическая система, находящаяся при общих судах всех уровней. При Верховном федеральном суде преследование производят генеральный федеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры, подотчетные министру юстиции. Аналогичную структуру имеет прокуратура земель.

Расследование большинства уголовных дел производит милиция. Функция прокурора заключается в решении вопроса о предстоящем движении уголовного дела. По более сложным и принципиальным делам прокурор лично производит досудебное создание, а милиция должна исполнять его указания.

Во Франции досудебное создание состоит из 3-х стадий:

  1. дознания;
  2. возбуждения уголовного преследования;
  3. подготовительного следствия, в которую заходит деятельность по преданию обвиняемого суду.

Полицейское дознание проводится полицейскими комиссарами, офицерами и агентами судебной милиции, мэрами и их ассистентами. Дознание по неким делам вправе производить полевые сторожи, лесные охранника и другие бюрократы. Цель дознания состоит в обнаружении лиц, совершивших грех, и доказательств их виновности.

Спецы выделяют два вида дознания:

  1. дознание по делам об тривиальных грехах;
  2. первоначальное дознание по делам о грехах, совершенных в критериях неочевидности.

Во время расследования в форме дознания тривиальных злодеяний милиция производит следственные деяния, протоколы которых имеют доказательственное значение.

Первоначальное дознание имеет собственной целью обоснование уголовного иска прокурора, который возбуждается по его результатам. Оно характеризуется последующими признаками:
а) отсутствием определенных законом поводов к возбуждению дознания;
б) формализмом процессуальных действий;
в) отсутствием у милиции средств уголовно-процессуального принуждения, кроме способности задержания подозреваемого;
г) широким внедрением оперативно-розыскных данных.

Возбуждение прокурором общественного иска считается самостоятельной стадией возбуждения дела. Уголовный иск представляет собой особое требование о производстве подготовительного следствия, которое направляется судебному следователю. Этот шаг отличается от русского уголовного процесса тем, что он наступает после производства дознания.

Предварительное следствие производит судебный следователь, состоящий в штате суда 2-ой инстанции и назначаемый на должность президентом республики. Французские спецы указывают на состязательный нрав подготовительного следствия, обращая внимание на последующие его особенности:

  1. независимость следователя от прокурора в силу его принадлежности к судебному ведомству;
  2. процессуальное равноправие сторон;
  3. наличие обвинительной камеры, которая рассматривает законность и обоснованность подготовительного следствия и кидает обвиняемого суду (назначает дело к слушанию, назначает судебное заседание);
  4. существование серьезного судебного контроля за деятельностью милиции, в том числе при решении вопроса о заключении под стражу;
  5. определение пределов следствия зависимо от уголовного иска прокурора.

Предварительное следствие заканчивается передачей дела прокурору республики. При даче прокурором согласия на поддержание обвинения дело ворачивается судебному следователю для его окончания, который вправе навести дело в обвинительную камеру.

Предварительное следствие во Франции имеет две инстанции. Арбитр, ведущий следствие, представляет собой первую инстанцию. Функции 2-ой инстанции делает обвинительная камера, которая, с одной стороны, производит надзор за деятельностью судьи, а с другой — кидает обвиняемого суду.

В Германии предварительное расследование не имеет детально регламентированной процессуальной формы и осуществляется в розыскном порядке, в том числе с внедрением результатов оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим в германской теории уголовного процесса выделяют серьезное и свободное доказывание.

1-ый вид доказывания связан с деятельностью участкового судьи, которая регламентирована законом. 2-ой вид доказывания обоснован нравом деятельности милиции, результаты которой могут стать подтверждениями только после их легализации в суде. При необходимости легализации фактических данных милиция обращается в участковый трибунал.

Участковый арбитр по ходатайству стороны обвинения либо защиты производит отдельные следственные деяния. Эти следственные деяния выполняются в состязательной форме, то есть при участии сторон либо их представителей. Составленные в данном случае протоколы имеют доказательственное значение. Другие касающиеся функций юстиции вопросы также отнесены к компетенции судьи (к примеру, выдача приказа на арест в случае «серьезного подозрения»).

Во всех процессуальных действиях участкового судьи вправе учавствовать заступник.

В Германии существует Федеральная ассоциация адвокатов. В составе этой ассоциации находятся коллегии адвокатов при Верховном федеральном суде и при высших судах земель. Каждый юрист коллегии образует свое бюро при суде, в каком он практикует.

Уголовно-процессуальное законодательство Германии повышенное внимание направляет на регулирование правил о допустимости доказательств.
Запреты доказывания делятся на две группы. Первую из их составляют правила, запрещающие установление определенных событий (к примеру, событий, связанных с гос потаенной) и внедрение определенных средств доказывания (к примеру, очевидцев, владеющих свидетельским иммунитетом). 2-ая группа содержит в себе запреты использования в процессе доказывания доказательств, приобретенных нелегальным методом, при условии, что они значительно нарушают «правовую сферу» обвиняемого.

В связи с реформированием русского уголовно-процессуального законодательства представляется увлекательной судебная практика Германии по использованию результатов оперативно-розыскной деятельности. Эти результаты могут быть реализованы в уголовном процессе 2-мя методами:

  1. методом допроса сотрудника милиции об обстоятельствах, узнаваемых ему со слов анонимного агента;
  2. методом допроса агента без раскрытия данных его личности участникам уголовного процесса.

При наличии «достаточного подозрения» прокурор передает дело в трибунал.

Судебное разбирательство во Франции имеет состязательную форму. Заочное создание осуществляется тогда, когда обвиняемый скрылся из места заключения под стражу после передачи его дела суду присяжных.

Структуры судебного разбирательства во Франции и современной Рф в целом подобны. После изложения требований прокурора и штатского истца допрашиваются подсудимый и очевидцы, исследуются вещественные подтверждения, выслушиваются заключения профессионалов. Потом участники процесса перебегают к судебным прениям. После того как трибунал выслушает представления сторон, он удаляется для постановления приговора.
Во Франции предусмотрены два вида обжалования судебных решений: обыденный и чрезвычайный.

К обыденным формам относятся:

  1. обжалование решений, вынесенных при заочном рассмотрении дела;
  2. апелляционное создание.

Опротестование прокурором решения, принятого при заочном рассмотрении дела, делается тогда, когда лицо не явилось в полицейский либо исправительный суд в связи с ненадлежащим уведомлением о месте и времени рассмотрения дела.

Апелляция — проверка не вступившего в легитимную силу приговора методом рассмотрения дела по существу вышестоящим трибуналом. Трибунал апелляционной инстанции инспектирует решение нижестоящего суда исходя из убеждений как «факта», так и «права».

Особенности апелляционного производства заключаются в последующем:

  1. приговоры суда присяжных и военных трибуналов не подлежат апелляционному пересмотру;
  2. трибунал апелляционной инстанции проводит новое разбирательство только в границах апелляционной жалобы;
  3. приговор суда апелляционной инстанции может усугубить положение подсудимого в сопоставлении с начальным приговором.

Чрезвычайными формами пересмотра судебных решений являются кассация и ревизия.
Кассация разделяется на два вида:

  1. пересмотр решений в связи с нарушением норм вещественного и процессуального права в интересах сторон;
  2. пересмотр решений в связи с нарушением норм вещественного и процессуального права в интересах закона.

Кассационные жалобы в интересах сторон подаются сторонами на не вступивший в легитимную силу приговор в течение 5 суток с момента ознакомления с ним. Оправдательный приговор и решение о прекращении дела обжалованию в интересах сторон не подлежат.

Кассация в интересах закона осуществляется по инициативе генерального прокурора либо министра юстиции. Кассация этого вида не создана для пересмотра вступившего в легитимную силу приговора, который считается неколебимым. Цель кассации в интересах закона состоит в получении его толкования вышестоящим трибуналом на будущее время.

Ревизия приговора делается для исправления имеющихся в нем фактических ошибок. Эта форма пересмотра приговора довольно близка к русской стадии возобновления дела по вновь открывшимся происшествиям. Основанием для возбуждения ревизионного производства служит очевидная неправильность приговора, на которую указывают вновь открывшиеся происшествия. Ходатайство о ревизии подается осужденным либо членами его семьи в кассационный трибунал и поддерживается требованием министра юстиции.

Судебная система Германии состоит из 4 звеньев.
1-ое звено составляют участковые суды. В этих судах арбитр единолично рассматривает:

  1. дела личного обвинения;
  2. дела об уголовных проступках;
  3. дела о грехах, наказание за совершение которых не превосходит 1-го года лишения свободы.

Дела о грехах, за совершение которых предвидено наказание до 3-х лет лишения свободы, рассматриваются трибуналом в составе судьи и 2-ух шеффенов (народных заседателей) либо 2-ух арбитров и 2-ух шеффенов.

Участковый арбитр в процессе расследования производит некие следственные деяния и разрешает вопросы, связанные с применением мер процессуального принуждения.

Вторым звеном являются уголовные палаты судов земель, которые действуют в качестве судов первой и апелляционной инстанций.
Третьим звеном судебной системы служат сенаты по уголовным делам высших судов земель, которые делают функции судов первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Судебную систему возглавляет Верховный федеральный трибунал Германии, который не делает функции суда первой инстанции.
Судебное создание по уголовным делам Германии содержит в себе предание обвиняемого суду, судебное разбирательство и обжалование приговоров.

Предание суду делается в подготовительном судебном заседании. В этой стадии разрешается вопрос о способности рассмотрения дела в судебном разбирательстве.

Судебное разбирательство состоит из предварительной части и фактически судебного разбирательства.

В предварительной части может быть создание осмотров, допросов очевидцев и профессионалов, если их явка в судебное разбирательство невозможна. При производстве судебных действий вправе находиться стороны.

В судебном разбирательстве различают судебное следствие, прения сторон, последнее слово подсудимого, постановление и провозглашение приговора. В целом порядок судебного разбирательства в Германии аналогичен разбирательству, присущему французскому уголовному судопроизводству.

Трибунал вправе вынести один из 4 видов приговора:
а) обвинительный;
б) оправдательный;
в) о предназначении мер безопасности и исправления (к примеру, помещение подсудимого в мед учреждение);
г) о прекращении уголовного дела.
Не вступившие в легитимную силу приговоры могут быть обжалованы в порядке апелляции и ревизии.

Апелляционную жалобу в течение 7 суток с момента ознакомления с приговором могут принести стороны, кроме штатского истца. Трибунал 2-ой инстанции в порядке апелляции проводит новое судебное разбирательство и разрешает дело по существу в границах жалобы. Если жалоба принесена с целью улучшения положения подсудимого, то действует институт «запрета поворота к худшему».

Ревизионная жалоба подается только по мотивам нарушения вещественного либо процессуального закона. Ревизионному обжалованию подлежат приговоры уголовных палат судов земель, высшего суда земли в качестве суда первой и апелляционной инстанций и приговоры участкового суда, которые не могут быть обжалованы в порядке апелляции. Законодательство предугадывает бесспорные ревизионные основания, которые во всех случаях манят пересмотр приговора.

В германском уголовном судопроизводстве существует институт возобновления производства по делам, по которым приговор вступил в легитимную силу. Стороны вправе обращаться с ходатайством о возобновлении дела при наличии событий, свидетельствующих о очевидной неправосудности приговора. Но возможность пересмотра дела по вновь открывшимся происшествиям находится в зависимости от усмотрения вышестоящего суда.
Во Франции и Германии довольно обширно развиты облегченные формы судопроизводства.

Во Франции облегченная форма процедур свойственна для производства в полицейских трибуналах по делам о проступках, наказание за совершение которых не превосходит 2-ух месяцев лишения свободы. Разбирательство производит полицейский арбитр единолично. Часто решение он воспринимает заочно на основании полицейских протоколов.
Полицейский суд воспринимает дело к собственному производству при:

  1. конкретном вызове ответчика по инициативе судьи в судебное заседание;
  2. добровольческой явке в трибунал ответчика;
  3. наличии решения органов расследования о предании суду.

По делам об уголовных проступках форма разбирательства упрощается за счет способности конкретной уплаты штрафа полицейскому агенту. Реальная процедура носит заглавие «штраф по соглашению». Этот институт дает милиции право без помощи других решать вопрос о юридической природе правонарушения и форме ответственности. Уплата штрафа не высвобождает лицо от уголовной ответственности. Но штраф может поменять наказание, ибо его уплата значит признание лицом факта правонарушения.

В Германии облегченное создание именуется «приказ о наказании». Оно делается участковым арбитром по делам о незначительных грехах, за совершение которых наказание не может превосходить 3-х месяцев лишения свободы. Суть этого производства состоит в последующем:

  1. прокурор на основании материалов расследования обращается к участковому арбитре с проектом приказа о наказании;
  2. арбитр заочно (в отсутствие обвиняемого) воспринимает одно из решений:
    а) отклоняет ходатайство прокурора в связи с дефицитностью доказательств, подтверждающих подозрение (обвинение);
    б) назначает судебное разбирательство;
    в) выносит приказ о наказании;
  3. обвиняемый в течение 7 суток может подать свои возражения, что тянет за собой общий порядок судебного разбирательства. При отсутствии этих возражений приказ вступает в легитимную силу и приобретает значение и силу приговора.

В теории уголовного процесса выделяют последующие достоинства приказа о наказании. Во-1-х, оно отличается быстротой и малозначительными вещественными затратами. Во-2-х, это создание обеспечивает направление судебных ресурсов для рассмотрения и разрешения более сложных уголовных дел. В-3-х, приказ о наказании избавляет тяготы судебного разбирательства, что соответствует интересам обвиняемого.

Reklama