По поступившим заявлениям и сообщениям о грехах должно быть принято одно из последующих решений (ст. 109 УПК):
- о возбуждении уголовного дела;
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о передаче заявления либо сообщения по подследственности либо подсудности.
Для принятия в стадии возбуждения уголовного дела хоть какого решения нужно наличие специфичных, конкретно обозначенных в законе оснований и совокупы определенных критерий. В свою очередь, сочетание оснований и критерий определяет особенный процессуальный порядок и разные юридические последствия принятия соответственных решений. В связи с этим основания и процессуальный порядок целенаправлено разглядеть применительно к видам решений.
Решение о возбуждении уголовного дела. Под основанием к возбуждению уголовного дела понимают наличие в поступившем заявлении, сообщении или материалах их проверки достаточной совокупы данных (сведений), указывающих на признаки злодеяния.
Из этого определения следует, что основание к возбуждению уголовного дела содержит в себе два неотклонимых аспекта,, называемых в теории уголовного процесса аспектом факта (либо фактическим) и аспектом права (либо юридическим).*
* Гуткин И. М. Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование. М., 1968. С.12.
Фактический аспект (аспект факта) — совокупа сведений, дающих основание органу дознания, следователю и прокурору для обоснованного догадки, что общественно опасное деяние имело место в реальности.
Юридический аспект (аспект права) — совокупа сведений, указывающих на то, что установленные фактические происшествия деяния содержат признаки определенного злодеяния. Юридический аспект подразумевает возможность и необходимость уголовно-правовой квалификации совершенного деяния в качестве злодеяния.
В неких случаях при наличии оснований к возбуждению уголовного дела решение о его возбуждении не может быть принято, так как в поводе либо материалах проверки обнаруживаются происшествия, исключающие создание по уголовному делу (к примеру, совершение общественно небезопасного деяния лицом, не достигшим возраста пришествия уголовной ответственности).
Таким макаром, уголовное дело возбуждается:
а) при наличии легитимного повода;
б) при наличии оснований к возбуждению дела;
в) при отсутствии предусмотренных в ст. 5 УПК событий, исключающих создание по делу.
Решение о возбуждении уголовного дела оформляется органом дознания, следователем либо прокурором методом вынесения в согласовании со ст. 112 УПК постановления.
Вводная часть данного постановления содержит сведения о наименовании документа, месте и времени принятия решения, должности, звании, фамилии, инициалах лица, вынесшего постановление, поводе к возбуждению уголовного дела.
Содержание описательно-мотивировочной части реального постановления содержит в себе:
а) описание действия с указанием времени, места, метода совершения злодеяния и его последствий;
б) ссылку на уголовный закон с указанием на пункты и части соответственной статьи;
в) ссылку на статьи уголовно-процессуального закона, которыми управлялось лицо при принятии решения. В резолютивной части постановления излагаются решения о:
а) возбуждении уголовного дела с указанием на квалификацию злодеяния;
б) предстоящем направлении уголовного дела;
в) незамедлительном направлении копии постановления о возбуждении уголовного дела надзирающему прокурору;
г) направлении заявителю сообщения о принятом решении.
Постановление подписывается лицом, принявшим решение. Сразу с решением о возбуждении уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению либо пресечению злодеяния, а равно к закреплению его следов.
Решение об отказе в возбуждении уголовного дела. В согласовании со ст. 113 УПК основаниями для принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела являются:
а) наличие легитимного повода;
б) отсутствие в поводе либо материалах проверки оснований к возбуждению уголовного дела;
в) наличие в поводе либо материалах проверки не только лишь оснований к возбуждению дела, да и событий, исключающих создание по уголовному делу. Эти происшествия сформулированы в ст. 5 УПК.
К данным происшествиям относятся:
- Отсутствие действия злодеяния.
В этом случае идет речь об отсутствии факта, о котором шла речь в заявлении. К примеру, в заявлении говорилось о краже байка, а он был передан обладателем в использование другому лицу по доверенности. - Отсутствие в деянии состава злодеяния.
В согласовании со ст. 8 УК уголовной ответственности подлежит лицо, в действиях (бездействии) которого содержатся все признаки состава злодеяния. При обнаружении отсутствия хотя бы 1-го из частей состава злодеяния уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению.
Данное событие отличается от первого происшествия тем, что деяние имело место в реальности, но в этом деянии отсутствует один из частей состава злодеяния (к примеру, лишение жизни другого человека в состоянии нужной обороны при отсутствии превышения ее пределов). - Истечение сроков давности вербования к уголовной ответственности.
Уголовный закон (ст. 78 УК) верно определил сроки, в течение которых лицо, совершившее грех, может быть привлечено к уголовной ответственности, и условия внедрения сроков давности. Истечение сроков давности высвобождает лицо, совершившее грех, от уголовной ответственности при условии, что оно после совершения рассматриваемого деяния не пряталось от расследования и суда и не совершало других злодеяний. Вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему грех, за которое может быть назначена смертная казнь либо бессрочное лишение свободы, решается трибуналом. - Наличие акта амнистии, если он избавляет применение наказания за совершенное деяние, также помилование отдельных лиц.
Акты амнистии принимаются Гос Думой РФ (ст. 103 Конституции РФ), а решения о помиловании — президентом РФ (ст. 89 Конституции РФ).
Акты амнистии и помилования отличаются друг от друга. 1-ый из их высвобождает от ответственности лиц, совершивших определенные категории злодеяний или владеющих обозначенными в акте амнистии признаками, и не носит личного нрава. 2-ой из их всегда принимается в отношении определенного лица либо группы лиц. Акт помилования издается, обычно, по итогам судебного разбирательства. Но в юридической практике имели место факты помилования и на более ранешних шагах (стадиях) уголовного судопроизводства.
Оба этих акта представляют собой основание к освобождению от уголовной ответственности и отбытия наказания, но не избавляют преступность деяния и не реабилитируют лиц, совершивших эти деяния. - Недостижение к моменту совершения общественно небезопасного деяния возраста, при наличии которого согласно закону вероятна уголовщина.
Данное событие носит самостоятельный нрав и имеет отношение к лицам, не достигшим 16 лет, а в исключительных случаях — к лицам, не достигшим 14 лет (ст. 20 УК). В отличие от п. 2 ч. 1 ст. 5 УПК это событие относится к числу нереабилитирующих оснований. - Примирение потерпевшего с обвиняемым по делам, возбуждаемым не по другому как по жалобам потерпевших, а поточнее, примирение лица, подавшего жалобу, с лицом, на которого подана жалоба.
- Отсутствие жалобы лица, в отношении которого совершено грех, если дело может быть возбуждено не по другому как по его жалобе.
В этом случае идет речь о делах личного и частно-публичного обвинения. Отсутствие жалобы значит, что уголовное дело возбуждено по заявлению других лиц либо по жалобе пострадавшего, в какой отсутствует ярко выраженное требование о вербовании преступника к уголовной ответственности.
В то же время отсутствие жалобы пострадавшего не препятствует возбуждению уголовного дела прокурором в случаях, предусмотренных ст. 27 УПК. - Погибель лица, совершившего грех.
Уголовное дело возбуждается для того, чтоб в конечном счете виноватое лицо понесло заслуженное наказание. Погибель лица, когда подтверждено событие злодеяния и его совершение погибшим, делает создание по делу глупым и беспредметным. В этом случае работает принцип процессуальной экономии, элементом которого является необходимость.
Погибель лица не является препятствием к возбуждению дела, если это нужно для:
а) реабилитации погибшего;
б) возобновления дела в отношении других лиц по вновь открывшимся происшествиям. - Наличие в отношении этого же лица по тому же обвинению приговора суда, вступившего в легитимную силу, или определения либо постановления суда о прекращении дела по тому же основанию.
Это событие обосновано правилом о недопустимости повторного производства по тому же деянию. Оно действует до того времени, пока перечисленные судебные решения не отменены в установленном законом порядке. - Наличие неотмененного в отношении лица либо по определенному факту постановления органа дознания, следователя либо прокурора.
Это событие также обосновано недопустимостью повторного производства в отношении 1-го и того же лица по одному и тому же предмету обвинения. - Наличие института потаенны исповеди.
Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению в отношении священнослужителя за отказ от дачи показаний по происшествиям, ставшим ему известными из исповеди.
В научной и учебной литературе существует неверное мировоззрение о том, что список исключающих создание событий, обозначенный в ст. 5 УПК, носит исчерпающий нрав.*
* Учебник уголовного процесса/Отв. ред. А. С. Кобликов. М., 1995. С. 137-139.
Но этот вывод не подтверждается анализом действующего законодательства. А именно, уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению за отсутствием в деянии состава злодеяния до вступления приговора в легитимную силу также тогда, когда преступность и наказуемость этого деяния были устранены уголовным законом, вступившим в силу после совершения этого деяния (ч. 3 ст. 5 УПК); когда лицо обладает дипломатичным иммунитетом от уголовной юрисдикции (ст. 13 Положения о дипломатичных и консульских представительствах зарубежных стран на местности СССР); когда лицо обладает судейским иммунитетом и квалификационная коллегия арбитров не отдала согласия на возбуждение дела в отношении судьи (ст. 16 закона РФ «О статусе арбитров в Русской Федерации») и т. п.
Решение об отказе в возбуждении уголовного дела оформляется постановлением (ст. 113 УПК).
Вводная часть данного постановления содержит сведения о наименовании документа, месте и времени его составления, должности, звании, фамилии, инициалах лица, вынесшего постановление, поводе к возбуждению уголовного дела (материалах проверки).
Содержание описательно-мотивировочной части этого постановления содержит в себе:
а) фактические происшествия, находящиеся в заявлении;
б) результаты проверки этих событий;
в) установленные основания к отказу в возбуждении уголовного дела;
г) ссылки на уголовно-процессуальный закон, а по мере надобности — на уголовный закон.
В резолютивной части постановления излагаются решения:
а) об отказе в возбуждении уголовного дела со ссылкой на закон;
б) о направлении сообщения заинтересованным лицам о принятом решении и объяснении им порядка его обжалования.
Постановление подписывается лицом, принявшим решение. Постановления, вынесенные лицом, производящим дознание, нуждаются в утверждении начальником органа дознания, в неприятном случае они не будут владеть юридической силой. При всем этом следует управляться совместным указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 9 сентября 1993 г. «О процессуальных возможностей управления органов внутренних дел». Этим указанием установлено, что процессуальными возможностями органа дознания владеют начальники преступной милиции, милиции публичной безопасности (местной милиции), также начальники территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители. Органы внутренних дел не упомянуты в числе органов дознания, в связи с чем их начальники не владеют в стадии возбуждения уголовного дела правами, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством.
Студенты обязаны иметь в виду, что положение ч. 4 ст. 113 УПК признано неконституционным в той мере, в какой оно не допускает судебного обжалования постановления прокурора, следователя либо органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела, а также исключает для лиц, интересы которых затрагиваются этим постановлением, возможность использовать для собственной защиты все методы, не нелегальные законом.
Решение о направлении заявления либо сообщения о злодеянии по подследственности либо подсудности. По общепринятому правилу все решения по заявлениям либо сообщениям о грехах должны быть приняты управомоченными муниципальными органами и должностными лицами в границах собственной компетенции.
Компетенция (от лат. competentia — «принадлежность по праву») — круг возможностей какого-нибудь учреждения либо лица.
Компетенция органов расследования по возбуждению уголовных дел и их расследованию, по возбуждению других производств и их осуществлению, также судебных органов по разрешению уголовных дел и личных жалоб определяется бессчетными нормами уголовно-процессуального права.
В самом общем виде основанием для принятия рассматриваемых решений является отсутствие у органа расследования либо суда правомочия на разрешение поступившего заявления либо сообщения по существу. В данном случае прокурор, следователь, орган дознания, не возбуждая уголовного дела, и арбитр могут навести приобретенное заявление либо сообщение по подследственности либо подсудности. В данном случае они должны принять меры к предотвращению либо пресечению злодеяния, а равно к закреплению следов злодеяния (ст. 114 УПК).
Заявление о совершении злодеяния направляется по подследственности обычно тогда, когда:
- в нем сообщается о криминальном деянии, совершенном на местности, не обслуживаемой органом дознания либо следователем;
- в нем сообщается о криминальном деянии, предметный либо индивидуальный признак которого не дает права подходящим органам и должностным лицам на разрешение заявления по существу.
К примеру, в заявлении, поступившем в органы милиции, сообщается о совершении злодеяния военнослужащим. Понятно, что разрешение такового заявления по существу отнесено к компетенции следователей военной прокуратуры.
Заявление о совершенном злодеянии направляется по подсудности тогда, когда рассмотрение жалобы является прерогативой суда. Речь в этом случае идет о жалобах в порядке личного обвинения, которые рассматриваются глобальными арбитрами.
Обычно направление материалов по подследственности либо подсудности оформляется сопроводительным письмом. В письме в неотклонимом порядке излагаются основания направления материалов по подследственности либо подсудности, делаются ссылки на надлежащие статьи УПК, перечисляются направляемые материалы. Они отправляются по почте либо другим методом. Таковой порядок дизайна решения о направлении заявления либо сообщения по подследственности либо подсудности нельзя отнести к значимым нарушениям уголовно-процессуального закона, потому что в ст. 114 УПК этот вопрос не урегулирован. Все же следует направить внимание на то, что в согласовании с действующим законодательством решения оформляются, обычно, постановлениями, кроме случаев, прямо предусмотренных уголовно-процессуальным законом.
Принципиальной гарантией обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел является прокурорский надзор.
В согласовании со ст. 116 УПК прокурор должен производить проверку законности и обоснованности как постановлений о возбуждении уголовного дела, так и постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.
Если дело возбуждено следователем либо органом дознания без легитимных поводов и оснований, прокурор своим постановлением отменяет постановление следователя либо органа дознания, отказывая в возбуждении уголовного дела или прекращая дело, если по нему были произведены следственные деяния.
В случае неосновательности отказа в возбуждении уголовного дела прокурор своим постановлением отменяет состоявшееся об этом постановление следователя либо органа дознания и возбуждает уголовное дело.
Эти решения прокурора могут быть обжалованы вышестоящему прокурору либо в суде.
Если же дело нелегально возбуждено прокурором, то вышестоящий прокурор отменяет соответственное постановление. При безосновательном отказе в возбуждении уголовного дела прокурором вышестоящий прокурор отменяет соответственное постановление и возбуждает уголовное дело.