Reklama

Сущность управленческой деятельности

Так как персональная деятельность управляющего в организационной системе занимает центральное место, то ее исследование и является главной неувязкой теории управления. Нужно учесть трудности психического исследования этой деятельности, трудности выделения деятельностной проблематики из проблематики общеорганизационной. Они заключаются в последующем.

  1. Деятельность управляющего находится в тесноватой связи со
    всеми качествами функционирования организации. Таким макаром, неувязка управленческой деятельности должна изучаться
    как специфичный нюанс при рассмотрении всех заморочек
    управления. Есть положительные и нехорошие последствия такового широкого фронта исследования психологии управленческой деятельности, проявляющиеся в ее размытости по дру
    гим разделам теории управления.
  2. Управленческая деятельность исследовалась в целом
    комплексе дисциплин, при всем этом доминировали ее внепсихологические нюансы: организационный, социологический, экономический и др.
  3. Наиболее затруднительно психологическое исследование
    управленческой деятельности в научном плане, потому что тут
    предметом исследования является такая неопределенная сфера, как психологическая действительность. Потому больше исследованы
    наружные проявления управленческой деятельности, чем ее
    внутреннее содержание. Основной принцип зания этой деятельности — требование сочетания анализа ее наружного и
    внутреннего содержания.

Деятельность как понятие имеет статус общенаучной категории. Изучается она в почти всех науках; в общем виде она определяется как персональная форма публичных отношений, характеризуя метод включения личности в структуру публичного разделения труда. Любая наука, изучающая деятельность, конкретизирует это общее — философское — определение по-своему. Необходимость синтеза познаний, получаемых в этих науках, обозначается как принцип комплексности в исследовании деятельности. В всеохватывающем исследовании деятельности главную роль играет психология.
Деятельность это форма активного дела суъекта к реальности, связанного с созданием общественно важных ценностей и освоением публичного опыта и направленного на достижение сознательно поставленных целей. Предметом психического исследования деятельности являются психические составляющие, регулирующие и направляющие трудовую активность субъекта и характеристики личности, через которые реализуется эта активность. Главные психические характеристики деятельности: активность, осознанность, целенаправленность, предметность, системность ее строения. Мотив — база деятельности.

Деятельность имеет внешнюю и внутреннюю свойства. Наружняя черта — это понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и критерий деятельности. Предмет труда — сочетание вещей, процессов и явлений, которыми объект оперирует в процессе работы. Средства труда — это орудия, усиливающие способности человека повлиять на предмет труда. Условия труда — система психических, соц и санитарно-гигиенических черт деятельности. Внутренняя черта деятельности дает описание устройств ее психологической регуляции, структуры, содержания, средств ее реализации.

Главные составляющие структуры деятельности: цель, мотивация, информационная база, план, принятие решения, психологические процессы, механизмы контроля и корректировки и др. Действие — основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную и намеренную активность, направленную на достижение поставленной цели. Операции — это неосознанные, автоматические деяния, являющиеся методами выполнения деятельности. Стабильность структуры главных компонент деятельности обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Конфигурации, время от времени очень значительные, она может претерпевать в связи с различиями видов и форм самой деятельности, критерий ее реализации. Потому так многочисленны систематизации видов деятельности в психологии: по предметной сфере труда; по специфике содержания (умственная и физическая); по специфике предмета; по общему нраву и др.

Существует еще одна, базовая систематизация, согласно которой все виды и типы деятельности разделяются на две главные категории: персональную и совместную. Персональная деятельность фактически всегда включена в какую-то совместную, потому делить их можно только условно, но все таки различия меж ними значительны. Психология деятельности содержит в себе два главных раздела — психологию персональной и совместной деятельности. 1-ая исследована существенно лучше 2-ой.

Управленческая деятельность в психическом плане трактуется как синтез персональной и совместной деятельности, потому она характеризуется не прямой, а опосредованной связью с конечными плодами функционирования организации. Чем меньше управленческая деятельность имеет конкретно исполнительских функций, тем выше ее эффективность.

Специфика управленческой деятельности состоит в том, что ее предметом, т. е. объектом воздействия, являются субъекты — люди. Субъект и объект труда являются схожими по трудности собственной организации и тождественными по главным, т.е. психическим особенностям. Управляющий контактирует сразу со многими субъектами”, меж которыми есть определенные социально-психологические дела. Они также входят в предмет деятельности управляющего и присваивают ему дополнительную специфику.

Специфична управленческая деятельность и по собственному процессу. Ее сущность — «деятельность по организации деятельностей». В теории это свойство рассматривается как основное.

По содержанию управленческая деятельность — это реализация универсальных функций управления (планирования, прогнозирования, мотивирования и др.).

Цель управленческой деятельности — обеспечение лучшего функционирования организационной системы.

Условия управленческой деятельности разделяются на
наружные и внутренние. Наружные условия — это временные ограничения, информационная неопределенность, высочайшая ответственность за конечные результаты, нехватка ресурсов, появление стрессовых ситуаций. Внутренние условия — необходимость одновременного выполнения разных действий и решения многих задач; противоречивость нормативных предписаний; несформулированность оценочных критериев эффективности управляющего, а нередко их отсутствие и др.

Организационный статус управляющего двойствен: он является сразу членом организации и стоит над ней, вроде бы вне этой организации. Если управляющий является не только лишь формальным начальником, да и реальным фаворитом, деятельность организации становится более действенной. Сочетание иерархического и коллегиального принципов ее организации — это очередной признак управленческой деятельности.

В управленческой деятельности также выделяют черты, обусловленные организационным статусом управляющего. Обозначаются они понятием «особенность поста руководителя» и состоят в последующем:

  1. управляющий — единственный человек в организации, имеющий двойную принадлежность. К примеру, директор предприятия является его членом и сразу заходит в совет директоров — орган управления более высочайшего порядка;
  2. на управляющего возложена ответственность за функцио
    нирование всей организации в целом, а не за работу какой-нибудь
    одной ее части;
  3. управляющий оказывает существенно большее воздействие на
    компанию в целом, чем хоть какой из ее членов.

Совокупа признаков и черт управленческой деятельности образуют определенный симптомокомплекс психических особенностей, отличающих ее от других видов проф деятельности. Проявляется он с разной степенью выраженности. Эти различия определяет иерархический статус управляющего — чем он выше, тем паче выражены все отмеченные признаки и напротив. Понятие управленческого континуума образуют, с одной стороны, низшие уровни управления маленькими группами, с другой — высшие уровни управления предприятиями и фирмами. В нем выделяют три главные категории управленческих должностей: руководители низшего, среднего и высшего звена, содержание деятельности которых различается по степени выраженности ее главных признаков.

Руководители низшего звена («младшие начальники») управляют конкретно работниками. Это — мастера, заведующие отделами. Тип управляющих среднего звена, контролирующих работу «младших начальников», более многочислен и разнообразен. Его делят на две подгруппы: верхний и низший уровни среднего звена. Это — декан в вузе, директор филиала в фирме. Руководители высшего звена возглавляют большие организации — производственные и муниципальные. Представители этого уровня накладывают на вид организации в целом отпечаток собственной личности.

Reklama