Reklama

Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний

Психологическая организация управленческой деятельности не ограничивается только когнитивными, регулятивными и коммуникативными процессами, она содержит в себе также чувственные, волевые и мотивационные процессы.

Связь чувственных и волевых процессов, их воздействие на контроль человека за своими состояниями в процессе деятельности отражены в понятии эмоционально-волевой регуляции состояний.

Эмоции (от лат. emovere— возбуждать, тревожить) — форма психологического отражения, состоящая в конкретном переживании явлений и ситуаций, обусловленном соотношением их беспристрастных параметров и потребностей субъекта. По сопоставлению с эмоциями эмоции являются более обычный формой оценочного, личного дела к реальности. Они развертываются как в осознаваемой, так и в неосознаваемой форме. Чувства отличаются высочайшей стабильностью, сложностью и осознанностью; они наименее «привязаны» к ситуации и в основном охарактеризовывают личность и ее мотивы. Сходство меж чувствами и эмоциями в том, что они выступают 2-мя формами личного дела человека к для себя самому и к окружающей реальности.

Чувства и эмоции делают две главные функции — сигнальную и регулирующую. Выделяют две их главные группы: положительные и отрицательные. 1-ые обозначают как сте-нические (усиливающие психологические способности человека), 2-ые — как астенические (плохо действующие на состояние и деятельность). Существует также широкая сфера амбивалентных (двояких) эмоций и чувств, характеризующихся сочетанием отрицательных и положительных отношений к одному и тому же предмету.

Чувственные процессы состоят из определенных фаз, 1-ая из которых — нарастание чувственного напряжения, потом следует фаза разрешения, снятия напряженности. Для эмоций нехарактерен параметр фазовости, потому что они являются размеренными формами отношений. Выделяют умственные, моральные, эстетические и праксические чувства (от греч. praxis — дело, занятие).

Эмоции классифицируются по степени их интенсивности. При малой выраженности они выступают как расцветка какого-нибудь психологического процесса — в форме чувственного фона. Выделяясь в самостоятельный процесс, они получают форму чувственного переживания, а в максимально выраженном виде — форму аффекта. Стрессовые состояния и настроения тоже числятся основными формами чувственных отношений.

Воля как психологический процесс определяется в качестве сознательной регуляции человеком собственного поведения и деятельности. Она обеспечивает преодоление проблем при достижении целей. Ключевое значение при ее характеристике имеют такие понятия, как волевой акт, волевое усилие и волевые характеристики личности.

Структура волевого акта включает в себя три главных шага: 1) понимание человеком цели и желание ее достигнуть; 2) «борьба мотивов», связанная с выбором цели; 3) реализация принятого решения и преодоление возникающих при всем этом проблем.

Все этапы данного акта требуют волевого усилия, связанного с преодолением импульсивных желаний и потребностей. Волевое усилие может принимать форму побуждения, запрета, поддержания работоспособности, контроля, сопротивления наружным помехам.

Более важные волевые процессы — самостоятельность, целеустремленность, решительность, напористость, выдержка, самообладание. Производные от их характеристики — дисциплинированность, смелость, стойкость. Тесноватая связь чувственных и волевых процессов приводит к тому, что в реальном поведении они неделимы и переживаются человеком в форме психологических состояний. Это — вся психика, ее содержание, но на определенном интервале ее функционирования. Психологические состояния изучает особая область психологии — психология многофункциональных состояний.

Все главные типы состояний с их закономерностями сохраняются в деятельности управляющего, да и нередко появляются в более ясной форме. Классифицируются они по степени интенсивности: по содержанию (утомление, одушевление, фрустрация, тревога и др.), по видам деятельности (игровой, учебной, трудовой), по тону (положительные, отрицательные, амбивалентные), по нраву воздействия на деятельность (положительные и нехорошие).

Структура хоть какого состояния состоит из 2-ух компонент: содержательного и динамического. На эффективность выполнения деятельности огромное воздействие оказывает как содержание состояний, так и его интенсивность. Энергетический фон, провождающий выполнение деятельности, обозначают понятием уровня активации. Он изменяется в широком спектре значений, для обозначения которого в психологии употребляется понятие «континуум активации» либо «шкала уровней бодрствования». Последующие состояния рассматриваются в качестве таких уровней: кома, глубочайший сон, резвый сон, поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрствование, напряженное бодрствование, стресс.

Эффективность деятельности управляющего находится в зависимости от уровня активации: она понижается на очень высочайшем и очень низком уровнях. В первый раз эту зависимость нашли южноамериканские ученые Р. Йеркс и Д. Додсон. Именуется она «закон Йеркса — Додсона», либо закон «оптимума активации». Существует также связь меж степенью деструктивного (негативного) воздействия психологических состояний и сложностью процессов, на которые оказывается это воздействие. К примеру, под действием утомления либо стресса поначалу понижаются умственные функции, а потом, и в существенно наименьшей мере, более обыкновенные — моторные, исполнительские.

В управленческой деятельности мощная группа эмоцио-генных причин связана с межличностными отношениями. Сложность этой деятельности, трудные условия ее реализации в купе с ответственностью за ее результаты образуют неизменный симптомокомплекс черт управленческой деятельности. Конкретно такая деятельность просит неизменного включения волевых процессов. В психологии управленческой деятельности выделяют круг более обычных качеств эмоционально-волевой регуляции, более важных для ее организации. Это — трудности стресса, фрустрации, парадокс «готовности к критическим действиям», понятие чувственной резистенции управляющего, особенности когнитивной регуляции дисфункциональных состояний, закономерности экспрессивных процессов в управленческой деятельности.

Reklama