Reklama

Общая характеристика регулятивных процессов

Когнитивные психологические процессы конкретно даны человеку в его самонаблюдении, их роль в обеспечении хоть какой деятельности самоочевидна. Для целостной организации деятельности недостаточно одних когнитивных процессов, потому что хоть какой таковой процесс — это определенная абстракция, а в таковой сложной деятельности, как управленческая, они осуществляются комплексно. Потому должны быть особые процессы, регулирующие работу когнитивной системы.

Все когнитивные процессы связаны друг с другом, но они ведут взаимодействие и с другими психологическими процессами: чувственными, мотивационными, волевыми. По собственной начальной ориентации они ориентированы на зание, ориентировку в среде, переработку инфы.
Но эти процессы являются только одним из классов процессов, обеспечивающих управленческую деятельность. Другой класс — это совокупа психологических процессов, обозначенная понятием «регулятивные процессы деятельности». В психологии в связи с этим сложились представления о очередной подсистеме психологических процессов — регулятивной. Регулятивные процессы ориентированы конкретно на построение и регуляцию деятельности. Неважно какая деятельность невозможна без процессов целеобразования, планирования, прогнозирования, принятия решения, самоконтроля, корректировки. Все они являются всеохватывающими и синтетическими по собственному строению, включая в собственный состав главные когнитивные процессы, чувственные, волевые, мотивационные. Регулятивные процессы — это те синтетические образования, в каких достигается целостность работы главных психологических процессов, потому их обозначают понятием «интегральные процессы» психологической регуляции деятельности. Вместе с когнитивными процессами они образуют 2-ой основной класс психологических процессов — регулятивных, либо интегральных.

Процессы целеобразования, антиципации, принятия решения, планирования, программирования, самоконтроля, корректировки формируются под воздействием специфично деятельност-ных задач и ориентированы на компанию деятельности. Сразу они являются продуктом синтеза всех когнитивных процессов, также чувственных, волевых и мотивацион-ных, считающихся процессами «первого порядка» трудности. Потому регулятивные процессы рассматривают в качестве процессов «второго порядка». Они более комплексны, потому что больше, чем все другие процессы, связаны с основными личностными свойствами. Персональная мера развития каждого из интегральных процессов сама по для себя выступает как личностное качество. Эти процессы не достаточно исследованы, только не так давно они стали рассматриваться как особенный класс психологических процессов, владеющий специфичными психическими особенностями. Он более характерен для управленческой деятельности, которая просит выполнения инвариантной совокупы основных управленческих функций. Описаны они были уже в «административной» (традиционной) школе и сохраняются во всех, в том числе и в современных, подходах. Их реализация — сущность управления как такого. Главные управленческие функции — это интегральные процессы ее организации. Управляющий же должен организовать и воплотить эти процессы.

Более общая особенность интегральных процессов состоит в том, что по механизмам собственной реализации они являются фактически психическими образованиями, им присущи все главные характеристики, характеризующие другие классы психологических процессов (идеальность, предметность, субъективность, целенаправленность).

Другой общей особенностью интегральных процессов является существование для каждого из их специфичного операционного состава средств, через которые они осуществляются. Важный признак хоть какого психологического процесса — наличие собственного и специфичного для него операционного состава. К примеру, операциями процесса мышления являются анализ, синтез, сопоставление, абстрагирование и др. Операции процесса принятия решения’ — определение начальной неопределенности, формулировка задачки выбора, генерация и селекция альтернатив и др.

Особенностями интегральных процессов являются синтетичность их состава и регулятивная направленность. Синтетичность хоть какого интегрального процесса заключается в его комплексности, так как появляется он средством синтеза других классов психологических процессов — когнитивных, чувственных, волевых, мотивационных. Регулятивная направленность состоит в ориентированности интегральных процессов на компанию деятельности и решение связанных с ней задач (выработка цели, составление плана и др.).

Интегральные процессы — связывающее звено меж когнитивными процессами и исполнительскими действиями, что тоже является их особенностью. Они развертываются не только лишь на базе когнитивных процессов, да и после их, а потому обозначаются как метакогнитивные.

Каждый интегральный процесс приурочен к определенному шагу организации деятельности. Совокупа этих процессов составляет целостный цикл организации деятельности — от формирования цели до корректировки результатов.

Большенными различиями в трудности характеризуются задачки, связанные с организацией деятельности, потому различия меры трудности интегральных процессов тоже очень значительны. В обычных задачках они реализуются в редуцированной (сокращенной) форме, неосознанно, автоматом. В данном случае они носят нрав психических операций. При усложнении задач эти процессы получают самостоятельную цель и подлежат пониманию, приобретая форму деяния; в максимально сложных случаях они преобразуются во полностью самостоятельную деятельность. Более типична такая трансформация для управленческих задач и функций.

Интегральные процессы владеют свойством полиморфно-сти, выступая в 3-х главных формах, узнаваемых в психологии: операции, деяния, деятельности.

Существует еще одна особенность, резко отличающая интегральные процессы от когнитивных. Когнитивные процессы образуют собственного рода иерархию, на «вершине» которой находится процесс мышления, подчиняющий все другие процессы и включающий их в себя. Потому в психологии по отношению к когнитивным процессам употребляется понятие конкретно их иерархии. Система интегральных процессов представляет собой совсем иную картину. Хоть какой интегральный процесс может становиться ведущим, это находится в зависимости от конфигурации ситуаций, задач, шага организации деятельности. Эти процессы основаны на базе другого, известного в науке и поболее общего принципа — гетерархического. Он подразумевает наличие нескольких «управляющих центров» сразу и возможность их оживленного перераспределения зависимо от ситуации. От того, как много в деятельности будут представлены и согласованы все эти процессы, зависит ее эффективность. Паритетность по значимости интегральных процессов отражает специфику управленческой деятельности и повсевременно отмечается в теории управления.

Reklama