Reklama

Сущность функции целеполагания

Важным компонентом управленческой деятельности и общего функционирования организаций является целеполагание. Оно же является основной функцией управляющего, шагом управленческой деятельности и компонентом ее структуры. Определяется целеполагание как выбор цели функционирования организации. В теории управления трактовка этой функции разнопланова. С одной стороны, признается ее определяющая роль в управленческой деятельности и общем функционировании организации, с другой — эта функция не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть функции планирования. В другой трактовке целеполагание рассматривается как начальная стадия всего управленческого цикла, предыдущая ему; потому оно выносится за границы системы функций управления. Это справедливо в том смысле, что целеполагание стоит «вне и выше» других функций.

Но целеполагание по собственному содержанию и роли в управлении — конкретно управленческая функция. Это не только исходный шаг управления. В процессе следующей деятельности имеет место формулировка новых целей, если выясняется неэффективность изначальных. При всем этом целеполагание выступает следствием других управленческих функций, а не первым шагом управления. Специфичная обязанность управляющего — постановка целей перед исполнителями, что также заходит в процесс функционирования организации. Функция целеполагания по собственному содержанию — процесс непростой и развернутый во времени, имеющий специальные закономерности, не характерные другим управленческим функциям. Время от времени эта функция употребляется как база в способе «управления по целям» (management by objectives — МВО).

Теория управления определяет понятие цели как системообразующий фактор организации. Цель определяет общую направленность деятельности организации, ее структуру и состав, регулирует связи меж ее компонентами, интегрирует их в согласованную систему. Она же является основой стратегических решений и планирования в организации. Общий стиль организации находится в зависимости от нрава целей.

Начинается реализация функции целеполагания с определения общей цели организации, являющейся основой ее деятельности. Для определения этой цели используются понятия «философия компании», «политика фирмы», «миссия организации». Миссия определяет главные задачки организации, направления ее деятельности и управления ею. Свобода в выборе миссии является залогом эффективности экономики в целом.

Неотклонимым в науке управления считается выполнение 1-го правила: получение организацией прибыли не должно формулироваться в качестве ее миссии. Прибыль — внутренняя неувязка организации. Но так как организация является социальной и открытой системой, она сумеет выжить, удовлетворяя какую-нибудь потребность, находящуюся вне ее. К примеру, компания «Форд» определяет цель как «предоставление людям дешевенького транспорта», сохраняя за прибылью ведомую роль в обеспечении жизнеспособности компании.

Миссия — это фундамент для следующей реализации функции целеполагания.

Reklama