Все положительные общечеловеческие свойства, и в том числе умственные, полезны для деятельности управляющего. Какие же из их более специфичны управленческой деятельности? Ответ на этот вопрос определяется современными представлениями о структуре когнитивных процессов и строении ума.
Понятие «интеллект» определяется как интеграция всех личных и общих познавательных возможностей человека. Личные, познавательные возможности связаны с определенными психологическими процессами — восприятием, памятью, мышлением и др., а общие возможности охарактеризовывают целостное функционирование этих процессов. Умственные возможности в собственном всеохватывающем проявлении неразрывно связаны с другими общими возможностями: креативностью, обучаемостью, саморегуляцией, активностью.
Умственная деятельность управляющего развертывается в критериях, специфичных по предмету деятельности (совокупа «социальных объектов») и по степени жесткости — режиму ответственности, требований и др. Это определяет начальную прагматичность позиции управляющего; на 1-ый план выдвигаются практические составляющие ума.
Ум управляющего под воздействием объекта и критерий деятельности имеет практически-социальный нрав, потому его личные и общие характеристики получают определенное своеобразие.
Специальные особенности отдельных психологических процессов сразу являются специфичными чертами ума управляющего в плане его личных познавательных возможностей. Потому они выступают как категории умственных свойств управляющего. Каждый процесс имеет специальные для управленческой деятельности черты и психические особенности.
Основная особенность восприятия в том, что его ведущий тип в управленческой деятельности — соц перцепция, процессы межличностного восприятия. Они насыщены оценочными, самооценочными, рефлексивными, объяснительно-интерпретационными, экспрессивными операциями, а потому выходят далековато за рамки восприятия как такого. На базе совершенствования способностей межличностного восприятия развивается специфичное личностное качество управляющего, его умственная способность — психическая проницательность. Она очень принципиальна для управленческой деятельности.
В процессах памяти особенное место в обеспечении удачного управления принадлежит ее двум главным типам — оперативной и длительной памяти. От процессов оперативки специфичность управленческой деятельности просит их особенного свойства — характеристики мобилизационной готовности. Используя ресурсы длительной памяти, управленческая деятельность сформировывает проф опыт управляющего. Мера его полноты, адекватности, богатства — также специфичный регулятор умственной деятельности и является важным качеством управляющего. Подобная закономерность существует и для процессов мышления. Под воздействием специфичности управленческой деятельности его общие особенности стают в форме практического мышления.
В собственной базе неважно какая из особенностей процесса практического мышления имеет какую-либо умственную способность: прогностичность, рефлексивность, систематичность, оригинальность и др.
Вместе с личными познавательными возможностями ум управляющего имеет обобщенные характеристики и проявления, определяющие собой уровень его особых, личных возможностей.
Доминирующее место в структуре практически-социального ума занимает вербальный ум. Он имеет обобщенные характеристики и присущие ему в целом проявления. Нрав направленности невербальной составляющей ума на оперирование абстрактным, формальным материалом обусловливает ее подчиненное место по отношению к вербальному уму.
В деятельности управляющего по аналогичным причинам относительно большая нагрузка ложится на конвергентное мышление (Дж. Гилфорд), потому что этот тип более соответствует практическим задачкам как таким в отличие от теоретических, требующих дивергентных возможностей.
По отношению к управленческой деятельности фактор «связанного» ума представляется более принципиальным, чем «свободного», потому что он конкретно соотносится с проф опытом управляющего, являясь основой его формирования.
Огромное значение в организации управленческой деятельности имеет умственное свойство метакогнитивнои осведомленности, состоящее в адекватном самовосприятии и использовании сильных сторон собственного ума, также в умении скрывать его слабенькие стороны. Это — основной механизм высокопродуктивной умственной деятельности. Он, но, специфичен по отношению к деятельности управляющего.
- Более выраженным он становится в связи со сложностью
и жесткостью критерий управленческой деятельности, проявляющих сильные и слабенькие стороны ума управляющего. - Учет собственных «плюсов» и «минусов» является главной предпосылкой формирования стиля деятельности, более соответственного личным особенностям.
- Основная «забота» управляющего — его стиль, репутация,
авторитет. Метакогнитивная осведомленность потому становится регулятором наружного поведения управляющего: выбираются методы воздействия на подчиненных, базирующиеся на
«сильных сторонах» и выделяющие их.
Открытая познавательная позиция — другое обобщенное умственное качество, которое также специфически для деятельности управляющего. На нем основываются принципиальные особенности его поведения и такие свойства, как «восприимчивость к новому», «готовность поменять взгляды» и др. Это качество — нужное условие для проявления креативности и самообучаемости в деятельности управляющего.
Специфичны также проявления умственного стиля в управленческой деятельности. Главные стили — исполнительский, законодательный, оценочный — не полностью отвечают всеохватывающему нраву деятельности управляющего. Комбинированный умственный стиль является для нее хорошим.
Довольно ясно посреди главных типов умственной даровитости выделяются два — «компетентные» и «мудрые», более отвечающие своеобразию управленческой деятельности.
Так как ум заходит в целостную структуру общих возможностей личности, испытывая на для себя их воздействие и приобретая специфику проявления в деятельности, то очень принципиальна его связь с таковой общей способностью, как обучаемость.
В умственной деятельности управляющего разнообразны и специфичны проявления таковой общей возможности, как креативность. Это отыскало отражение в понятии «творческое отношение к делу» в «обыденной психологии управления». Различают в психическом плане ряд главных направлений воздействия этой возможности на управленческую деятельность.
- На креативности основано такое принципиальное качество управляющего, как «умение созидать проблемы», что является важным фактором действенного управления.
- Роль креативности еще более выражена в реализации
функции формулировки новых задач перед подчиненными. - Креативность проявляется и в решении уже имеющихся заморочек. Управляющий должен уметь предложить нестандартное решение трудности, это крепит его проф и соц авторитет.
- Особенное значение креативность имеет для реализации инновационной функции, являющейся одной из основных в
управленческой деятельности. - Креативность нужна для реализации экспертно-консультативной функции.
Аналогичную роль в организации управленческой деятельности играет способность к саморегуляции. Эта общая способность выступает основой для определенного симптомоком-плекса более личных познавательных и личных параметров, влияющих на реализацию основных функций управления.
- Случайная саморегуляция выражается в главных операциях и свойствах практического мышления (планирование,
прогнозирование, контроль, оценка). - Саморегуляция обеспечивает критичность мышления
принципиальное качество умственной деятельности управляющего. - Способность к саморегуляции дает возможность лучшим образом распоряжаться своими умственными и
другими ресурсами. - На базе саморегуляции можно управлять своим
состоянием и держать под контролем его, что очень принципиально в работе
управляющего. Это свойство также является одним из причин
стрессустойчивости к нехорошим наружным воздействиям.
Рефлексивность как общая способность личности также проявляется в деятельности управляющего специфичным образом. Она присваивает его умственным функциям своеобразие.
Эта способность — психическая база для устройств рефлексивного управления. «Управляющий» ждет, что «управляемый» поведет себя в ситуации так же, как и он сам, т. е. верно.
В психологии есть понятие «рефлексивная пауза», в итоге которой в поведение врубаются новые умственные операции. Принципиальное подтверждение умственной зрелости — умение держать паузу.
Управленческая деятельность предъявляет и обратные требования к умственным возможностям управляющего — необходимость скорости переработки инфы, ее актуализация, быстроту реакции на действия и на принятие решений.
Со «скоростным фактором» связана еще одна общая способность — общая активность. Ее психическая база — определенный уровень общей активированности нервной системы, зависящий от особенностей нейрофизиологических структур мозга и всего организма в целом. От умственной активности зависит уровень развития таких принципиальных управленческих свойств, как общительность, предприимчивость, доминантность, рвение к достижениям и др. В психологии управления понятием «общественная энергичность» обозначают симптомокомплекс свойств управляющего, производный от общего характеристики активности.
Принципиальное свойство для управляющего —устойчивость (толерантность) к неопределенности. Она имеет сложную психическую структуру и содержит в себе три главных компонента:
- Способность когнитивной компенсации неопределенности (восполнения недостающей инфы).
- Восприятие неопределенных ситуаций как рядовых, хотя
и тяжелых, а не как психотравмирующих. - Комплекс фактически личных свойств: экстравертированность, чувственная стабильность, интернальность и др.
Характеристики стойкости и склонности к неопределенности независимы друг от друга. В зависимости от сочетания меры выраженности этих параметров существует типология личностей управляющих. Наибольшая проф эффективность принадлежит лицам, сочетающим внутри себя высшую устойчивость к неопределенности с очередной увлекательной, но пореже встречающейся способностью — склонностью к неопределенности.