Reklama

Специфика интеллектуальных качеств руководителя

Все положительные общечеловеческие свойства, и в том числе умственные, полезны для деятельности управляющего. Какие же из их более специфичны управленческой деятельности? Ответ на этот вопрос определяется современными представлениями о структуре когнитивных процессов и строении ума.

Понятие «интеллект» определяется как интеграция всех личных и общих познавательных возможностей человека. Личные, познавательные возможности связаны с определенными психологическими процессами — восприятием, памятью, мышлением и др., а общие возможности охарактеризовывают целостное функционирование этих процессов. Умственные возможности в собственном всеохватывающем проявлении неразрывно связаны с другими общими возможностями: креативностью, обучаемостью, саморегуляцией, активностью.

Умственная деятельность управляющего развертывается в критериях, специфичных по предмету деятельности (совокупа «социальных объектов») и по степени жесткости — режиму ответственности, требований и др. Это определяет начальную прагматичность позиции управляющего; на 1-ый план выдвигаются практические составляющие ума.

Ум управляющего под воздействием объекта и критерий деятельности имеет практически-социальный нрав, потому его личные и общие характеристики получают определенное своеобразие.

Специальные особенности отдельных психологических процессов сразу являются специфичными чертами ума управляющего в плане его личных познавательных возможностей. Потому они выступают как категории умственных свойств управляющего. Каждый процесс имеет специальные для управленческой деятельности черты и психические особенности.

Основная особенность восприятия в том, что его ведущий тип в управленческой деятельности — соц перцепция, процессы межличностного восприятия. Они насыщены оценочными, самооценочными, рефлексивными, объяснительно-интерпретационными, экспрессивными операциями, а потому выходят далековато за рамки восприятия как такого. На базе совершенствования способностей межличностного восприятия развивается специфичное личностное качество управляющего, его умственная способность — психическая проницательность. Она очень принципиальна для управленческой деятельности.

В процессах памяти особенное место в обеспечении удачного управления принадлежит ее двум главным типам — оперативной и длительной памяти. От процессов оперативки специфичность управленческой деятельности просит их особенного свойства — характеристики мобилизационной готовности. Используя ресурсы длительной памяти, управленческая деятельность сформировывает проф опыт управляющего. Мера его полноты, адекватности, богатства — также специфичный регулятор умственной деятельности и является важным качеством управляющего. Подобная закономерность существует и для процессов мышления. Под воздействием специфичности управленческой деятельности его общие особенности стают в форме практического мышления.

В собственной базе неважно какая из особенностей процесса практического мышления имеет какую-либо умственную способность: прогностичность, рефлексивность, систематичность, оригинальность и др.

Вместе с личными познавательными возможностями ум управляющего имеет обобщенные характеристики и проявления, определяющие собой уровень его особых, личных возможностей.

Доминирующее место в структуре практически-социального ума занимает вербальный ум. Он имеет обобщенные характеристики и присущие ему в целом проявления. Нрав направленности невербальной составляющей ума на оперирование абстрактным, формальным материалом обусловливает ее подчиненное место по отношению к вербальному уму.

В деятельности управляющего по аналогичным причинам относительно большая нагрузка ложится на конвергентное мышление (Дж. Гилфорд), потому что этот тип более соответствует практическим задачкам как таким в отличие от теоретических, требующих дивергентных возможностей.

По отношению к управленческой деятельности фактор «связанного» ума представляется более принципиальным, чем «свободного», потому что он конкретно соотносится с проф опытом управляющего, являясь основой его формирования.

Огромное значение в организации управленческой деятельности имеет умственное свойство метакогнитивнои осведомленности, состоящее в адекватном самовосприятии и использовании сильных сторон собственного ума, также в умении скрывать его слабенькие стороны. Это — основной механизм высокопродуктивной умственной деятельности. Он, но, специфичен по отношению к деятельности управляющего.

  1. Более выраженным он становится в связи со сложностью
    и жесткостью критерий управленческой деятельности, проявляющих сильные и слабенькие стороны ума управляющего.
  2. Учет собственных «плюсов» и «минусов» является главной предпосылкой формирования стиля деятельности, более соответственного личным особенностям.
  3. Основная «забота» управляющего — его стиль, репутация,
    авторитет. Метакогнитивная осведомленность потому становится регулятором наружного поведения управляющего: выбираются методы воздействия на подчиненных, базирующиеся на
    «сильных сторонах» и выделяющие их.

Открытая познавательная позиция — другое обобщенное умственное качество, которое также специфически для деятельности управляющего. На нем основываются принципиальные особенности его поведения и такие свойства, как «восприимчивость к новому», «готовность поменять взгляды» и др. Это качество — нужное условие для проявления креативности и самообучаемости в деятельности управляющего.

Специфичны также проявления умственного стиля в управленческой деятельности. Главные стили — исполнительский, законодательный, оценочный — не полностью отвечают всеохватывающему нраву деятельности управляющего. Комбинированный умственный стиль является для нее хорошим.

Довольно ясно посреди главных типов умственной даровитости выделяются два — «компетентные» и «мудрые», более отвечающие своеобразию управленческой деятельности.

Так как ум заходит в целостную структуру общих возможностей личности, испытывая на для себя их воздействие и приобретая специфику проявления в деятельности, то очень принципиальна его связь с таковой общей способностью, как обучаемость.

В умственной деятельности управляющего разнообразны и специфичны проявления таковой общей возможности, как креативность. Это отыскало отражение в понятии «творческое отношение к делу» в «обыденной психологии управления». Различают в психическом плане ряд главных направлений воздействия этой возможности на управленческую деятельность.

  1. На креативности основано такое принципиальное качество управляющего, как «умение созидать проблемы», что является важным фактором действенного управления.
  2. Роль креативности еще более выражена в реализации
    функции формулировки новых задач перед подчиненными.
  3. Креативность проявляется и в решении уже имеющихся заморочек. Управляющий должен уметь предложить нестандартное решение трудности, это крепит его проф и соц авторитет.
  4. Особенное значение креативность имеет для реализации инновационной функции, являющейся одной из основных в
    управленческой деятельности.
  5. Креативность нужна для реализации экспертно-консультативной функции.

Аналогичную роль в организации управленческой деятельности играет способность к саморегуляции. Эта общая способность выступает основой для определенного симптомоком-плекса более личных познавательных и личных параметров, влияющих на реализацию основных функций управления.

  1. Случайная саморегуляция выражается в главных операциях и свойствах практического мышления (планирование,
    прогнозирование, контроль, оценка).
  2. Саморегуляция обеспечивает критичность мышления
    принципиальное качество умственной деятельности управляющего.
  3. Способность к саморегуляции дает возможность лучшим образом распоряжаться своими умственными и
    другими ресурсами.
  4. На базе саморегуляции можно управлять своим
    состоянием
    и держать под контролем его, что очень принципиально в работе
    управляющего. Это свойство также является одним из причин
    стрессустойчивости к нехорошим наружным воздействиям.

Рефлексивность как общая способность личности также проявляется в деятельности управляющего специфичным образом. Она присваивает его умственным функциям своеобразие.

Эта способность — психическая база для устройств рефлексивного управления. «Управляющий» ждет, что «управляемый» поведет себя в ситуации так же, как и он сам, т. е. верно.

В психологии есть понятие «рефлексивная пауза», в итоге которой в поведение врубаются новые умственные операции. Принципиальное подтверждение умственной зрелости — умение держать паузу.

Управленческая деятельность предъявляет и обратные требования к умственным возможностям управляющего — необходимость скорости переработки инфы, ее актуализация, быстроту реакции на действия и на принятие решений.

Со «скоростным фактором» связана еще одна общая способность — общая активность. Ее психическая база — определенный уровень общей активированности нервной системы, зависящий от особенностей нейрофизиологических структур мозга и всего организма в целом. От умственной активности зависит уровень развития таких принципиальных управленческих свойств, как общительность, предприимчивость, доминантность, рвение к достижениям и др. В психологии управления понятием «общественная энергичность» обозначают симптомокомплекс свойств управляющего, производный от общего характеристики активности.

Принципиальное свойство для управляющего —устойчивость (толерантность) к неопределенности. Она имеет сложную психическую структуру и содержит в себе три главных компонента:

  1. Способность когнитивной компенсации неопределенности (восполнения недостающей инфы).
  2. Восприятие неопределенных ситуаций как рядовых, хотя
    и тяжелых, а не как психотравмирующих.
  3. Комплекс фактически личных свойств: экстравертированность, чувственная стабильность, интернальность и др.

Характеристики стойкости и склонности к неопределенности независимы друг от друга. В зависимости от сочетания меры выраженности этих параметров существует типология личностей управляющих. Наибольшая проф эффективность принадлежит лицам, сочетающим внутри себя высшую устойчивость к неопределенности с очередной увлекательной, но пореже встречающейся способностью — склонностью к неопределенности.

Reklama