Монополия как форма несовершенного рынка

Из таблицы 5 видно, что самой последней формой неидеального рынка является монополия. Монополия — это рынок 1-го торговца определенного вида продукции либо услуг, исключающий возможность вхождения в него других компаний, к примеру, монополия городского водопроводно-канализационного хозяйства. Спрос на такую продукцию определяется рынком, а предложение — фирмой-монополистом. Монополист может ограничить создание и повысить стоимость, а в состоянии сделать это и без ограничения производства, если спрос на его продукцию неэластичен.

Формы монополий:

Административная — это монополия страны на создание продукции, которое: а) является особо доходным и стремительно пополняет казну, к примеру, спиртное создание; б) особо опасное, потому его нельзя доверить частникам, к примеру, атомное создание (по этой причине в США было в 70-х годах национализированы некие авиакомпании); в) если нереально установить потребителя и не с кого взимать средства за услуги: уличное освещение, маяки, дорожная разметка; г) слабо окупаемое создание, на которое нет желающих, к примеру, угледобыча (в Великобритании то национализируется, то приватизируется).

Естественные монополии – особо крупные (в отраслях, где мелкое создание экономически нерентабельно), нужные обществу в таком качестве как более действенные, экономичные, надежные, приносящие огромные налоги, облегчающие управление и очень сильные в интернациональной конкуренции: ОАО Газпром, РАО ЕЭС (Единая Энергетическая Сеть); МПС; Транснефтегаз; почта и телеграф.

Упорядочение естественных монополий, ограничение их власти является большой неувязкой. Основные направления их регулирования заключаются в последующем: развитие гласности и прозрачности вокруг их; увеличение собираемости налогов; отмена налоговых льгот; проверка связей с заграницей на предмет покупки шикарной недвижимости управлением в то время, как рабочие не получают заработной платы, введение пошлины на ввоз ими предметов роскоши; частичное разукрупнение.

Последнее удается в ЕЭС, где было увеличено число компаний, производящих электроэнергию, часть компаний передается регионам. Что касается Газпрома, то правительство не разукрупняло эту монополию, так как она является субъектом мирового рынка. Но на данный момент этот процесс начался.

Идет борьба за устранение ценового произвола и понижение тарифов на услуги популяции.

Искусственные монополии образуются фирмами для поддержания власти над ценой (в главном воспрещаются антимонопольным законодательством). Сюда относятся: пулы, конвенции — контракта по одному вопросу; картели – контракта по ряду вопросов — о ценах, разделе рынков сбыта, в главном запрещены законом; синдикаты — объединения для совместной реализации; тресты — это акционерные общества, создаваемые сначала века методом слияния компаний; концерны — объединение компаний одной либо нескольких отраслей на базе централизации функций научно-технического и производственного сотрудничества, где участники остаются юридически самостоятельными; консорциумы – объединения, создаваемые для решения определенных задач, воплощения больших проектов, где участники стопроцентно самостоятельны, но в реализации целей консорциума подчиняются избранному исполнительному органу; ассоциации – договорные объединения различных компаний для совместного выполнения хозяйственных, научных, культурных, управленческих и др. функций (выход и вступление идет без согласования с другими участниками ассоциации); холдинги – компании, владеющие другими фирмами., они держут под контролем свои дочерние компании и получают дивиденды от контрольного пакета акций.; конгломераты — это компании различных отраслей, объединенные одним владельцем-спекулянтом в целях следующей перепродажи; финансово-промышленные группы (ФПГ) объединения банковского и промышленного капитала, дающие возможность членам группы использовать капитал друг дружку, в том числе в банковской сфере для эмиссии ценных бумаг, спекулятивных сделок, денежных операций и других коммерческих композиций.

Рассмотрим примеры из жизни ФПГ в Рф. Они все подлежат гос регистрации. Государственное регулирование их идет Госкомитетом по промышленной политике. В рамках СНГ есть рекомендательный законодательный акт о финансово-промышленных группах. Есть соглашение правительств о содействии ФПГ.

ФПГ – это массивные холдинги, но предприятие либо банк может заходить исключительно в одну группу. В нее могут заходить также и муниципальные предприятия.
Первой Русской официально зарегистрированной ФПГ стала ФПГ «Уральские заводы» (1993 г.) Позже появились: РАО «Норильский никель», АО «АвтоВаз», «ОНЭКСИМ-банк». Всего в Рф более 80 групп, в т.ч. в Уральском регионе более 10. ФПГ создаются и в сфере услуг. К примеру, сотворена «Туристическая корпорация», которая включает «Интурбанк». Она начала работу с окончания недостроенных гостиничных комплексов в Москве и Пскове. В перспективе – создание гостиничных цепей мирового уровня.