Reklama

Основные подходы к изучению управленческой деятельности

Невзирая на огромное количество исследовательских работ содержания управленческой деятельности, до этого времени отсутствует ее целостная черта. Относительно полное представление по этому вопросу можно составить только на базе синтеза личных методов, описания содержания этой деятельности. Эти подходы делятся на две неравноценные группы: внепсихологические (организационные) и психические. 1-ая группа подходов появилась ранее по времени, потому она более развита.

Микроанализ управленческой деятельности. Ф. Тейлор и Ф. Гилбрет, изучая более обыкновенные виды деятельности, чем управленческая, пришли к выводу о том, что всякую деятельность можно обрисовать как циклический набор главных компонент. Их окрестили терблигами (Гилбрет, если читать напротив). Для проведения анализа операций использовались способы кино- и фотосъемки и хронометража.

Этот инженерный подход в предстоящем был использован к анализу управленческой деятельности. Ее микрокомпонентами стали маленькие дела управляющего, так именуемая текучка. Этот анализ показал, что управляющий среднего звена, вступая в разные контакты (300—400) и совершая огромное количество видов действий в течение рабочего денька (200), мог только 10—12 раз оторваться от текучки и сосредоточиться на производственных дилеммах.

Другой вариант микроанализа — временной анализ рабочего времени управляющего. По обобщенным данным исследования установлено, что запланированные встречи и заседания занимают 59% времени, внезапные — 10%, работа с бумагами — 22%, поездки, осмотры — 3%, дискуссии по телефону—6%.

Таким макаром, мы лицезреем, что микроанализ управленческой деятельности обрисовывает только ее внешнюю сторону.

Эмпирический анализ управленческой деятельности ориентирован на описание более больших компонент деятельности. Есть две его разновидности.

1. Анализ видов содержания труда управляющего. Все маленькие дела управляющего должны быть сгруппированы в ограниченное число их главных видов:

а) «бумажная работа» — исследование документации, составление отчетов и др. Ее удельный вес растет по мере увеличения должности управляющего;
б) телефонные дискуссии;
в) встречи;
г) личные контакты, отличающиеся от предшествующего вида
секретным нравом. Это более принципиальный вид в
структуре управленческой деятельности. Его удельный вес
растет при повышении иерархического уровня управляющего;
д) оперативно-организационные задачки управляющего. Их
содержание определяет предметная сфера деятельности организации и должность управляющего.

2. «Ситуационный анализ» (анализ на базе выделения и исследования определенных ситуаций). Его используют как метод обучения менеджеров, к примеру в Гарвардской школе бизнеса в США. Огромную роль он играет и в исследовании содержания управленческой деятельности. Единицей анализа этой деятельности является управленческая ситуация. Выделяемые ситуации можно просто систематизировать. Выстраивается система главных управленческих ситуаций, рассматриваемая как база всей деятельности.

Подход с позиций психической теории деятельности. Эта теория делится для анализа на единицы, любая из которых должна сохранять все главные свойства деятельности и при всем этом должна быть мельчайшей из всех вероятных единиц, еще несущей на для себя специфику целого. Л. С. Выготский предложил поделить методы анализа на компонентный и элементный. К примеру, для воды молекула — ее компонент, потому что она еще является жидкостью. Атомы водорода и кислорода — элементы, утрачивающие уже специфику целого (воды) и являющиеся газами. По воззрению Выготского, только компонентный психический анализ деятельности будет довольно детализирован и сразу содержательно заполнен, воспроизводя в собственных результатах все характеристики анализируемого целого. Схожие точки зрения, получившие глубокую теоретическую проработку, принадлежат С. Л. Рубинштейну и А. Н. Леонтьеву.

Психический подход к анализу управленческой деятельности, предполагающий ее исследование на уровне действий и их организации, обозначается понятием структурно-морфологического анализа. Он применяется при исследовании управленческой деятельности в купе с другими методами ее анализа (из-за его дефицитности).

Ролевой подход к анализу управленческой деятельности. Этот подход в первый раз предложен Г. Минцбергом в книжке «Природа управленческого труда». Он определяет роль как набор поведенческих правил, соответственных определенному учреждению либо определенной должности. Им выделены 10 главных управленческих ролей, объединенных в 3 категории.

Межличностные роли

Роль головного управляющего. Символический глава, выполняющий обыденные обязанности правового либо общественного нрава.
Роль фаворита. Человек, ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, за набор и подготовку работников.
Роль «связующего звена». Человек, обеспечивающий работу сети наружных контактов и источников инфы.

Информационные роли

Роль «приемника информации».
Роль распространителя инфы.
Роль представителя. Эксперт по вопросам данной отрасли.

Роли, связанные с принятием решений

Роль бизнесмена. Разрабатывает и держит под контролем разные проекты, усовершенствования.
Роль устраняющего нарушения. Человек, ответственный за корректировочные деяния по мере надобности принципиальных решений.
Роль распределителя ресурсов.
Роль человека, ведущего переговоры.

По Г. Минцбергу, согласование реализации этих ролей и есть содержание процесса управленческой деятельности.
Дименсиональный подход к анализу управленческой деятельности. Разработан этот подход Г. Юклом. Он предложил за единицу анализа управленческой деятельности принять «измерение менеджерского поведения»’(дименсий). Управленческая деятельность содержит ряд дименсий:

  1. внимание к дисциплине;
  2. содействие работе;
  3. решение заморочек;
  4. постановка целей;
  5. ролевое уяснение;
  6. акцентирование эффективности;
  7. планирование;
  8. координация;
  9. делегирование автономии;
  10. подготовка;
  11. одушевление;
  12. внимание;
  13. роль в решении;
  14. одобрение;
  15. возможность варьирования вознаграждения;
  16. содействие общению;
  17. консульство;
  18. распространение инфы;
  19. управление конфликтами.

Данный подход, невзирая на излишнюю детализацию, дает довольно полное представление о содержании управленческой деятельности.
Нормативный подход к анализу управленческой деятельности. Этот метод употребляется как дополнительный по отношению к другим и является одним из способов их реализации. Основное в нем — понятие нормативно-одобренного метода деятельности (НОСД). В теории проф деятельности НОСД определяют как обобщенный и закрепленный инструкциями метод выполнения деятельности.

Нормативный анализ содержит два шага: 1) анализ содержания НОСД в плане должностных обязательств и требований к их выполнению; 2) анализ расхождения нормативного и личного методов деятельности. Потом результаты этих 2-ух шагов обобщаются и интерпретируются.

Многофункциональный анализ управленческой деятельности. Этот подход, возникнув в русле «административной школы», сейчас очевидно доминирует в осознании природы управленческой деятельности и ее исследовании. В трудах А. Файоля, также в американской школе менеджмента сформулированы базы многофункционального анализа этой деятельности, ставшего в текущее время нормой ее исследования. В дидактической литературе анализ управленческой деятельности приводится на базе раскрытия основных функций управления (мотивирования, планирования, целеполагания и др.).

Главные психические направления исследования управленческой деятельности прямо соотносятся с основными функциями. К примеру, психология принятия управленческих решений, психология мотивации управляющего и др. В этом подходе решается основная неувязка анализа деятельности — неувязка «единиц анализа», в качестве которых рассматриваются отдельные управленческие функции. Эти единицы комплексны, богаты содержанием и требуют дополнительной детализации. Сама же управленческая деятельность так сложна и комплексна, что ее единицы не могут быть ординарными. Потому многофункциональный анализ в теории и на практике оказался более конструктивным.

Reklama