Reklama

Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры

Известны два главных вида соц контактов: деятельность, о которой уже шла речь в отдельной лекции во 2-м разделе, и общение, о котором будет тщательно поведано в предлагаемой лекции.

Меж общением и деятельностью, как видами людской активности, есть различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-нибудь вещественного либо безупречного предмета, продукта (к примеру, формулировка мысли, идеи, выражения). Итогом общения становится обоюдное воздействие людей друг на друга. И деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специальные формы социальной активности выступают в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории общения разнообразно: это не только лишь вид людской деятельности, да и условие, и итог этой же деятельности; обмен информацией, соц опытом, эмоциями, настроениями.
Общение характерно всем высшим живым созданиям, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого недолговременного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами. В разговоре выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от 1-го живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном либо чувственном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии наружной среды, к примеру, сигналы об угрозы либо о присутствии кое-где вблизи положительных, на биологическом уровне важных причин, к примеру еды. У человека содержание общения существенно обширнее, чем у животных. Люди обмениваются вместе информацией, представляющей познания о мире: обеспеченный, прижизненно обретенный опыт, познания, возможности, умения и способности. Человеческое общение многопредметно, оно самое различное по собственному внутреннему содержанию. По содержанию общение может быть представлено как:
Вещественное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством ублажения животрепещущих потребностей субъектов.

Когнитивное - обмен познаниями.

Инициативное - обмен действиями, операциями, умениями, способностями. Иллюстрацией когнитивного и инициативного общения может служить общение, связанное с разными видами познавательной либо учебной деятельности. Тут от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая возможности.

Кондиционное - обмен психологическими либо физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди влияют друг на друга, рассчитанное на то, чтоб привести друг дружку в определённое физическое либо психическое состояние, к примеру поднять настроение либо попортить его; возбудить либо успокоить друг дружку, а в конечном счёте - оказать определённое воздействие на самочувствие друг дружку.

Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг дружке определённых побуждений, установок либо готовности к действиям в определённом направлении. К примеру, один человек вожделеет достигнуть, чтоб у другого появилось либо пропало некое рвение, чтоб сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некая потребность и т. п.

Цель общения - это то, ради чего у человека появляется данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что нужно воздержаться от какого-нибудь деяния. У человека количество целей возрастает. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки ублажения животрепещущих для их био потребностей, то у человека они представляют собой средство ублажения многих различных потребностей: соц, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей умственного роста, нравственного развития и ряда других.

По целям общение делится на био и соц.

Био – это общение, нужное для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с ублажение главных органических потребностей.

Соц общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личного роста индивидума. Существует столько личных видов общения, сколько можно выделить подвидов био и соц потребностей. Назовем главные из их.

Деловое общение обычно включено как личный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством увеличения свойства этой деятельности. Его содержанием будет то, чем заняты люди, а не те трудности, которые затрагивают их внутренний мир,
Личностное общение, напротив, сосредоточено в главном вокруг психических заморочек внутреннего нрава, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение собственного дела к важному человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-нибудь внутреннего конфликта.

Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, не считая получения ублажения от самого акта общения.

Целевое - это общение, которое само по себе служит средством ублажения специфичной потребности, в этом случае – потребности в разговоре.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс либо самостоятельная форма активности. Оно включено в персональную либо групповую практическую деятельность, которая не может ни появиться, ни осуществиться без насыщенного и многостороннего общения.

Средства общения можно найти как методы кодировки, передачи, переработки и расшифровки инфы, передаваемой в процессе общения от 1-го живого существа другому. Кодирование инфы - это метод передачи её от 1-го к другому. Информация может передаваться при помощи прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы эмоций (наблюдение со стороны 1-го человека за движением другого либо восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, не считая всех этих данных от природы методов передачи инфы, есть много таких, которые придуманы и улучшены им самим. Это - язык и другие знаковые системы, письменность в её различных видах и формах (тексты, схемы, картинки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения инфы (радио – и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и другие формы записей). По собственной изобретательности в выборе средств и методов общения человек намного обогнал все известные нам живы существа, обитающие на земле.

Функции общения выделяются в согласовании с содержанием общения. Различают четыре главные функции общения. Сочетаясь, они присваивают процессам общения определенную специфику в определенных формах.

Инструментальная функция охарактеризовывает общение как соц механизм управления и передачи инфы, нужной для выполнения деяния.

Интегративная функция открывает общение как средство объединения людей.

Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психического контекста.

Трансляционная функция выступает как функция передачи определенных методов деятельности, оценок и т. д.

Очевидно, этими 4-мя функциями совсем не исчерпываются значение и свойства общения. Посреди других функций общения можно именовать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и чувственных состояний), общественного контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования способностей взаимодействия в обществе в согласовании с принятыми нормами и правилами) и др.
Общение очень многообразно по своим формам. Можно гласить о прямом и косвенном общении, конкретном и опосредствованном, массовом и межличностном.

При всем этом под прямым общением понимается естественный контакт “лицом к лицу” с помощью вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому.

Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения “дополнительного” участника как посредника, через которого происходит передача инфы.

Конкретное общение осуществляется при помощи естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Конкретное общение является исторически первой формой общения людей вместе, на его базе на более поздних шагах развития цивилизации появляются разные виды опосредствованного общения.

Опосредствованное (другими словами средством чего-либо) общение может рассматриваться как неполный психический контакт с помощью письменных либо технических устройств, затрудняющих либо отдаляющих во времени получение оборотной связи меж участниками общения. Опосредствованное общение связано с внедрением особых средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это либо природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), либо культурные (знаковые системы, записи знаков на разных носителях, печать, радио, телевидение и т. д.).

Дальше различают межличностное и общее общение.

Общее общение - это множественные, конкретные контакты незнакомых людей, также коммуникация, опосредованная разными видами массовой инфы.

Межличностное связано с конкретными контактами людей в группах либо парах, неизменных по составу участников. Оно предполагает известную психическую близость партнёров: познание личных особенностей друг дружку, наличие сопереживания, осознания, совместного опыта деятельности.

Современному спецу сферы торговли и обслуживания приходится в собственной ежедневной деятельности наибольшее внимание уделять межличностному общению, а поэтому сталкиваться с определёнными неуввязками как вербального, так и невербального нрава. Давайте же уделим этим дилеммам достойное внимание.

В согласовании с установившейся традицией, в российскей социальной психологии выделяют три разных по собственной ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Властное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью заслуги контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям либо решениям. В этом случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, “страдательной” стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнёра - не завуалирована. В качестве средств описания воздействия употребляются приказ, указания, предписания и требования.
Манипуляция - это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью заслуги собственных укрытых целей. Как и императив, манипулятивное общение подразумевает объектное восприятие партнёра по общению, который употребляется манипулятором для заслуги собственных целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель достигнуть контроля над поведением и идеями другого человека. Коренное отличие заключается в том, что партнёр не информируется об настоящих целях общения; они или просто скрываются от него, или подменяются другими.

В манипулятивном процессе партнёр по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, как носитель определённых, “подходящих” манипулятору параметров и свойств. Так, непринципиально, как добр этот человек, принципиально, что его доброту можно использовать, и так дальше. Но человек, выбравший в качестве основного конкретно этот тип дела к другим, в итоге сам нередко становится жертвой собственных манипуляций. Себя самого он тоже начинает принимать фрагментарно, перебегает на стереотипные формы поведения, управляется неверными мотивами и целями, теряя нить своей жизни. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей меж людьми.
Сопоставление властной и манипулятивной форм общения позволяет выявить их глубочайшее внутреннее сходство. Объединив их совместно, мы можем охарактеризовать их как разные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект собственного воздействия, на самом деле дела разговаривает сам с собой, со своими целями и задачками, не видя настоящего собеседника, игнорируя его. Как произнес по этому поводу А. А. Ухтомский, человек лицезреет вокруг себя не людей, а собственных “двойников”.

В качестве реальной кандидатуры такому типу отношений меж людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на для себя установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению. Диалог вероятен только в случае соблюдения последующих непререкаемых правил отношений:
1. Психический настрой на животрепещущее состояние собеседника и собственное животрепещущее психологическое состояние. В этом случае речь идёт об общении по принципу “тут и на данный момент” с учётом тех эмоций, желаний и физического состояния, которые партнёры испытывают на этот момент.
2. Безоценочное восприятие личности партнёра, априорное доверие к его намерениям.
3. Восприятие партнёра как равного, имеющего право на собственное мировоззрение и собственное решение.
4. Содержанием общения должны являться не строчные правды и догмы, а трудности и нерешённые вопросы (проблематизация содержания общения).
5. Персонификация общения - разговор от собственного имени, без ссылки на представления и авторитеты, презентация собственных настоящих эмоций и желаний.
Способность к такому общению - величайшее благо для человека потому что оно, по воззрению известного психоаналитика К. Роджерса, обладает психотерапевтическими качествами, приближает человека к большему психологическому здоровью, уравновешенности и целостности.

“Завладеть внутренним человеком, узреть и осознать его нельзя, делая его объектом безучастного нейтрального анализа, нельзя завладеть им и оковём слияния с ним, вчувствования в него. К нему можно подойти и его можно раскрыть - поточнее, вынудить его самого раскрыться - только оковём общения с ним, диалогически”, - писал М. М. Бахтин. Из этого мы можем прийти к выводу о том, что путь зания глубины людской души - это диалог.

Общаясь, мы стремимся осознать друг друга; чем поглубже дела, тем посильнее желание осознать не только лишь значение, но и смысл слова. Мы говорим ради того, чтоб сообразили нашу персональную идея, но конкретно в этом-то нередко остаёмся непонятыми.

П. А. Флоренский писал: “Мы верим и признаём, что не от разговора мы осознаем друг дружку, а силою внутреннего общения, и что слова содействуют обострению сознания, сознанию уже происшедшего духовного обмена, но не сами по для себя создают этот обмен. Мы признаём обоюдное осознание и тончайших, нередко полностью внезапных отрогов смысла: но это осознание устанавливается на общем фоне уже происходящего духовного соприкосновения”.

Общение богаче, чем коммуникативный процесс. Оно связывает людей не только лишь передачей инфы, да и практическими действиями, элементом взаимопонимания.

Структуру общения мы можем охарактеризовать оковём выделения в ней трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. При всем этом нужно держать в голове, что в действительности мы имеем дело с процессом общения как единым целым.

Коммуникативная сторона общения (либо коммуникация в узеньком смысле этого слова) состоит во обоюдном обмене информацией меж партнёрами по общению, передаче и приёме познаний, мыслях, воззрений, эмоций. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только лишь предаётся информация, да и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа инфы – побудительную и констатирующую.

Интерактивная сторона общения (от слова “интеракция” - взаимодействие) заключается в обмене действиями, другими словами организации межличностного взаимодействия, позволяющего контактирующим воплотить для их некую общую деятельность.

Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, зания и осознания людьми друг дружку с следующим установлением на этой базе определённых межличностных отношений и значит, таким макаром, процесс восприятия “соц объектов”. В реальном общении люди могут узнавать друг дружку с целью предстоящего совместного деяния, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, узнаютт друг дружку.

Специфичность межличностной коммуникации раскрывается сначала в последующих процессах и парадоксах: процессе оборотной связи, наличии коммуникативных барьеров, парадоксе коммуникативного воздействия и существования разных уровней передачи инфы (вербального и невербального). Проанализируем подробнее эти особенности.

Сначала, стоит отметить, что информация в разговоре не просто передаётся от 1-го партнёра к другому (лицо, передающее информацию, принято именовать коммуникатором, а получающего эту информацию - реципиентом), а конкретно обменивается.

Оборотная связь - это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Цель оборотной связи - помощь партнёру по общению в осознании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

Остановимся на анализе ещё 1-го принципиального специфичного характеристики межличностной коммуникации – его двухуровневой организации. В процессе общения обмен информацией меж его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне.

На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи инфы употребляется людская речь. Конкретно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности. Процесс выговаривания собственных проблем переводит их из плана личного и эгоцентрического в план общечеловеческий.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний облик и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка и т. д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим чувственные реакции человека, которые мы вроде бы “считываем” в процессе общения, пытаясь осознать, как другой принимает происходящее. Сюда же можно отнести такую специфическую форму людского невербального общения, как контакт глаз. Роль всех этих невербальных символов в разговоре очень велика. Можно сказать, что значимая часть людского общения разворачивается в подводной части “коммуникативного айсберга” - в области невербального общения. В частности, конкретно к этим средствам в большинстве случаев прибегает человек при передаче оборотной связи партнёру по общению. Через систему невербальных средств транслируется и информация о эмоциях, испытываемых людьми в процессе общения. К анализу “невербалики” мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнёров. Тогда жесты, мимика и контакт очами помогают найти искренность другого.

Невербальные средства являются принципиальным дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаются в ткань межличностного общения. Их роль определяется не только лишь тем, что они в состоянии усилить либо ослабить речевое воздействие коммуникатора, да и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг дружку, делая тем процесс коммуникации более открытым.

Передача хоть какой инфы вероятна только средством символов, поточнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые употребляются в коммуникативном процессе, соответственно им можно выстроить систематизацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации. Но этот 2-ой вид сам просит более детализированного деления на разные формы. Сейчас описаны и изучены бессчетные формы невербальных знаковых систем. Из их главные: кинесика, паралингвистика и экстралингвистика, проксемика, зрительное общение. Соответственно появляется и обилие видов коммуникативного процесса.

Вербальная коммуникация, как уже было сказано, употребляет в качестве знаковой системы людскую речь, естественный звуковой язык, другими словами систему фонетических символов, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, так как при передаче инфы с помощью речи наименее всего пропадает смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высочайшая степень общности осознания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

С помощью речи осуществляется кодирование и декодирование инфы: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Южноамериканским исследователем Г. Лассуэллом предложена простая модель речевого коммуникативного процесса для исследования убеждающего воздействия сми (в частности, газет), включающая 5 частей:
1. Кто? (передаёт сообщение) - Коммуникатор.
2. Что? (передаётся) - Сообщение (текст).
3. Как? (осуществляется передача) - Канал.
4. Кому? (ориентировано сообщение) - Аудитория.
5. С каким эффектом? - Эффективность.

Есть свойства коммуникатора, содействующие увеличению эффективности его речи, а именно, выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три: открытая - коммуникатор открыто заявляет себя приверженцем излагаемой точки зрения, оценивает разные факты в доказательство этой точки зрения; отстранённая - коммуникатор держится подчеркнуто не положительно и не отрицательно, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из их, но не заявленную открыто; закрытая - коммуникатор умалчивает о собственной точке зрения, даже прибегает время от времени к особым мерам, чтоб скрыть её.

Невербальная коммуникация – вся совокупа этих средств призвана делать последующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация чувственных состояний партнёров по коммуникативному процессу.

Первым посреди их необходимо именовать оптико-кинетическую систему символов, что содержит в себе жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстаёт как более либо наименее отчётливо воспринимаемое свойство общей моторики разных частей тела (рук, тогда и мы имеем жестикуляцию; лица, тогда и мы имеем мимику; позы, тогда и мы имеем пантомимику). Значимость оптико-кинетической системы символов в коммуникации так велика, что в текущее время выделилась особенная область исследовательских работ - кинесика, которая специально имеет дело с этими неуввязками. К примеру, в исследовательских работах М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в различных культурах (в течение 1-го часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы - 80, французы - 120, мексиканцы - 180).

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы символов представляют собой также “добавки” к вербальной коммуникации.

Паралингвистическая система – это система вокализации, другими словами качество голоса, его спектр, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые определенным человеком. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, к примеру покашливания, плача, хохота, в конце концов, сам темп речи. Все эти дополнения делают функцию фасцинации: наращивают семантически значимую информацию, но не средством дополнительных речевых включений, а “околоречевыми” приёмами.

Место и время организации коммуникативного процесса выступают также особенной знаковой системой, несут смысловую нагрузку как составляющие коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу содействует появлению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как крик в спину может иметь определённое значение отрицательного порядка. Проксемика как особая область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в текущее время огромным экспериментальным материалом. Основоположник проксемики Э. Холл именовал её “пространственной психологией”. Холл зафиксировал нормы приближения к партнеру по общению, характерные американской культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстояние (45-120 см); соц расстояние (120-400 см); общественное расстояние (400-750 см). Каждое из их характерно особенным ситуациям общения.

Последующая специфичная знаковая система, применяемая в коммуникативном процессе, - это “контакт глаз”, имеющий место в зрительном общении. Исследования в этой области плотно сплетены с общепсихологическими разработками в области зрительного восприятия -движения глаз. В социально-психологических исследовательских работах изучается частота обмена взорами, “продолжительность” их, смена статики и динамики взора, избегание его и т. д. Как и все невербальные средства, контакт очами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, другими словами докладывает о готовности поддержать коммуникацию либо закончить её, поощряет партнёра к продолжению диалога, в конце концов, содействует тому, чтоб найти полнее своё “Я”, либо, напротив, скрыть его.

Для всех четырёх систем невербальной коммуникации встаёт один общий вопрос методологического нрава. Любая из их употребляет свою свою знаковую систему, которую можно разглядеть как определённый код. Как уже было отмечено выше, всякая информация должна кодироваться, причём так, чтоб система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более либо наименее общеизвестна, то при невербальной коммуникации принципиально в каждом случае найти, что все-таки можно тут считать кодом и, главное, как обеспечить, чтоб и другой партнёр по общению обладал тем же самым кодом. В неприятном случае никакой смысловой надбавки к вербальной коммуникации описанные выше системы не дадут.

В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Чтоб как-то систематизировать их, П. Экманом предложена методика, получившая заглавие FAST. Принцип: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Потом выделяются 6 главных чувств, более нередко выражаемых с помощью мимических средств: удовлетворенность, гнев, удивление, омерзение, ужас, грусть. Фиксация эмоции “по зоне” позволяет регистрировать более либо наименее определённо мимические движения.

А. А. Бодалев, проводя исследование по физиогномике, получил очень достойные внимания данные: из 72 опрошенных им людей относительно того, как они воспринимают наружные черты других людей, 9 ответили, что квадратный подбородок - признак сильной воли, 17 - что большой лоб – признак разума, 3 отождествляют жёсткие волосы с непокорливым нравом, 16 - полноту с благодушием, для 2 толстые губки - знак сексапильности, для 5 малый рост – свидетельство властности, для 1 человека близко посаженные друг к другу глаза означают запальчивость, а для 5 других краса - признак глупости. Никакой тренинг полностью не сумеет снять эти прозаические обобщения, но он может хотя бы обременить задачей человека в вопросе о “безусловности” его суждения по поводу других людей.

Область исследовательских работ, связанных с выявлением устройств образования разных чувственных отношений к воспринимаемому человеку, получила заглавие исследования аттракции и эмпатии.

Аттракция - понятие, обозначающее появление при восприятии человека человеком привлекательности 1-го из их для другого. Говоря другими словами: аттракция - это искусство нравиться другим людям, создавать на их приятное воспоминание.

Эмпатия - сопереживание другому человеку, способность ощущать то же, что и собеседник, осознавать его не “разумом”, а “сердечком” (другими словами постижение чувственного состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека).

Полностью понятно, что оба этих свойства играют далековато не последнюю роль в чисто специфичных отношениях ежедневного общения меж людьми. Нареченные выше свойства далековато не многим даны от рождения, но ими можно и необходимо завладеть, если поставить впереди себя главную цель - значительно сделать лучше и улучшить свои дела с окружающими, собственный личный стиль общения.

В процессе коммуникации человек может играть каждую из трёх ролей: быть передатчиком, принимающим и передающим средством связи. В то же время он является самым подверженным помехам каналом коммуникации, и все же информация очень нередко передаётся конкретно через людей, что обусловливает определённые преломления в информационном процессе.

Человек, как элемент коммуникации - непростой и чувствительный “получатель” инфы со своими эмоциями и желаниями, актуальным опытом. Приобретенная им информация может вызвать внутреннюю реакцию хоть какого рода, которая, может быть, усилит, исказит либо стопроцентно перекрывает посланную ему информацию.

Адекватность восприятия инфы почти во всем находится в зависимости от наличия либо отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае появления барьера информация искажается
либо теряет изначальный смысл, а в ряде всевозможных случаев вообщем не поступает к реципиенту.

Коммуникативными помехами может быть механический обрыв инфы и отсюда её искажение; неясность передаваемой инфы, в силу чего искажается изложенная и переданная идея; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер.

Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но присваивают им другое значение (неувязка заключается в том, что передатчик может даже не найти, что его сигнал вызвал неправильную реакцию). Тут можно гласить о замещающе-искажающем барьере. Искажение инфы, проходящей через 1-го человека, может быть малозначительным. Но когда она проходит через несколько человек – ретрансляторов, искажение может быть значимым.

Существенно большая возможность преломления связана с чувствами - чувственные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими эмоциями, догадками, чем реальными фактами. Слова владеют сильным чувственным зарядом, причём не столько сами слова (знаки), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).

Можно гласить о существовании барьеров недопонимания, социально-культурного различия и барьеров дела.

Появление барьера недопонимания может быть связано с рядом обстоятельств как психического, так и другого порядка. Так, он может появляться из-за погрешностей в самом канале передачи инфы; это так называемое фонетическое недопонимание. До этого всего, оно появляется, когда участники общения молвят на разных языках и диалектах, имеют значительные недостатки речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического недопонимания порождает также невыразительная стремительная речь, речь-скороговорка и речь с огромным количеством звуков-паразитов.

Существует также семантический барьер недопонимания, связанный, сначала, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это, до этого всего, неувязка жаргонов и слэнгов. Понятно, что даже в рамках одной и той же культуры есть огромное количество микрокультур, любая из которых создаёт своё “поле значений”, характеризуется своим осознанием разных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в разных микрокультурах не идиентично понимается смысл таких ценностей как “краса”, “долг”, “естество”, “приличие” и т. д. Не считая того, любая среда создаёт собственный мини-язык общения, собственный слэнг, в каждой свои возлюбленные цитаты и шуточки, выражения и обороты речи. Всё это совместно может существенно затруднять процесс общения, создавая семантический барьер недопонимания.

Не наименьшую роль в разрушении обычной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения либо стиля речи и животрепещущего психического состояния реципиента и др. Так, партнёр по общению может не принять критичное замечание, потому что оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, либо малыши не примут увлекательный рассказ из-за сухой, чувственно не насыщенной либо наукообразной речи взрослого. Коммуникатору нужно тонко ощущать состояние собственных реципиентов, улавливать цвета возникающей ситуации общения, с тем чтоб привести в соответствие с ней стиль собственного сообщения.

В конце концов, можно гласить о существовании логического барьера недопонимания. Он появляется в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, или очень сложна для восприятия реципиента, или кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере подтверждения. В психическом плане можно гласить о существовании огромного количества логик и логических систем доказательств. Для одних людей разумно и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно гласить о существовании “женской” и “мужской” психической логики, о “детской” логике и т. д. От психических пристрастий реципиента зависит, примет ли он предлагаемую ему систему доказательств либо сочтёт её не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой неувязкой.

Как ранее говорилось выше, предпосылкой психического барьера могут служить социально-культурные различия меж партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и проф различия, которые приводят к различной интерпретации тех либо других понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. К примеру, большущее значение для появления барьера играет авторитетность коммуникатора в очах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше препядствий на пути усвоения предлагаемой инфы. Само нежелание прислушиваться к воззрению того либо другого человека нередко разъясняется его низкой авторитетностью (к примеру, известное “яичка курицу не учат”).

Барьеры общения это уже чисто психический парадокс, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента. Речь идёт о появлении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Особенное место могут занимать ситуации, характеризующиеся неизменным специфичным сочетанием пространственно-временных координат, так именуемые “хронотопы”. Описан, к примеру, хронотоп “вагонного попутчика”, “больничной палаты”.

В процессе людского общения со всей наглядностью проявляется различие 2-ух, казалось бы, близких понятий: “слушать” и “слышать”. К огорчению, довольно нередко люди, слушая, не слышат друг дружку. В научном плане мы можем гласить об действенном и неэффективном слушании. Слушание неэффективно в тех случаях, когда оно не обеспечивает правильного осознания слов и эмоций собеседника, создаёт у говорящего чувство, что его не слышат, заменяют его делему другой, более комфортной для собеседника, считают его переживания забавными, малозначительными. Слушание неэффективно и в тех случаях, когда не обеспечивает продвижения партнёров по общению в осознании обсуждаемой трудности, не приводит к её решению либо правильной постановке, не содействует установлению доверительных отношений меж партнёрами по общению.
Действенное слушание, обеспечивающее правильное протекание нареченных выше процессов, – это непростой волевой акт, требующий от слушающего неизменного внимания, заинтригованности, готовности оторваться от собственных задач и вдуматься в трудности другого. Различают два вида действенного слушания, различающихся по ситуации их использования.

Нерефлексивное слушание – умение пристально молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями (применяется на шагах постановки трудности, когда она только формулируется говорящим, также в ситуации, когда цель разговора со стороны говорящего - “излияние души”, чувственная разрядка). Внимательное молчание - это слушание с активным внедрением невербальных средств - кивков, мимических реакций, контакта глаз и поз, внимательного энтузиазма. Употребляются также и речевые приемы типа повторения последних слов говорящего (“Зеркало”), междометий (“Угу-поддакивания”).

Рефлексивное слушание – это беспристрастная оборотная связь с говорящим, применяемая в качестве контроля точности восприятия услышанного (употребляется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в чувственной поддержке, сколько в помощи при решении определенных заморочек). В этом случае оборотная связь дается слушающим в речевой форме через последующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора (выяснение), перефразирование слов собеседника, позволяющее выложить ту же идея другими словами (парафраз), отражение эмоций и резюмирование – изложение промежных и окончательных выводов по беседе (обычно употребляется в долгих дискуссиях).

В случае способности оборотной связи процесс коммуникации упрощается. Оборотная связь с клиентом является принципиальным фактором общения. Оборотная связь – это проясняющий и очистительный от помех элемент коммуникации. Она делает последующие функции:
1. Получаемая от окружающих оборотная связь, несущая клиенту сведения о том, как он воспринят в процессе общения другим, содействует обретению собственного “Я”.
2. Переработка оборотной связи в согласовании с внутренними диспозициями дополняет представление о собеседниках.
3. Конструктивная оборотная связь, детерминируя саморегуляцию, вызывает корректировку следующего поведения, подмену его более действенным.

В разговоре спеца хоть какого профиля с клиентом, сотрудником адекватность оборотной связи потребностям обоих партнёров – принципиальное и нужное условие установления доверительных отношений. Это достигается в этом случае, когда ваш партнер уверен, что контактирующий с ним человек делит его трудности, переживания, способен посодействовать ему.

Под оборотной связью понимается техника и приёмы получения инфы о партнёре по общению, применяемые собеседниками для корректировки собственного поведения в процессе общения. Оборотная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнёром и оценку его реакций, следующее изменение в согласовании с этим собственного поведения. Оборотная связь подразумевает умение созидать себя со стороны и верно судить о том, как партнёр принимает себя в разговоре. Малоопытные собеседники в большинстве случаев запамятывают об оборотной связи и не могут её использовать.

Механизм оборотной связи подразумевает умение партнёра соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось предпосылкой определённой реакции собеседника на произнесенные слова. В оборотную связь также включены корректировки, которые заносит контактирующий человек в собственное поведение зависимо от того, как он принимает и оценивает деяния партнёра. Умение использовать оборотную связь в разговоре является одним из важных моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных возможностей человека.

Содержание и цели общения являются его относительно постоянными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о разных средствах общения. Этому можно учиться, но в еще наименьшей степени, чем технике и приёмам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определённое содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда молвят о развитии у человека возможностей, умений и способностей общения, сначала, имеют в виду технику и средства общения.

Техника общения – это методы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - желательные средства общения, включая вербальные и невербальные.

До того как вступить в общение с другим человеком, нужно найти свои интересы, сопоставить их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность, избрать более подходящую технику и приёмы общения. Потом, уже в процессе общения, нужно держать под контролем его ход и результаты, уметь верно окончить акт общения, оставив у партнёра подходящее либо неблагоприятное воспоминание о для себя и сделав так, чтоб в предстоящем у него появилось либо не появилось (если этого желания нет) рвение продолжать общение.

На исходном шаге общения его техника включает такие элементы, как принятие определённого выражения лица, позы, выбор исходных слов, тона выражения, движений и жестов, привлекающих партнёра действий, направленных на его преднастройку, на определённое восприятие сообщаемого (передаваемой инфы). В процессе общения используются виды техники и приёмы разговора, основанные на использовании оборотной связи.
Существует огромное количество приёмов увеличения эффективности общения, преодоления коммуникативных барьеров. Назовем некие из их.
1. Приём “имя собственное” основан на произнесении вслух имени-отчества напарника, с которым разговаривает работник. Это указывает внимание к данной личности, содействует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство ублажения и сопровождается положительными чувствами, тем формируется аттракция, размещение работника к клиенту либо партнеру.

2. Приём “зеркало отношений” состоит в хорошей ухмылке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что “я - ваш друг”. А друг - это приверженец, заступник. Появляется чувство защищенности у клиента, что образует положительные эмоции и вольно либо невольно сформировывает аттракцию.

3. Приём “золотые слова” заключается в выражении комплиментов в адресок человека, содействующих эффекту внушения. Тем происходит вроде бы “заочное” ублажение потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных чувств и обусловливает расположенность к работнику.

4. Приём “терпеливый слушатель” вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания заморочек клиента. Это приводит к ублажению одной из важнейших потребностей хоть какого человека - потребности в самоутверждении. Её ублажение, естественно, ведёт к образованию положительных чувств и создаёт доверительное размещение клиента.

5. Приём “личная жизнь” выражается в вербовании внимания к “хобби”, увлечениям клиента (напарника), что также увеличивает его вербальную активность и сопровождается положительными чувствами.

Reklama