Reklama

Нормативная структура коммуникативного процесса и его барьеры

Коммуникативная функция, реализуемая управляющим, является непрерывной цепью отдельных коммуникативных процессов, имеющих схожее строение и принципы организации. В общем понятии коммуникативного процесса акцент делается на его формальной организации, включающей в себя два нюанса — структурный и фактически процессуальный.

Процесс коммуникации содержит в себе семь главных структурных компонент: отправитель, сообщение, получатель, канал коммуникации, «шум» (совокупа помех), оборотная связь, корректировка.

Процесс коммуникации в собственном развертывании проходит четыре главных шага: появление намерения, оформление идеи, фактически коммуникативный акт, декодирование (осознание смысла) сообщения получателем.

Главные составляющие коммуникации имеют размеренную — инвариантную — последовательность, приобретающую благодаря оборотной связи и корректировки замкнутый, кольцеобразный нрав.

Принцип «кольца» обеспечивает результативность коммуникаций в целом, обеспечивая контроль над ее эффективностью и повтор всего цикла в случае беды при первой его реализации.

Трудности и источники ошибок («барьеры») коммуникаций многообразны, так же как и разнообразна сама психика.

Перцептивно-интерпретационные ошибки (обусловленные восприятием). Одна и та же информация воспринимается по-разному и даже интенсивно отторгается зависимо от опыта, сферы проф компетенции, интересов и многого другого.

Диспозиционные ошибки объясняются различиями в соц, проф и актуальных установках людей, участвующих в коммуникативном обмене.

Статусные ошибки происходят из-за огромных различий в организационном статусе коммуникантов. «Высокому начальству» не всегда просто осознать нужды «простых рабочих».

Семантические барьеры могут появляться из-за того, что языковые понятия владеют свойством полисемичности (многозначности), вызывая неоднозначность осознания говорящим и слушающим.

Невербальные преграды. Жесты, мимика, интонация, манера коммуникативного поведения и другие невербальные средства играют приметную роль при контактах всех видов, являясь еще больше неоднозначными, чем вербальные. Так как они употребляются, обычно, вместе, то неверное восприятие невербальных символов может привести к неверному осознанию словесного сообщения.

Неэффективная оборотная связь — очередной источник ошибок коммуникаций.

Плохо сформулированное сообщение. Двусмысленность распоряжений, косноязычие являются самыми всераспространенными и явными причинами ошибок коммуникаций.

Утраты инфы в коммуникационных циклах. Это происходит, если сообщение очень длинноватое и громоздкое, отсюда — требование краткости. До 30% инфы искажается и даже пропадает при передаче по вертикальной коммуникационной цепи.

Фальсификационные ошибки. К примеру, предоставление вышестоящему лицу необъективной инфы в алчных целях.
Ранняя оценка дается, когда слушающий делает чувственную оценку сообщению, не дождавшись его окончания.
«Ошибки страха».

Все эти «барьеры» и ошибки — нехорошие причины, мешающие реализации функции коммуникации, для увеличения эффективности которой нужно их преодоление.

Есть общие правила и принципы построения действенных коммуникаций. Более общепринятое правило — не приступать к передаче идеи до того времени, пока она не станет до конца понятна себе.

Правило «постоянной готовности к непониманию» и допущения за исполнителями «права на непонимание». Управляющий нередко заблуждается, считая, что его нельзя не осознать. Но обилие «барьеров» нередко приводит к неполному и неточному осознанию.

Правило конкретности. Не следует употреблять двусмысленные, расплывчатые выражения и слова, перегружать сообщение профессионализмами.
Правило контроля за невербальными сигналами. Нужен контроль за мимикой, жестами, интонацией, позой.

Правило адресата. Нужно стараться гласить на языке собеседника, беря во внимание его уровень — актуальный, проф, культурно-образовательный.

Правило «собственной неправоты». Нужно допускать неточность личной точки зрения.

Правило «места и времени». Эффективность руководящих распоряжений растет при их своевременности и выборе более подходящей обстановки, в какой они реализуются.

Правило активного и конструктивного слушания, правило оборотной связи.

Также в теории управления есть три более общих принципа действенной коммуникации: ясности, целостности и стратегического использования неформальной организации.

Соблюдение этих правил и принципов содействует реализации функции коммуникации в управленческой деятельности, определяет ее содержание и специфику.

Reklama