Reklama

Структура общения | Средства общения | Этапы общения

Общение - специфичная форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в разговоре реализуются социальные дела людей.

В разговоре выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией меж людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, к примеру необходимо согласовать деяния, распределить функции либо воздействовать на настроение, поведение, убеждение собеседника; перцептивная сторона общения значит процесс восприятия друг дружку партнерами по общению и установление на этой базе взаимопонимания.

К средствам общения относятся

1. Язык - система слов, выражений и правила их соединения в осмысленные выражения, применяемые для общения. Слова и правила их потребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает вероятным общение с помощью языка, если я говорю слово “стол”, я уверен, что хоть какой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, - это беспристрастное соц значение слова можно именовать знаком языка; но беспристрастное значение слова преломляется для человека через призму его своей деятельности и образует уже собственный личностный “личный” смысл - потому не всегда мы правильно осознаем друг дружку.

2. Интонация, чувственная выразительность, которая способна придавать различный смысл одной и той же фразе.

3. Мимики, поза, взор собеседника могут усиливать, дополнять либо опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть принятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения (кивок головой, пожатие плечами), либо экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние общения находится в зависимости от культурных и государственных традиций, от “степени доверия” к собеседнику.

В процедуре общения выделяют последующие этапы

1. Потребность в разговоре (нужно сказать либо спросить информацию, воздействовать на собеседника и т.п.) вдохновляет человека вступить в общение.

2. Ориентировка в целях общения (в собственных целях и целях собеседника), во наружной ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника; время от времени ориентировка сводится к минимуму - люди разговаривают практически автоматом, готовыми фразами, не выбирая лучших в данных критериях методов общения; время от времени, если человек попадает в новейшую ситуацию с малознакомым собеседником, ему приходится ориентироваться в обстановке не только лишь до общения, да и во время него, чутко следя за реакциями собеседника, “подстраиваться к нему”, на ходу нащупывать более действенные методы общения.

4. Планирование содержания собственного общения, человек представляет для себя (обычно безотчетно), что конкретно он произнесет.

5. Безотчетно (время от времени сознательно) человек выбирает определенные средства, речевые фразы, которыми будет воспользоваться (решает как гласить, как себя вести).

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на базе установленной оборотной связи, корректировка направления, стиля, способов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается достигнуть ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Эти умения именуют “соц умом”, “дальновидностью в межличностных отношениях”, “практически-психологическим разумом”, “коммуникативной компетентностью”, коммуникабельностью.
Чтоб оценить свою коммуникабельность, полезно задать для себя последующие вопросы (А.А. Добрович “Общение: наука и искусство”, 1980):
1. Умеете ли вы так поздороваться либо о чем-то спросить, чтоб человеку было приятно ответить вам?
2. Способны ли вы вызвать энтузиазм и чувство доверия?
3. Если с вами грубы, находите ли вы ответную реакцию, кроме своей грубости? Есть ли у вас способность расслабленно осадить грубияна, сделать его поневоле вежливее.
4. Умеете ли вы впору пошутить, разрядить накаленные страсти?
5. Умеете ли вы оборвать разговор, но так, чтоб собеседник не обиделся на вас?
6. Умеете ли вы отказать в чьей-то просьбе, но не вызвать при всем этом враждебности?
7. Умеете ли вы проститься, но так, чтоб вас желали созидать снова?
Следует проанализировать, в каких ситуациях вы чувствуете себя скованно, неуверенно: при общественном выступлении, попадании в общество малознакомых людей, беседах с начальством, при знакомстве с представителем другого пола и т.д. Что в этих ситуациях вас смущает: отсутствие ли общей темы разговора, косноязычие, тягостные паузы, боязнь побагроветь либо показаться глупым и т.д.

Reklama