Основные особенности схем

В схемах ЖРД с насосной подачей компоненты топлива подаются из баков в камеру центробежными насосами, приводимыми во вращение турбиной, которые вместе составляют ТНА. Привод турбины осуществляется рабочим телом – генераторным газом. В большинстве случаев генераторный газ вырабатывается в специальной камере – ЖГГ, входящем в состав двигателя.

Основной особенностью всех схем с турбонасосной подачей компонентов топлива является то, что топливные баки во время работы двигателя находятся лишь под небольшим избыточным давлением наддува, необходимым для обеспечения бескавитационной работы насосов и не зависящим от значения давления в камере сгорания. Благодаря этому массовые характеристики баков и систем наддува практически также не зависят от давления в камере.

Вместе с тем стремление повышать давление в камере сгорания вполне обосновано. Рост Рк, с одной стороны, позволяет увеличивать экономичность двигателя, т.е. повышать удельный импульс тяги путем увеличения степени расширения газов в сопле Рка, причем для двигателей первой ступени РН увеличение Ркединственный способ повышения Рка, так как давление на срезе сопла Ра ограничено средним по траектории атмосферным давлением и выбирается примерно равным Ра=(0,4…0,6)·105Па.

С другой стороны, с ростом Рк уменьшаются продольные и поперечные размеры двигателя.

На рис. 8.1 представлены контуры двух двигателей с одинаковыми тягой и давлением на срезе, но с разным Рк. Как видно, контур двигателя с большим Рк и, естественно, большей степенью расширения Рка полностью вписывается в контур двигателя с меньшим Рк и меньшей степенью расширения.

Рис. 8.1. Газодинамические контуры камер сгорания двигателей с одинаковыми значениями тяг в пустоте и давления на срезе,но разными давлениями в камере сгорания

Таким образом, при насосной подаче с повышенным Рк массовые характеристики ЛА в отличие от ЛА с двигателями с вытеснительной подачей ухудшаться не будут. Тем не менее ограничения на выбор значения целесообразного давления в камере сгорания имеют место и при насосной подаче. Однако здесь в отличие от вытеснительной подачи ограничения вызываются другими специфическими обстоятельствами, определяемыми видом насосной схемы подачи, разновидностей которых очень много.

На рис. 8.2. приведена общая классификация ЖРД с насосными системами подачи топлива. Кроме приведенных на рис. 8.2 особенностей – признаков классификации различных насосных схем двигателей много. Последние классифицируются еще и по другим признакам, например по виду генераторного газа (окислительный или восстановительный), охлаждающему компоненту (окислитель или горючее или используются оба компонента), числу камер и т.д. Последний признак – число камер – имеет большое значение. В этом отношении двигатели классифицируются на однокамерные, многокамерные и блочные многокамерные.

Многокамерные отличаются тем, что имеют один ТНА, от которого питаются все камеры. Причем камеры могут иметь разную тягу. Блочные многокамерные состоят из нескольких автономных одно- или многокамерных двигателей, объединенных общей рамой и системой управления. Наконец, имеются однокамерные двигатели, но с двумя ТНА – ТНА подачи окислителя и ТНА подачи горючего; есть двигатели, которые кроме основного ТНА имеют еще дополнительный – вспомогательный или бустерный ТНА (для уменьшения массы топливных баков).

Рис.8.2. Общая классификация двигателей с турбонасосной подачей топлива