Устройство испытательного стенда и их основные системы

Устройство испытательного стенда и их систем во многом определяется применяемыми КРТ.

Так, при применении опасных КРТ с учетом их токсичности определяется состав систем хранения, заправки и нейтрализации (улавливания) выбросов (проливов), чтобы обеспечить безопасные условия труда и исключить вредное влияние их на окружающую среду.

Схема стенда для испытаний двигателя и ДУ представлена на рис.11.1.

Рис.11.1. Принципиальная схема стенда для испытаний ДУ

К основным системам обеспечения испытаний стенда можно отнести:

1) Системы хранения и транспортировки компонентов топлива, которые включают: систему хранения, заправочные системы (для баков ДУ и для стендовых баков питания двигателя), расходные системы.

Системы топливоподачи можно классифицировать на:

- насосные (в системах заправки в основном, а также для испытания агрегатов – камер, газогенераторов);

- вытеснительные;

- газобаллонные (в случае применения компонента в виде газа).

Системы топливоподачи предназначены для хранения и подачи различных компонентов топлива (криогенных, высококипящих, низкокипящих, металлизированных и других). В качестве теплоизоляции систем с криогенными компонентами топлива (например, водород и кислород) могут применяться различные виды теплоизоляции: вакуумная, пористая и экранно-вакуумная.

Для примера на рис. 11.2 показаны подсистемы переохлаждения криогенного топлива: эжектированием газовой подушки, барботированием некондесирующимся газом через слой жидкости и с использованием теплообменных устройств с вторичным теплоносителем – жидким азотом (N) или паром и циркуляцией компонента.

На рис. 11.2 показана стендовая система подачи криогенного компонента (жидкого водорода) для испытания ЖРД.

Рис. 11.2. Схема системы подачи криогенного компонента к ЖРД

Показана также пусковая подсистема подачи с разделительной емкостью жидкого водорода для обеспечения гидродинамического подобия систем подачи стенда и ракеты на переходных режимах работы (запуске) двигателя.

Для проведения длительных по продолжительности испытаний питание двигателя осуществляется из стендового топливного бака водорода с подпиткой из баков хранилища.

2) Систему наддува, которая как и в ДУ могут быть непрерывного и дискретного действия. В качестве регулирующих органов используются газовые редукторы, дроссели при непрерывном действии и отсечные клапаны или электро – пневмоклапаны, открываемые по командам систем регулирования от сигнализаторов давления (СД) или датчиков давления.

3) Системы газоснабжения включают газификационные или компрессорные установки для закачки сжатых газов, баллоны для хранения сжатых газов, устройства для очистки, осушки и маслоотделения, а также устройства для отбора и проведения анализа состава и состояния газов (например, содержание кислорода в газообразном азоте не должно превышать 1 % , содержание О2 в Н2 не более (1÷10)-4 % по объему; точка росы должна быть ниже -50оС и т.д.), распределительные щиты для выдачи газов потребителю с различными параметрами расхода и давления.

4) Система отвода продуктов сгорания – газоотражательные устройства, которые могут быть выполнены в открытом (как показано на рис.10.1) и закрытом исполнении (рис.11.3) в зависимости от продолжительности испытания, параметров и характеристик двигателя. Газоотражательные устройства стендов могут быть охлаждаемыми и неохлаждаемыми.

5) Система охлаждения – замкнутая или разомкнутая.

Расходы охлаждающей воды очень большие ( и достигают десятков тонн в секунду) и при больших временах работы двигателя необходимо иметь на стенде большие запасы воды, насосы большой производительности для подачи воды на охлаждение элементов стенда, градирни для охлаждения и оборотного водоснабжения.

6) Системы управления (СУ), регулирования процессом испытания и диагностики параметров стенда и испытуемого изделия (двигателя, ДУ).

В системах управления в последнее время используются ЭВМ для автоматизированного управления технологическими процессами (АСУ ТП). Система диагностики и аварийной защиты включает автоматический контроль параметров двигателя и ДУ (давления на входе в насосы для исключения кавитационного срыва, также контроль температуры и сплошности потока в случае применения криогенных компонентов, оборотов ТНА, давления и температуры в теплонапряженных узлах камеры и ГГ, пульсации давления и вибрации и т.д.) и прекращения испытания при их отклонениях.