Reklama

Порядок возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда

Порядок возмещения вреда, причиненного нелегальными действиями органов дознания, подготовительного следствия, прокуратуры и суда, характеризуется последующими правилами, имеющими общее и специфичное содержание.

1. Вред гражданину, причиненный ему в сфере уголовного судопроизводства, возмещается в полном объеме (ст. 1064, 1070 ГК).
2. Этот вред подлежит возмещению независимо от вины должностного лица, совершившего действие, причинившее вред гражданину (ст. 1070 ГК).
3. Причиненный уголовно-процессуальными действиями вред возмещается гражданину за счет страны, другими словами за счет, обычно, казны Русской Федерации, а в случаях, обозначенных в законе, также за счет казны субъекта Русской Федерации либо казны городского образования. Рассматриваемый вред не возмещается за счет сметы расходов муниципальных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, или личных средств их должностных лиц.
4. Правительство вправе компенсировать понесенные расходы в связи с возмещением вреда гражданину, взыскав их с определенного должностного лица муниципального органа, в порядке регрессного иска при условии наличия его вины, установленной приговором суда, вступившим в легитимную силу (ст. 1081 ГК).
5. Довольно широкий, но исчерпающий список видов возмещаемого государством вреда изложен в ст. 2 Положения «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину нелегальными действиями органов дознания, подготовительного следствия, прокуратуры и суда».
Возмещению подлежат:
а) заработок и другие трудовые доходы, являющиеся главным источником средств существования гражданина, которых он лишился в итоге нелегальных действий. В связи с переходом к рыночным отношениям следует учесть два происшествия.

Во-1-х, «под другими трудовыми доходами» в современный период следует осознавать все законно приобретенные доходы, в том числе и от предпринимательской деятельности. Во-2-х, так как вред от нелегальных действий органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, возмещается в полном объеме (ст. 1070 ГК), постольку правительство должно возмещать не только лишь реальный вред, да и упущенную выгоду (ст. 15 ГК);
б) пенсия либо пособие, выплата которых была приостановлена в связи с нелегальным лишением свободы;
в) имущество (в том числе средства, валютные вклады и проценты на их, облигации муниципальных займов и выпавшие на их выигрыши, другие ценности), конфискованное либо обращенное в доход страны трибуналом или изъятое органами дознания либо подготовительного следствия, также имущество, на которое наложен арест;
г) штрафы, взысканные во выполнение приговора суда; судебные издержки и другие суммы, выплаченные гражданином в связи с нелегальными действиями.

Под «иными суммами» в силу полного возмещения вреда следует осознавать расходы, связанные с исполнением довольного штатского иска, принужденным наймом жилища и т. п.;
д) суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи.

Этот список следует дополнить компенсацией морального вреда. В согласовании со ст. 1000 ГК компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в итоге его нелегального осуждения, нелегального вербования к уголовной ответственности, нелегального внедрения в качестве меры пресечения заключения под стражу либо подписки о невыезде, нелегального наложения административного взыскания в виде ареста либо исправительных работ.

Под моральным вредом понимают нравственные либо физические мучения, причиненные действиями (либо бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность личной жизни, личная и домашняя потаенна и т. п.) либо нарушающими личные неимущественные права (право на использование своим именованием, право на авторство и другие неимущественные права в согласовании с законами об охране прав на результаты умственной деятельности) или имущественные права людей.

Моральный вред, к примеру, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с:

  1. утратой родственников;
  2. невыполнимостью продолжать активную общественную жизнь;
  3. потерей работы;
  4. раскрытием домашней, докторской потаенны;
  5. распространением не соответственных реальности сведений, порочащих честь, достоинство либо бизнес репутацию гражданина;
  6. временным ограничением либо лишением каких-то прав;
  7. физической болью, связанной с причиненным увечьем, другим повреждением здоровья, или в связи с болезнью, перенесенным в итоге нравственных страданий, и прочее.*

* Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. «О неких вопросах внедрения законодательства о компенсации морального вреда»//Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Русской Федерации по штатским делам. М., 2001. С. 235.

Не считая вреда имущественного и морального нрава Положение «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину нелегальными действиями органов дознания, подготовительного следствия, прокуратуры и суда» предугадывает устранение негативных последствий нелегальных действий в сфере уголовного процесса, которые конкретно не поддаются валютному выражению. А именно, делается восстановление трудовых, жилищных прав, возвращение муниципальных наград, воинских, особых и других званий и т. п.

6. При наличии процессуального основания к возмещению вреда (постановления о прекращении дела либо оправдательного приговора) орган дознания, следователь, прокурор либо трибунал должны объяснить реабилитированному порядок восстановления его прав. Эта обязанность реализуется методом направления гражданину (а в случае его погибели — наследникам либо иждивенцам) специального уведомления, форма и содержание которого даны в п. 6 Аннотации от 2 марта 1982 года. В стадии досудебной подготовки материалов оно направляется гражданину совместно с извещением о прекращении дела, а в судебных стадиях — совместно с копией оправдательного приговора либо определения (постановления) вышестоящей инстанции о прекращении дела.

7. При появлении сложностей в определении размера вреда в виде заработка либо других доходов, выплаченных штрафов, судебных издержек либо других сумм, оплаты юридической помощи заинтригованные лица вправе в течение 6 месяцев со денька получения обозначенного выше уведомления обратиться в соответственное учреждение с требованием об определении размера вреда и принятии решения, обязывающего соответствующий муниципальный орган компенсировать вред. К заинтересованным лицам относятся реабилитированный, а в случае его погибели — наследники либо иждивенцы, а по вопросам восстановления чести и хорошего имени реабилитированного — его родственники.

Требование об определении размера вреда, подлежащего возмещению, предъявляется:
а) при прекращении уголовного дела органом дознания либо следователем, входящими в системы МВД, ФСБ, ФСНП РФ, — в надлежащие управления (министерства) субъекта Русской Федерации;
б) при прекращении уголовного дела органами дознания, не входящими в системы МВД, ФСБ и ФСНП РФ, либо следователем прокуратуры — в прокуратуру субъекта Русской Федерации;
в) при прекращении дела органами дознания, входящими в структуру центрального аппарата МВД, ФСБ и ФСНП РФ, и следователями Следственного комитета МВД РФ, соответственных подразделений ФСБ РФ и ФСНП РФ, а равно следователями Генеральной прокуратуры РФ — соответственно в МВД РФ, ФСБ РФ, ФСНП РФ, Генеральную прокуратуру РФ;
г) при постановлении оправдательного приговора либо прекращении дела трибуналом хоть какой инстанции — в трибунал, который разглядел дело в качестве суда первой инстанции.

8. После воззвания гражданина с требованием соответственный орган должен в течение 1-го месяца найти размер вреда и вынести постановление, форма и содержание которого даны в п. 11 Аннотации от 2 марта 1982 года. Не позже 3-х суток после вынесения постановления его копия, заверенная гербовой печатью, вручается реабилитированному. На основании этой копии денежный орган не позже 5 дней со денька ее предъявления выдает гражданину чек для получения в местном учреждении Центрального банка Рф соответственных сумм в возмещение вреда.

9. В случае несогласия с расчетом размера вреда, подлежащего возмещению, либо другими положениями постановления реабилитированный, руководствуясь нормами уголовно-процессуального законодательства, вправе обжаловать его прокурору либо в вышестоящий трибунал. В судебном заседании жалоба рассматривается в порядке, установленном для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора (ст. 369 УПК), с ролью прокурора, с приглашением, обычно, заявителей или их представителей, представителей денежных органов.*

* Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 23 декабря 1988 г. «О неких вопросах внедрения в судебной практике Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года „О возмещении вреда, причиненного гражданину нелегальными действиями муниципальных и публичных организаций, также должностных лиц при выполнении ими служебных обязательств”»//Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Русской Федерации по штатским делам. М., 2001. С. 494.

10. Если требования реабилитированного о восстановлении трудовых, жилищных, пенсионных прав, возврате изъятого либо конфискованного имущества либо компенсации его цены не удовлетворены или он не согласен с принятым решением по поводу устранения таких видов вреда, то появившийся спор разрешается в порядке искового производства. При всем этом истцы освобождены от уплаты гос пошлины и судебных издержек (ст. 80 ГПК) и могут по собственному усмотрению выбирать подсудность штатского дела (ст. 118 ГПК).

11. Зависимо от нрава возмещаемого вреда восстановление прав и легитимных интересов реабилитируемого возложено на:

  1. местные учреждения Центрального банка Рф;
  2. местные органы общественного обеспечения;
  3. администрацию учебных заведений, компаний, учреждений, организаций;
  4. жилищные органы местной администрации;
  5. органы дознания, подготовительного следствия, прокуратуры либо суда;
  6. редакции средств массовой инфы;
  7. муниципальные органы, которые присвоили гражданину надлежащие звания либо удостоили его заслуги.

Особенности восстановления прав лиц, подвергшихся политическим репрессиям. Основаниями восстановления прав репрессированных являются лишение либо ограничение прав и свобод по политическим мотивам.

Политическими репрессиями признаются разные меры принуждения, используемые государством по политическим мотивам, в виде:

  1. лишения жизни либо свободы;
  2. помещения на принудительное исцеление в психиатрические целительные учреждения;
  3. выдворения из страны и лишения гражданства;
  4. выселения групп населения из мест проживания;
  5. направления в ссылку, высылку и на спецпоселение;
  6. вербования к принудительному труду в критериях ограничения свободы;
  7. также другого лишения либо ограничения прав и свобод лиц, признававшихся социально небезопасными для страны либо политического строя по классовым, соц, государственным, религиозным либо другим признакам, осуществлявшегося по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, или в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами (ст. 1 Закона РСФСР от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий»).

В 1995 году круг лиц, относящихся к жертвам политических репрессий, был расширен за счет малышей, находившихся совместно с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке либо на спецпоселении (ст. 11 Закона).

Создание по восстановлению прав жертв политических репрессий может быть начато как по их инициативе, так и по инициативе правоохранительных органов.

Это создание включает в себя:
а) установление факта репрессии по политическим мотивам:

  1. факты внедрения мер административного содержания (ссылка, высылка и т. п.) инсталлируются органами внутренних дел по имеющимся у их архивным материалам;
  2. факты внедрения репрессии судами («Особыми совещаниями», «тройками») инсталлируются органами прокуратуры методом исследования уголовных и других дел;

б) при положительном решении вопроса обозначенные органы выдают заинтересованным лицам справку о реабилитации. Она является правовым основанием для восстановления нарушенных прав;
в) отказ органов внутренних дел в выдаче справки о реабилитации может быть обжалован в трибунал, который рассматривает жалобу в порядке штатского судопроизводства;
г) отказ органов прокуратуры в выдаче справки о реабилитации тянет за собой направление дела с отрицательным отзывом в трибунал, который рассматривает это дело в порядке судебного надзора. По результатам судебного заседания трибунал или вручает жертве репрессий справку о реабилитации, или выносит определение (постановление) об отказе в выдаче справки.

Пределы восстановления прав репрессированных в целом определяются положениями ст. 1070 ГК. Но в возмещение заработка им выплачивается компенсация из расчета три четверти малого размера оплаты труда за каждый месяц нелегального лишения свободы либо нахождения в психиатрическом учреждении, но менее 100 таких размеров оплаты труда.

Выплаты выполняются местными органами социальной защиты населения.

Не считая восстановления в правах и возмещения вреда либо выплаты компенсации правительство предоставило жертвам политических репрессий разные льготы.

Reklama