Финансовое состояние – это способность предприятия финансировать свою деятельность.
Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, которые нужны для обычного функционирования предприятия; целесообразным размещением и действенным внедрением ресурсов; финансовыми отношениями с физическими и юридическими лицами, в том числе степенью зависимости компании от наружных источников финансирования, а так же платежеспособностью предприятия и его денежной устойчивостью.
Финансовое состояние предприятия может быть устойчивым, неуравновешенным и кризисным.
Устойчивым состоянием предприятия именуется состояние, которое позволяет ему вовремя создавать платежи и финансировать свою деятельность на расширенной базе. Для действенного развития предприятия в критериях рынка и недопущения банкротства нужно оценить на сколько отлично осуществляется управление деньгами, какова структура капитала по составу и источникам образования; какую долю должны занимать собственные средства, а какую заемные.
Основная цель анализа денежного состояния предприятия (ФСП) заключается в своевременном выявлении и устранении недочетов денежной деятельности и определение результатов улучшения ФСП.
Для заслуги данной цели нужно решить последующие задачки:
- Дать оценку выполнения плана по поступлению денежных ресурсов и их использованию с позиций улучшения ФСП;
- Предсказывать вероятные денежные результаты и их экономическую рентабельность исходя из наличия собственных и заемных ресурсов и разработанной модели денежного состояния при разных вариантах использования денежных ресурсов;
- Разрабатывать определенные мероприятия, направленные на более действенное внедрение денежных ресурсов и укрепления ФСП.
Для оценки стойкости ФСП употребляется система характеристик, которые охарактеризовывают конфигурации:
- Структуры капитала предприятия по его размещению и источникам образования;
- Эффективности и интенсивности использования капитала;
- Платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
- Припаса денежной прочности предприятия.
Характеристики, применяемые при анализе ФСП обычно представляют собой относительные величины. Внедрение абсолютных характеристик (в стоимостном исчислении) в критериях инфляции для целей анализа использовать можно исключительно в том случае, если они будут приведены к сопоставимому виду.
Относительные характеристики денежного состояния анализируемого предприятия можно сопоставить с:
- Установленными нормативами для оценки степени риска и предсказывать банкротство;
- Подобными показателями других компаний, что позволит выявить сильные и слабенькие стороны предприятия и его способности;
- Подобными данными за предшествующий период для того, чтоб найти – стало лучше либо усугубилось финансовое состояние.
Анализ ФСП представляет энтузиазм для:
- управляющих предприятия с целью выработки действенной стратегии улучшения денежного состояния предприятия;
- учредителей и инвесторов с целью изучить эффективность использования вложений;
- кредитных учреждений (банков) для оценки критерий кредитов и определения степени риска;
- поставщиков с целью получить информацию о способностях предприятия вовремя рассчитываться по своим обязанностям;
- налоговых инспекций с целью выполнения плана поступления средств в бюджет.
В связи с этим анализ делится на внутренний и наружный.
Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты употребляются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Целью данного анализа является обеспечение планомерного поступления денег, размера собственных и заемных средств таким макаром, чтоб получить наивысшую прибыль и исключить банкротство.
Наружный анализ осуществляется инвесторами, поставщиками ресурсов, контролирующими органами на базе публикуемой отчетности. Его цель – установление способности прибыльного вложения средств, чтоб обеспечить наивысшую прибыль и исключить утраты.
При анализе ФСП употребляют 6 главных видов анализа:
- Горизонтальный (временной), другими словами сопоставление каждой позиции отчетности с предшествующим периодом;
- Вертикальный (структурный), другими словами определение структуры денежных характеристик;
- Трендовый анализ – сопоставление каждой позиции отчетности с рядом предыдущих периодов и определение тренда, другими словами основной тенденции динамики характеристик чистой от случайных воздействий и личных особенностей отдельных периодов;
- Анализ относительных характеристик, другими словами расчет числовых отношений разных форм отчетности и определение числовых характеристик;
- Сравнительный анализ, который делиться на: внутрихозяйственный и межхозяйственный анализ;
- Факторный анализ, другими словами расчет воздействия отдельных причин на действенный показатель.
Внутрихозяйственный анализ – сопоставление главных характеристик предприятия с показателями дочерних компаний.
Межхозяйственный анализ – сопоставление характеристик предприятия с подобными показателями предприятия соперника и среднеотраслевыми показателями.
Основными источниками инфы для анализа ФСП являются:
- Бухгалтерский баланс (форма №1);
- Отчет о прибылях и убытках (форма №2);
- Отчет о движении капитала (форма №3);
- Отчет о движении денег (форма №4).