Reklama

Специфика мышления в деятельности руководителя

Для осознания своеобразия этого процесса в управленческой деятельности нужно учесть последующие соответствующие особенности современного состояния трудности мышления в деятельности управляющего.

1. Уникальность роли мыслительных процессов в обеспечении действенной управленческой деятельности.

Неплохой управляющий — это умный управляющий, а означает, нет никакой особенной специфичности связи мышления с успешностью управления. Связь эта ровная и определяющая. Такое же облегченное осознание констатировалось для другого процесса — памяти. Все закономерности психологии мышления можно и необходимо конкретно перенести на характеристику мышления управляющего. Сама же неувязка мышления — беспредельна.

  1. Мышление управляющего рассматривается обычно в качестве 1-го из видов — как практическое мышление. Этот вид
    более характерен для управленческой деятельности, которая опирается на весь потенциал и на все особенности когнитивных процессов, но подразумевает в каждом из их наличие
    специфичных для нее видов.
  2. Большая часть данных о мышлении в психологии, совместно с тем, получено при исследовании теоретического вида мышления.
    Их справедливость для практического мышления и то, какие особенности присущи этому виду, изучаются в особом направлении, которое обозначают как «психология практического мышления». Стимулом к ее развитию стали общетеоретические работы С. Л. Рубинштейна и традиционная работа
    Б. М. Теплова «Ум полководца».

Практическое мышление в целом, а управляющего в особенности, связано с деятельностью по другому, чем теоретическое, потому что весь процесс мышления осуществляется для решения определенных практических задач и реализуется наряду с выполнением других функций управляющего. Вот почему задачки для практического мышления ставит сама практическая деятельность, а не теория. Особенность практического мышления — умение верно ставить и формулировать задачки и трудности.

Теоретический разум отыскивает в дилемме ее настоящее, единственное решение, а в практическом мышлении дело обстоит по другому: управляющий нередко стремится не к очень действенному решению, а к применимому, удовлетворительному («satisfacing», по Г. Саймону).

Выступая по отношению к подчиненным в специфичной роли «оценщика» корректности их решений, управляющий обязан иметь готовые аспекты решения заморочек, подлежащих оценке. Специфична для практического мышления управляющего и форма ответственности за решение задач и заморочек — не только лишь за итог, да и за сам процесс этого решения.

Позиция субъекта для теоретического мышления является познавательной, а для практического мышления — начально модифицирующей. Отличен от теоретического и сам нрав работы практического мышления с информацией о дилемме. В первом случае выделяются общие, главные черты, во 2-м — детали, частности, которые часто дают подсказку путь решения всей трудности. Упущение детали на практике может иметь необратимые последствия. В психологии практического мышления в связи с этим введено понятие «принцип возможной существенности» каждого элемента трудности. Он подразумевает наличие «изощренной наблюдательности» — специфичной особенности, позволяющей замечать детали, которые могут стать потенциально существенными.

Последующая специфичная особенность практического мышления управляющего связана с содержанием и критериями управленческой деятельности. По содержанию управление просит мысленного оперирования с информацией о людях, «социальных объектах», характеризующихся большой степенью трудности и скрытостью от конкретного восприятия, а потому трудностью «расшифровки» и однозначностью интерпретации.
Неопределенность мыслительных задач управляющего может появляться в силу неких психических обстоятельств: недостаток либо избыточность инфы, высочайшая степень ее трудности.

Неважно какая управленческая задачка как предмет мышления управляющего имеет свойство комплексности инфы, потому что организация — это социотехническая система (люди и создание).

Важным проф требованием к руководителю является сочетание высочайшего уровня системного мышления с достаточным развитием его аналитических сторон.

Управленческие ситуации характеризуются свойством изменчивости — динамичности. Вариативность ситуаций просит активной продуктивной мыслительной работы, а скорость их конфигурации присваивает управленческой деятельности другую специфическую особенность — режим «цейтнота» (приобретенного недостатка времени). Это просит от практического мышления высочайшей скорости, оперативности включения в ситуацию, резвой переключаемости от действий к осмыслению. Управленческое решение оценивается 2-мя главными аспектами: адекватностью (качеством) и своевременностью. Скорость мышления находится в зависимости от особенностей организации памяти и проф опыта. Динамичность мышления также зависит от скорости актуализации инфы из памяти и готовности системы познаний к использованию.

Решения управляющего должны быть определенными — тогда они более понятны другим. Умение составлять обыкновенные планы — следствие умственной мощи.

Эта мыслительная особенность управляющего, являющаяся сразу принципиальным проф требованием к нему, базируется на психическом механизме «конкретизирующего синтеза». Это не просто переход от общего к личному, а выведение личного, определенного из огромного количества начальных посылок — общих и определенных, но подвергнутых подготовительному обобщению (синтезу).

Способность к выработке обычных и определенных планов базирована на психологически различных механизмах: способность генерации большего количества очень различных и уникальных планов, быстрота и легкость составления планов, наличие нескольких планов сразу и внесение в их конфигураций под воздействием конфигураций обстановки, твердость, воля в проведении собственного плана. Эти характеристики составляют типичное качество управляющего, определяющее его как «делателя планов» (faeseur de plan).

Важное условие эффективности управления — пропорциональное сочетание разума и воли, что отражено в известной «формуле квадрата». Его основание — воля, высота — разум, площадь — фуррор деятельности. Полный баланс встречается изредка.

Воля в деятельности управляющего сформировывает его специальные характеристики: инициативность, решительность, умение брать ответственность на себя, «осторожная смелость». Все это обозначается особенным обобщающим свойством — «стремящимся разумом».

Принципиальная черта практического мышления управляющего — стрессустойчивость. Обычно отрицательные эмоции подавляют мыслительные процессы, но есть огромные личные различия. Найдено свойство личности, заключающееся в том, что неблагоприятные условия могут провоцировать мыслительную деятельность.

Фактор высочайшей напряженности управленческой деятельности — ее полипроблемный нрав, более специфичная черта. Происходит интерференция мыслительных задач — их отрицательное воздействие друг на друга. При этом сам процесс практического мышления управляющего приобретает многофокусность — развертывание сразу по нескольким фронтам. Это очень резвое и нередкое переключение с одних задач на другие.

Существует очередное специфичное качество практического мышления управляющего — свойство прогностичности мышления, способность учесть и животрепещущую информацию, и информацию предвидения. Это продукт опережающего отражения грядущего состояния управляемой системы.

Основная трудность решения прогностических задач в управлении заключается в том, что они требуют учета поведения других людей, нередко противоречивого. Потому прогностичность мышления управляющего неотделима от такового принципиального мыслительного свойства, как рефлексивность (способность встать на позицию другого и предугадать на базе этого его поведение). В особенности принципиальна роль рефлексивных устройств в конфликтных ситуациях и в ситуациях конкуренции.

Reklama