Reklama

Понятие интеллекта в психологии

Ум (от лат. intellectus— зание, осознание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также качествами, которые не обнаруживаются при исследовании отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Ум, не считая того, находится в зависимости от личных особенностей субъекта.

Связь ума с управлением явна и первостатейна по значимости. Исследована тема «интеллект руководителя» недостаточно, только в теоретической форме. Практический ум, связанный с управленческой деятельностью, длительно оставался вне сферы исследовательских работ, числился низшим, более обычным типом, не заслуживающим внимания. Его сложнее изучить научными способами, так как они должны применяться в естественных критериях проф деятельности, а не в лабораторных.

Этот взор, в корне неверный, поменялся благодаря ставшей традиционной работе Б. М. Теплова «Ум полководца», где рассматривается практический ум на материале деятельности величавых полководцев и муниципальных деятелей. Теплов гласит о том, что интеллектуальная работа ученого яснее и спокойнее (но не непременно легче), чем интеллектуальная работа политика либо предводителя.

Практический ум в ряде качеств богаче и комплекс -нее, чем теоретический, но обладает специфичными особенностями.

Ум в широком смысле — совокупа всех познавательных особенностей человека. Познавательные процессы взаимосвязаны и образуют целостную систему. В психологии выделяют личные (особые) и общие возможности. Общие возможности первичны, потому что в основном предопределены на генном уровне, чем особые. История развития психологии ума, также его главные модели концентрируются вокруг вопроса о соотношении личных и общих познавательных функций, умственных возможностей.

К. Спирмен, создатель первой модели ума, обусловил, что уровни развития познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия и др.) взаимосвязаны. Он представил в уме существование 2-ух главных причин: общего фактора (general factor, G-фактор) и специфичного для каждой познавательной функции фактора (S-фактор). Эта модель именуется «двухфакторная теория интеллекта». Принцип ее строения — иерархический, имеет два соподчиненных уровня (G- и S-факторов). G-фактор Спирмен определяет как «общую интеллектуальную энергию», фактически ум.

В многофакторной модели Л. Терстоуна существование G-фактора отвергается, ее сущность состоит в том, что ум состоит из огромного количества первичных интеллектуальных возможностей. Терстоун насчитывает их семь: 1) «S» — пространственный фактор, 2) «Р» — восприятие (детализация зрительных образов), 3) «N» — вычислительный, 4) «V» — вербальный, 5) «F» — беглость речи, 6) «М» — память, 7) «R» — логическое рассуждение.
Модель Дж, Гилфорда тоже является многофакторной, но в ней выделяется 120 узкоспециализированных и независящих друг от друга познавательных возможностей. Зависят они от 3-х главных характеристик умственной деятельности: содержания (4 типа), нрава умственных операций (5 типов) и ее целей (6 видов). 4x5x6=120 особых возможностей (кубическая модель ума Гилфорда).

Основная награда Гилфорда — выделение 2-ух типов мышления: дивергентного и конвергентного. 1-ый — это показатель творческого начала, 2-ой ориентирован на поиск единственно верного решения, являясь индикатором логического мышления.

Р. Кеттел в собственной модели, не отрицая существования общего и личных (парциальных) причин, показывает на два разных типа ума: кристаллизованного (связанного) и текучего (свободного). 1-ый является мерой овладения культурой того общества, к которому человек принадлежит; 2-ой охарактеризовывает био способности нервной системы индивидума. Кристаллизованный тип больше связан с вербальным умом.

Потом Л. Хамфрейс обосновал, что оба эти типа ума связаны вместе и входят в общий, так именуемый интеллектуально-образовательный фактор, что сближает эту модель с моделью К. Спирмена. Общая психическая закономерность при исследовании разных сторон ума — ясное выделение G-фактора, что гласит о наличии общего ума как бесспорной психической действительности.
Структура ума очень сложна — она хоть и базируется на общем факторе, но к нему не сводится. Один из современных обобщающих подходов к осознанию ума рассматривает его как целостную систему «ментального» (интеллектуального) опыта человека и психологических устройств, обеспечивающих его скопление, обработку и внедрение. В уме (ментальном опыте) выделяются три уровня.

  1. Когнитивный опыт — структуры, обеспечивающие хранение, классификацию и внедрение инфы; их назначение — оперативная переработка текущей инфы.
  2. Метакогнитивный опыт — структуры, дозволяющие человеку производить саморегуляцию собственной умственной
    активности; их назначение — контроль умственных ресурсов.
  3. Интенциональный опыт — структуры, лежащие в базе
    личных умственных возможностей; их назначение — личное предпочтение определенной предметной области и направления поиска решений.

Специальные проявления умственной деятельности управляющего характеризуются последующими понятиями психологии ума.

Метакогнитивная осведомленность — познание собственных умственных свойств и умение их оценивать, способность к мобилизации собственных умственных резервов для решения сложных заморочек.

Открытая познавательная позиция — наличие легкой, чувственно положительной восприимчивости явлений реальности.

Посреди умственных стилей выделяются три главных, более верно проявляющихся в управленческой деятельности.

Исполнительский стиль — действие по правилам и принятым нормам.

Законодательный стиль — разработка новых путей к решению заморочек.

Оценочный стиль — работа с готовыми системами, которые «приводятся в порядок». Люди этого типа анализируют, критикуют и усовершенствуют трудности.

Посреди высших проявлений умственных возможностей выделяют определенные типы умственной даровитости.

Сообразительные — с коэффициентом ума больше 135 баллов (по шкале Д. Векслера норма — 100—115 баллов).

Блестящие ученики — люди с высочайшими показателями учебных достижений.

Креативы — люди, порождающие творческие, уникальные идеи в большенном числе и испытывающие потребность в решении сложных заморочек.

Компетентные — люди, имеющие большой объем проф познаний и опыт практической работы.

Профессиональные — люди с чрезвычайными умственными достижениями, нашедшие признание в общественно важных формах.

Опытные — люди с экстраординарными умственными способностями, связанными с анализом и пророчеством «обыденной» жизни.

В заключение свойства природы и структуры ума нужно выделить, что умственные возможности в психологии трактуются как одна из общих возможностей личности в целом. Но в эту категорию входят и другие, подобные «по рангу» степени обобщенности возможности личности: креативность, обучаемость, рефлексивность. В деятельности они выступают в неразрывной связи с умом, составляя базу для новых особенностей умственной деятельности. Для управленческой деятельности более значима комплексность строения общих возможностей. Так как ум является одной из общих возможностей, последние оказывают влияние на него, что нужно учесть при характеристике практического ума управляющего.

Reklama