Организация гражданской обороны на объектах экономики

Система ГО организуется на всех объектах экономики. В мирное время ГО своими элементами управления, специально уполномоченными на решение задач в области ГО (они же — органы ежедневного управления РСЧС), сетью наблюдения и лабораторного контроля, отдельными службами и формированиями участвует в решении ряда задач РСЧС.

К объектам экономики относятся производственные, сельскохозяйственные предприятия, учебные заведения и другие организации независимо от форм принадлежности. На объекте организуется комиссия по чрезвычайным ситуациям (ОКЧС).

Начальником ГО — председателем КЧС объекта — является его управляющий (директор, управляющий, ректор и т. д.). Он несет ответственность за компанию работ по выявлению возможных угроз, прогнозирование и предотвращение ЧС на предприятии, а также за постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ. Он подчиняется в оперативном отношении председателю городского (районного) КЧС.

Состав объектовой КЧС — председатель, три заместителя (главный инженер, зам. по производству и начальник штаба ГО).

Члены КЧС (руководители — начальники служб):

  • начальник службы оповещения и связи (нач. АТС);
  • начальник службы охраны публичного порядка (зам. директора по режиму);
  • начальник службы убежищ и укрытий (начальник ЖКО, ОКСа);
  • начальник службы радиационно-химической защиты (начальник заводской лаборатории);
  • начальник противопожарной службы (инспектор госпожнадзора);
  • начальник аварийно-спасательной службы (главный механик);
  • начальник мед службы (управляющий медпункта);
  • начальник транспортной службы (начальник транспортного цеха);
  • начальник МТО (зам. директора по МТО);
  • начальник службы энергоснабжения и светомаскировки (главный энергетик);
  • инженер по технике безопасности (начальник отдела охраны труда и среды);
  • главный бухгалтер;
  • председатель объектовой эвакокомиссии.

Объектовое звено системы предупреждения и ликвидации ЧС предназначено для предупреждения ЧС в мирное и военное время, а в случае их появления — для ликвидации последствий, обеспечения безопасности рабочих, служащих и населения, защиты среды и уменьшения вещественного вреда. Главные задачки объектовой КЧС:

  • обеспечение неизменной готовности органов управления к действиям в ЧС;
  • прогнозирование и оценка экономических и соц последствий ЧС;
  • обеспечение защиты рабочих и служащих;
  • обучение и подготовка руководящего состава, членов КЧС и людей;
  • создание на объекте и внедрение чрезвычайных запасных фондов денежных и материально-технических ресурсов, нужных для проведения ликвидации последствий ЧС.

Структура объектового звена предупреждений и ликвидации ЧС:

  • КЧС;
  • дежурно-диспетчерская служба;
  • рабочий орган КЧС (гл. инженер, штаб ГО, начальник отдела охраны труда, начальник медслужбы, бухгалтер, юрисконсульт и зам. по режиму);
  • оперативная группа (главный инженер, нач. штаба ГО, начальник ППС, звено связи);
  • штаб ГО.

Силы и средства, привлекаемые КЧС (объектовые формирования):

  • два поста РХН;
  • расчетно-аналитическая группа (РАГ);
  • санитарно-промышленная лаборатория объекта;
  • сводный спасательный отряд (команда).

Таким макаром, в современной вооруженной борьбе ГО приобретает несколько другой нрав и предназначение, чем до этого. Сохраняя оборонную функцию, она больше воспринимает социальную, гуманитарную направленность. По решаемым задачкам она сейчас стоит существенно поближе к деятельности МЧС Рф, чем к деятельности Министерства обороны РФ.

В критериях разгула терроризма, ведения необъявленных войн, нередких вооруженных конфликтов, а в процессе войн — нанесения ударов по потенциально небезопасным объектам, задачки, решаемые по защите населения и территорий в мирное и военное время, стали более тесновато сочетаться, что просит уже не роли, а настоящего функционирования ГО в мирное время.

Более реальный путь реформирования ГО — это создание на базе РСЧС и сейчас действующей ГО единой гос системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — Русской системы штатской защиты (РСГЗ).

Создание новейшей системы защиты позволит:

  • отнести вопросы штатской защиты к совместному ведению Русской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления, что позволит повысить ответственность субъектов РФ и органов местного самоуправления за защиту населения и территорий в военное время;
  • сделать единое правовое, организационное и методическое поле по вопросам штатской защиты на мирное и военное время на всей местности страны;
  • иметь одни и те же органы управления, системы связи, силы и средства, что обеспечит плавный переход системы с мирного на военное время и более доброкачественную преждевременную подготовку всей структуры государственного хозяйства к штатской защите в военное время;
  • сосредоточить усилия федеральных и территориальных сил и средств РСЧС и ГО на решение задач как мирного, так и военного времени.