Reklama

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О НЕФТИ

АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном смысле.

АЛЛИТЕРАЦИЯ – стилистический прием усиления звуковой выразительности художественной речи повторением одинаковых или однородных согласных звуков, например: коСи, коСа, пока роСа, оТ ТоПоТа коПыТ ПыЛь По ПоЛю ЛеТиТ.

АНАФОРА (ЕДИНОНАЧАТИЕ)- стилистический прием, состоящий в применении одних и тех же слов, предложений в начале смежных или близко расположенных друг к другу строк.

АНИМИЗМ – свойственное первобытным народам представление о существовании духа, души у каждой вещи. А. является характерной чертой первобытных религий и обязательным элементом всех современных верований.

АНТИТЕЗА – резко выраженное противопоставление понятий и явлений. А. усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. В качестве А. в былинах, сказках и других жанрах выступают противники героя.

АПОКРИФЫ – древние произведения с библейским сюжетом, содержащие отступления от официального вероучения и потому отвергнутые церковью. К А. принадлежали некоторые жития святых, литература апокалиптическая и эсхатологическая – о конечных судьбах мира, заговоры (ложные молитвы), астрологические и гадательные книги и т.д. А. получили широкое распространение среди читателей, привлекая живым реалистическим колоритом.

АРХАИЗМ – устаревшее слово или оборот речи, пережиток старины.

АССОНАНС – повторение в стихе сходных гласных звуков, художественный прием, используемый в фольклоре для усиления звуковой выразительности, например: хОрОшА рЕкА ОкА, кОрОткА ЕгО рукА.

АФФЕКТ – состояние сильного возбуждения и запальчивости.

БАЛАГАН – старинное народное театральное зрелище комического характера с примитивным сценическим оформлением.

БАЛЛАДНЫЕ ПЕСНИ – один из жанров народной эпической поэзии, посвященный рассказу о прошлом и отличающийся трагедийным содержанием бытового или исторического характера. Сам народ не выделяет Б. п. в особую группу песен, называя их, как и былины и исторические песни, «старинками» или «старинами». От былин Б. п. отличаются меньшим размером, отсутствием богатырей, от исторических песен – отсутствием обычно связи с конкретными историческими событиями или историческими лицами. Баллада получила широкое распространение в фольклоре и литературе многих народов, в русской классической и современной литературе, существенно отличаясь от народной Б. п. по форме, мотивам и образам.

БАННИК – мифологический персонаж, дух, якобы живущий в бане.

БОГАТЫРЬ – главный герой русских эпических песен – былин, чаще всего это воин, отличающийся необычайной силой, мужеством и умом. В образах Б. воплощены лучшие черты русского народа. Любимыми народными Б. являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

БРАТЧИНА (Никольщина) – складчина, праздник на общий счет (обычно в честь особенно почитаемых святых, например, святого Николая).

БЫЛИНА (от русск. «быль» – бывшее в действительности) – жанр русского народного эпоса, характеризующийся особым видом народного стихосложения, получившего название былинного стиха. Это песни-сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси (1Х-ХШ вв.). Различают две основные группы Б.: богатырские или героические (киевские) – о воинских подвигах древнерусских богатырей и социально-бытовые (новгородские) – о купце Садко, бунтаре Василии Буслаеве и др.. Русские Б. – одно из оригинальнейших явлений в мировой фольклористике, как по содержанию, так и по форме. В них с большой художественной силой отразился дух русского народа, его свободолюбие, любовь к Родине, храбрость, трудолюбие, ясный ум.

БЫЛИННЫЙ СТИХ – стиховая форма былин. Основным признаком Б. с. как одной из разновидностей народного стиха является тесная связь с напевом, с которым соотнесен словесный текст. Каждый стих содержит приблизительно одинаковое число ударений, твердо выдерживает ритмический порядок в начале и конце каждого стиха.

БЫЛИЧКИ (от русск. «быль» – бывшее в действительности) – один из жанров народной прозы, рассказы о леших, домовых, водяных, чертях и всякой другой «нечистой силе». В основе Б. лежат демонологические представления и существовавшая в далеком прошлом вера в языческих богов и духов. Вера утрачена, но Б. сохранились и продолжают довольно активно бытовать.

ВАРИАНТЫ – записи одного и того же фольклорного произведения, сделанные в различных местах и в разное время от разных (или от одного и того же) исполнителей. В. позволяют судить об исторических судьбах произведений и жанров, помогают выявить наиболее полноценные в идейном и художественном отношении тексты.

ВЕЖЕСТВО – вежливость, воспитанность.

ВЕЛИЧАЛЬНЫЕ ПЕСНИ (от древнерусск. «величати» – возвеличивать, восхвалять) – особый вид свадебных обрядовых песен, исполнявшихся в честь жениха и невесты или присутствующих на свадьбе гостей. В В.п. восхвалялись ум, красота, трудолюбие, богатство невесты и жениха, хозяйственность, деловитость тех, кого величали.

ВЕРТЕП (первоначальное значение – пещера) – один из видов кукольного театра, в котором хозяин В. с помощью кукол показывал коротенькие пьесы религиозного и нравственно-бытового содержания. В. представлял собой большой ящик, разделенный обычно на два яруса-сцены: в верхнем ярусе исполнялись религиозные пьесы, а в нижнем – бытовые. В полу каждой из сцен были сделаны прорези, по которым двигались стержни с укрепленными на них куклами. В русском фольклоре особенное распространение получили пьески бытового сатирического содержания.

ВЕСНЯНКИ (от «весна» – время года) – особый вид песен календарной обрядовой поэзии, сопровождавших весенние обряды, которые были направлены на приближение весны. Этому же посвящены и основные мотивы В. Они звучали и в честь начала весенних полевых работ.

ВОДЯНОЙ – в славянской мифологии существо, живущее в воде.

ВОПЛЕНИЦА (ПЛАКАЛЬЩИЦА) – женщина, славящаяся мастерством исполнения плачей и причитаний, исполнительница их на похоронах, а также во время свадебного или рекрутского обрядов.

ГИПЕРБОЛА – стилистический прием чрезмерного преувеличения каких-либо свойств изображаемого предмета, явления и т.д. с целью усиления впечатления. Г. широко применяется в фольклорных произведениях. Пример Г. – преувеличение силы богатыря или его противника в былине, сказке.

ГРОТЕСК – изображение в искусстве чего-нибудь в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Г. нарушает границы правдоподобия, придает изображению условность, выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. Г. широко используется в социально-бытовых новеллистических сказках.

ДОМОВОЙ – по народным поверьям, злой или добрый дух, живущий в доме.

ДРАМА – 1. Один из трех родов (наряду с лирикой и эпосом) художественных, в том числе и фольклорных произведений, созданных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене.

2. Один из видов народного театра, в котором роли исполнялись людьми. Наиболее распространенными Д. русского фольклора являются «Лодка», «Царь Максимильян», «Мнимый барин» и др. В русском фольклоре Д. большого распространения не получила. Популярна была в XVIII-XIX вв. Иногда термин «народная Д.» обозначает совокупность различных видов народного театра – кукольный театр Петрушки, вертеп, раёк и собственно народную Д.

ЕСАУЛ – офицерский чин в казачьих войсках в дореволюционной России, соответствующий чину капитана в пехоте.

ЗАВЯЗКА – исходный эпизод, момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения, составляющего основу сюжета.

ЗАГАДКА (от древнерусск. «гадати» – думать, размышлять) – краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которое нужно узнать, разгадать. Большинство З. строится на основе метафоры. Наряду с этим используются и другие принципы создания З.: описание или указывание отдельных черт предмета, метонимия, сравнение, форма каверзных вопросов и т.д. В настоящее время З. широко бытуют в детской среде.

ЗАГОВОР (от «говорить») – словесная формула, которая якобы обладает магической силой, может повлиять на окружающий мир, предохранить человека от болезней и всевозможных несчастий, принести ему здоровье и благополучие («белые» З.) или, наоборот, навредить ему («черные» З.) Известны З. земледельческие, охотничьи, медицинские, на регулирование личных и общественных отношений между людьми.

ЗАПЕВ – краткая вступительная часть в былине и исторической песне, подготавливающая слушателя к дальнейшему повествованию, обычно не связанная с содержанием.

ЗАЧИН – то же, что и запев, но не только в былинах и исторических песнях, но и в сказке, характеризующийся особым складом. Например, в сказке: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына».

ИНВЕРСИЯ – часто используемое в фольклоре изменение обычного порядка слов в предложении, придающее особую стилистическую окрашенность языку фольклорного произведения. Например, в обычной речи, как разговорной, так и литературной, на первом месте стоит прилагательное, потом существительное: широкое поле, белое тело. В фольклоре при использовании И. слова переставляются: поле широкое, тело белое, ножки резвые, брови черные и т.д.

ИНТЕРМЕДИЯ – небольшая пьеса или сценка, обычно комического характера, разыгрываемая между действиями пьесы. И. была жанром народного театра, основанного на бытовом сатирическом материале. И. либо пародировали основной текст пьесы на верхнем ярусе в вертепе, либо исполнялись как забавные самостоятельные сценки на нижнем ярусе.

ИРОНИЯ – часто используемый в фольклоре стилистический оборот – осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается, одна из форм отрицания. Отличительным признаком И. является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. Например, в частушке: «Хороша наша деревня, только улица грязна».

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ – эпические или лиро-эпические русские народные песни, возникшие предположительно в XIII-XIV вв. и окончательно сформировавшиеся как жанр в XVI в. От былин И. п. отличаются большей исторической конкретностью. В них рассказываются о реальных событиях и деятелях истории.

КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ – песни и заклинания, сопровождающие календарные обряды зимнего, весенне-летнего и осеннего циклов. С помощью обрядов и К. о. п. человек стремился достичь хорошего урожая и благополучия. Зимние календарные обряды сопровождались ряженьем, исполнением особых песен – колядок и щедровок, гаданием и пением подблюдных песен. В праздник Масленицы много ели, веселились, катались с гор, а в конце праздника устраивали ритуальное сожжение чучела Масленицы.

Троицко-семицкая неделя была посвящена культу растений, в частности, почитанию березы, и сопровождалась особыми ритуалами. Ночь на Ивана Купала также была насыщена всевозможными ритуалами, которые должны были обеспечить хороший урожай, способствовать здоровью и благополучию участников обряда. Заканчивался календарный обрядовый цикл жнивным обрядом, выражающим почитание матери-земли и хлеба.

КОЛЯДКА, КОЛЯДА – календарная обрядовая песенка, содержащая пожелание богатого урожая, здоровья и семейного благополучия, исполнявшаяся колядовщиками – молодыми парнями и девушками в ночь на Рождество в честь хозяев перед их домами.

КОМПОЗИЦИЯ – построение художественного произведения, расположение и соотношение составных частей, объединенных темой, сюжетом, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений.

КОНТАМИНАЦИЯ – органическое соединение исполнителями двух или нескольких произведений (или их частей), которое приводит к созданию нового, ранее не существовавшего текста или варианта известного произведения.

КОНФЛИКТ – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении

КОРИЛЬНЫЕ ПЕСНИ (от «корить» – ругать, указывать недостатки) – особый вид свадебных обрядовых песен, исполнявшихся во время свадьбы и адресованных хозяевам или кому-либо из гостей.

КОСМОГОНИЧЕСКИЕ ЛЕГЕНДЫ – объясняющие происхождение Вселенной.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР ПЕТРУШКИ – одна из любимых форм народного театра, получившая свое название по главному герою – Петрушке. К. т. П. представляет собой ширму, над которой «играют» куклы. Одно из ранних свидетельств о К. т. П. относится к первой половине ХУП в. Главными хранителями традиций К. т. П. были скоморохи, а позже кукольники, т.е. народные артисты, показывающие кукольные представления. Особенно распространен К. т. П. был в XVIII-XIX вв. Представления К. т. П. строились на показе приключений Петрушки и носили острый злободневный характер. Традиции К. т. П. продолжают многочисленные любительские и профессиональные кукольные театры.

КУЛЬМИНАЦИЯ – момент наивысшего напряжения в развитии сюжета.

КУМУЛЯТИВНАЯ СКАЗКА – построенная на повторении одинаковых или похожих друг на друга эпизодов, диалогов, песенок, звенья сюжета следуют одно за другим по принципу цепочного нанизывания. Примером К. с. могут служить, например, сказки «Колобок», «Теремок», «Смерть петушка».

ЛЕГЕНДА – один из прозаических эпических жанров фольклора, народный рассказ о событиях и лицах, повествование о прошлом. Обычный сюжет Л. – темы церковных сказаний, житий святых, апокрифов. Есть Л. о великих грешниках и народных заступниках. В Л. чудесное, фантастическое лежит в основе повествования и определяет его структуру, систему образов и изобразительных средств.

ЛЕШИЙ – по народным поверьям, хозяин леса, существо, обитающее в лесу.

ЛИРИКА – один из трех основных родов (наряду с эпосом и драмой) художественных, в том числе и фольклорных произведений, в котором действительность отражается путем передачи глубоких, задушевных переживаний, мыслей и чувств лирического героя.

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ – сочетающий элементы лирики и эпоса.

ЛУБОК, ЛУБОЧНАЯ КАРТИНКА – липовая доска, на которой гравировалась картинка для печатания, а также картинка такого изготовления. На Л. к. часто печатались тексты народных песен, сказок, былин и т.д. и иллюстрации к ним.

МАГИЯ – чародейство, волшебство, колдовство, обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на природу и людей.

МАТРИАРХАТ – одна из форм общественного устройства в ранний период первобытнообщинного строя. У некоторых народов М. предшествовал патриархату и иногда сохранялся в период родового строя к классовому обществу. Характеризуется господствующим положением женщины в хозяйственной и общественной жизни.

МЕТАФОРА – употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на поэтическом сходстве, сравнении, аналогии. Например: слезы закипели, сердце запылало, душа горит, кровь в жилах стынет и т.д.

МЕТОНИМИЯ – замена названия какого-либо предмета, явления названием части этого предмета или названием другого предмета на основе их сходства. Например, в частушке: «Полюбила, полюбила синие глазеночки» (имеется ввиду парень с синими глазами). В загадке: «По горам, по долам ходит шуба да кафтан» (речь идет о баране).

МИФОЛОГИЯ – совокупность мифов, отражавших фантастические представления людей в доклассовом и раннеклассовом обществе о мире, природе и человеческом бытии.

НЕВЕСТКА – жена брата или жена сына, а также замужняя женщина по отношению к родным ее мужа.

ОБОРОТЕНЬ – в сказках, быличках и т.д. человек, способный превращаться в кого-нибудь и во что-нибудь с помощью волшебства.

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ – песни, плачи, приговорки, исполняемые при совершении обрядов. О. п. делится на два основных цикла: календарную поэзию и семейную. О. п. тесно связана с трудовой деятельностью, бытом, нравами и обычаями русского народа. Вместе с тем в ней отразились и суеверные представления древнего человека, придававшего О. п. магическое значение.

ОБЩИЕ МЕСТА – традиционные поэтические формулы и одинаковые стилистические обороты, встречающиеся в разных текстах одного жанра или даже в произведениях разных жанров. О. м. могут быть запевы в былинах, присказки, концовки и формулы в сказках и т.д. Например, в разных былинах у разных сказителей в устойчивых одинаковых выражениях рассказывается о седлании коня, одинаковыми сказочными формулами передается продолжительность действия («скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»), красота героини («ни в сказке сказать, ни пером описать»).

ОВИН – строение для сушки снопов перед молотьбой.

ОВИННИК – по народным верованиям, хозяин овина, существо, обитающее в овине.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – прием художественного изображения, состоящий в наделении животных и неодушевленных предметов человеческими свойствами – способностью чувствовать, мыслить, даром речи.

ОСЬМИНА – старинная русская мера объема сыпучих тел, равная 104.95 л.. ПАРАДОКС – мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее здравому смыслу. Форма П. присуща некоторым пословицам, например: «Тише едешь – дальше будешь».

ПАТРИАРХАТ – сменившая матриархат форма первобытнообщинного строя, когда мужчина господствует в семейной, хозяйственной и общественной жизни.

ПЕРСОНАЖ – действующее лицо художественного произведения. Термин П. чаще употребляется применительно к второстепенным действующим лицам.

ПЕСНЯ – произведение словесно-музыкального искусства, в котором текст и мелодия выступают в единстве. Народные П. могут быть эпические (былины, исторические П., балладные П.), лиро-эпические (причитания, исторические П.), лиро-драматические (хороводные, игровые П.) и лирические (любовные, семейные, солдатские и др.). Бывают обрядовые П. и внеобрядовые.

ПЕСНИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ появились с развитием в литературе с XVIII в. жанра песни. П. л. п. называют песни известных и малоизвестных поэтов, ставшие народными по бытованию, подвергшиеся фольклоризации, а иногда и народному редактированию, сокращению и улучшению. Очень популярны в народе песни на стихи Н. Некрасова, А. Кольцова.

ПЛАКАЛЬЩИЦА – см. ВОПЛЕНИЦА.

ПЛАЧИ, ПРИЧИТАНИЯ, ПРИЧЕТЫ, ВОПЛИ – старинные песни, лиро-эпические произведения обрядовой поэзии, исполняемые невестой в свадебном обряде, вопленицей или родственниками во время похоронного обряда и при проводах рекрута. Рекрутские и особенно свадебные П. отличаются определенной устойчивостью текста. Они выражают чувства и настроения невесты, рассказывают о горе близких, провожающих рекрута в армию, рисуют картины его нелегкой службы. Переживания были общими для всех невест, рекрутов и их родственников, поэтому и тексты их П. пригодны для выражения чувств и настроений многих людей, отсюда и их устойчивость. П., особенно похоронным П., присущ импровизационный характер, поскольку каждый П. приспосабливался к конкретному случаю.

ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ – лирические народные песни, исполнявшиеся во время пляски. Большинство П. п. отличается быстрым темпом исполнения. Они почти всегда носят веселый задорный шуточный характер. Для П. п. свойственна речитативная скороговорка, построенная на характерных речевых интонациях. Стих П. п. всегда ритмически четок и имеет хореическую основу.

ПОГОВОРКА – меткое общеизвестное образное выражение, дающее эмоционально-выразительную оценку какого-либо жизненного явления. Она не составляет, в отличие от пословицы, цельного предложения и не имеет назидательного смысла. Пример: «Воду в ступе толочь».

ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ – обрядовые песни календарной поэзии, сопровождавшие святочные гадания девушек и имевшие символическое значение.

ПОСЛОВИЦА – краткое, устойчивое в речевом обиходе, ритмически организованное меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл. В отличие от поговорки П. представляет собой законченное самостоятельное предложение и может употребляться как в прямом, так и переносном смысле. Пример: «Воду в ступе толочь – вода и будет».

ПРЕДАНИЯ – бытующие в народе эпические рассказы, правдоподобно освещающие факты истории, быта или происхождение отдельных местностей и их названий.

ПРИГОВОРКА, ПРИБАУТКА – острые, забавные сочетания слов, которыми пересыпана речь сказочников, краснобаев, балаганных дедов.

ПРИПЕВ – стих или сочетание стихов, повторяющихся после каждого куплета в песне, рефрен. В фольклоре он нередко состоит из восклицаний, возникших в глубокой древности и давно утративших словарные значения, например, в старинных русских песнях: «Ой, ладо-ладо», «Ой, лёли-лёли, лелюшеньки».

ПРИСКАЗКА – небольшая шуточного характера стихотворная сказочка, не связанная с содержанием, произносимая сказочником в начале, а иногда в середине или конце сказки в виде прибаутки.

ПРИЧИТАНИЯ – см. ПЛАЧИ.

РАЁК – распространенная в XVIII-XIX вв. разновидность народного театра (театр картинок). Р. представлял собой ящик с отверстиями, снабженными увеличительными стеклами, через которые зрители рассматривали вращающиеся внутри картинки. Показ таких картинок сопровождался шутливыми пояснениями в рифмованной прозе.

РАЁШНЫЙ СТИХ – русский фольклорный стих, сопровождавший, в частности, представления райка, выкрики балаганных дедов и имевший самостоятельное распространение. Количество слогов и расположение ударений в Р. с. свободно, ритм основан на смежной рифмовке строк (обычно юмористического, прибауточного характера).

РАЗВЯЗКА – эпизод, завершающий развитие сюжета художественного произведения, в котором разрешается конфликт.

РЕКРУТ – в русской армии в 1705 – 1874 гг. лицо, зачисленное в армию по рекрутской обязанности. В 1874 г. термин Р. заменен словом «новобранец».

РИФМА – созвучие окончаний слов, начиная с последнего ударного слога, завершающих стихотворные строки или части строк.

РИФМОВАННАЯ ПРОЗА – художественный прозаический текст, использующий рифму, которая членит текст на отрезки и стирает различие между стихом и прозой. Р.п. используется в пьесах старинного русского театра кукол «Петрушка».

РУСАЛКА – в народных поверьях существо в образе обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.

САРКАЗМ – язвительная, жестокая ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте внешнего смысла и подтекста.

СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ – часть семейной обрядовой поэзии, связанная со свадебным обрядом. К С. п. относятся различные в жанровом отношении песни – плачи, величальные, лирические и корильные песни. Каждый из видов С. п. исполнялся в определенный момент свадьбы. С. п. отражали прощание невесты с девичьей волей, показывали жизнь замужней женщины-крестьянки. Наряду с этим в С. п. прославлялись (величались) ум, красота, трудолюбие, хозяйственность новобрачных и гостей. В других песнях вышучивались (корились) недостатки жениха или гостей.

СВЁКОР – отец мужа.

СВЕКРОВЬ – мать мужа.

СЕЛЕЗЕНЬ – самец утки.

СЕМЕЙНАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ – разнообразные в жанровом отношении песни и приговорки, сопровождавшие семейные обряды, связанные с главными событиями в жизни человека: свадьбу, проводы в армию, смерть и др. В С. о. п. входят различные свадебные песни и плачи.

СИМВОЛИКА – система народных образов, получивших в фольклоре устойчивое переносное значение. В основе С. лежит замещение определенных образов или чувств, состояния человека образами из мира природы, что позволяет с наибольшей эмоциональностью и поэтичностью передавать различные оттенки настроения или характеризовать явления, события.

СИНОНИМ – слово, тождественное или очень близкое по своему значению другому слову. Например: «смелый» и «храбрый», «труд» и «работа».

СКАЗИТЕЛЬ – знаток и исполнитель былин.

СКАЗКА – один из главных эпических жанров прозаического фольклора. Для С. характерна совокупность таких жанровых признаков, как повествовательность и сюжетность, установка на вымысел и назидательность, особая форма повествования. Главные жанровые разновидности С. – это С. о животных, волшебно-фантастические и социально-бытовые новеллистические С.

СКАЗОЧНИК – рассказчик сказок.

СКОМОРОХ – в Древней Руси странствующие актеры, бывшие одновременно певцами, плясунами, музыкантами, акробатами и т.д. и

Reklama