Reklama

Кейнсианская модель, ее достижения и недостатки

Если традиционный подход присваивал ценность росту совокупного предложения, то кейнсианский подход исходил из приоритета совокупного спроса.
Дж.Кейнс рассуждал так. Рост занятости ведет к росту государственного дохода (НД). Чем больше НД, тем больше должен быть, казалось бы, и спрос. Но этого не происходит, потому что с ростом НД все большая часть отчаливает на сбережение, а, означает, создание и занятость не вырастают. Выходит «замкнутый круг» – рост занятости приводит к безработице. Дж.Кейнс делает вывод, что нужна политика, которая бы стимулировала действенный спрос.

Не считая того, Дж. Кейнс отторг вывод традиционной модели о свободном ценообразовании как главном инструменте заслуги рыночного равновесия и обвинил современное ценообразование в последующем: монополистические тенденции не позволяют ценам быть подлинно свободными, т.е. правильно отражать динамику соотношения спроса и предложения; длительные договоры меж поставщиками и потребителями препятствуют оперативной реакции цены на изменение рыночной конъюнктуры; договоры меж профсоюзами и бизнесменами мешают заработной плате делать функции регулирующей цены на рынке труда.

В итоге цены становятся неподвижными и дезориентируют бизнесменов при решении вопроса об изменении объема производства.
На место цены Кейнс выдвинул «объем продажи» как показатель, выполняющий в критериях деформированной рыночной экономики функции, подобные функциям цены в свободной («классической») рыночной экономике.
Каковы же заслуги кейнсианской модели? Дж.Кейнс показал, что подчиняясь сигналу уменьшения объема продаж, сокращается объем производства, а означает вырастает безработица. Если объем продаж вырастает, то объем производства тоже вырастает, вырастает занятость, а означает и спрос, а совместно с ним цены и инфляция.

Таким макаром, достижение сбалансированного состояния меж совокупным спросом и совокупным предложением не значит заслуги равновесия во всех сферах экономики. Оно совместимо с инфляцией, безработицей и падением производства.

Классики обосновывали, что рынок обеспечивает полное внедрение ресурсов. Дж. Кейнс указывает, что это бывает не всегда, а именно безработица и есть неполное внедрение трудовых ресурсов.

Правительство может расширить совокупный спрос 3-мя методами: увеличивая свои расходы (выплатой пенсий, пособий, стипендий, увеличением минимума заработной платы); понижая налоги; снижая процентную ставку.

Эти меры именуются «политикой экспансии». Дж.Кейнс указывает, что они вызывают «эффект мультипликатора» (множителя), потому что приводят к неоднократному ускоренному расширению производства и росту занятости.

Обратные меры принимаются, когда уровень производства, обеспечивающий полное внедрение ресурсов, находится выше сбалансированного уровня. Они именуются «политикой сдерживания» (это экономия на трансфертных платежах и соц программках, повышение налогов и понижение процентной ставки).
Для прогнозирования масштабов мультипликационного эффекта Кейнс ассоциировал выведенные им «среднюю склонность к потреблению» (это отношение величины потребительских расходов к уровню доходов) и «среднюю склонность к сбережению» (отношение величины сбережений к уровню дохода).
Недочеты кейнсианской модели заключались в последующем. Кейнсианская модель не давала рецептов, как сразу биться и с инфляцией, и с безработицей. А сочетание того и другого, получившее заглавие стагфляции, как раз поразило современное общество.

Политика экспансии – выплаты валютных сумм популяции – только на время наращивает спрос. Но дальше ведет к росту цен, инфляции, сокращению производства, так как вырастают цены и на причины производства. Создание сокращается, а, означает, вырастает безработица. В последние десятилетия конкретно так и происходило, потому на замену кейнсианству пришла новенькая теория - «монетаризм». Ее фаворитом стал южноамериканский экономист Милтон Фридмен.

Reklama