Reklama

Экономические отношения в сфере образования. Образование как система и отрасль народного хозяйства

Образование, как понятно, издавна относится к важной сфере людской жизнедеятельности, обеспечивающей социально-экономический прогресс. Но в протяжении многих веков оно не было конкретно связано с созданием, не оказывало на него приметного воздействия и не выделялось в самостоятельную ветвь. По данным глобальной организации ЮНЕСКО, на рубеже 19 и 20-х веков в мире работники просвещения решали, сначала педагогические и культурологические задачки. Финансовая функция образования еще не проявилась, так как в обозначенное время в продвинутых странах Европы преобладал обычный физический труд. Предприниматели имели возможность нанимать нужную рабочую силу в готовом виде, а расходы на ее обучение и подготовку были так малы, что не учитывались ни в бухгалтерских книжках компаний, ни в теоретических исследовательских работах экономистов той поры.

Положение коренным образом поменялось в эру научно-технической и информационной революции, когда на пороге 21 века приметно возросла роль образования в развитии публичного производства в становлении современной цивилизации. В 90-е годы в продвинутых странах уже выше половины экономически активных людей были заняты не физическим, а интеллектуальным трудом. Так в США, по данным статистики, к 1992 г. из 116,8 млн. занятого самодеятельного населения (без военнослужащих) 83 млн., либо более 2/3 населения, приходилось на лиц в большей степени интеллектуального труда. Сейчас выше 85% янки располагают 12-классным и поболее высочайшим образованием. Приблизительно половина взрослого населения страны имеет высшее образование.

Практически 106 млн. человек, либо выше 80% населения , занятого в народном хозяйстве бывшего СССР к 1990 г., имело высшее, общее и особое среднее образование. Исключительно в Рф количество работающих профессионалов с высшим и средним образованием достигало 20,6 млн. человек.

К числу важных современных закономерностей, характерных разным странам, относится процесс интеллектуализации экономики и других сторон социальной жизни. Проявляется этот процесс двойственно: растет роль таких отраслей социальной сферы, как образование и наука; усиливается значение умственной деятельности снутри других отраслей народного хозяйства. Обе эти тенденции содействуют формированию и совершенствованию образовательного, проф, научного, духовного потенциала общества и являются важными факторами социально-экономического развития. Сейчас производственные дела разветвленного комплекса образовательных учреждений, обеспечивающих образовательный процесс, являются принципиальной составляющей всей системы экономических отношений, а образование выступает важной отраслью публичного производства в целом.

Образовательная ветвь в современных критериях располагает большими интегрирующими (объединительными ) качествами. Она относится к социальной сфере одного народнохозяйственного комплекса, которая обхватывает и пронизывает своими животворящими потоками весь экономический организм страны.

Чем можно разъяснить необыкновенную роль сферы образования?

Во-1-х , специфичным местом образования в системе публичного разделения труда. Это единственная ветвь, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и практикуется на воспроизводстве главной производительной силы общества- обученных работников для всех отраслей вещественного и нематериального производства, также для разных видов непроизводственной деятельности. Конкретно этим предопределяется приоритетность образования. В статье 1 русского Закона “Об образовании” приоритетность гос политики в области образования получила юридическое закрепление. Но оно пока не носит декларативного нрава.

Во-2-х, уровень образования населения выступает одним из основных характеристик благосостояния народа страны. Сам же уровень благосостояния, по воззрению профессионалов ООН, идеальнее всего отражается при помощи индекса развития человека. Этот индекс определяется последующими 3-мя основными аспектами: средней длительностью жизни, уровнем образования и размерами дохода на душу населения.

Как проявили новые исследования, обычно подольше живут люди, получившие высшее образование, отлично зарабатывающие и достигшие приметного положения в обществе. Чем выше ум человека, чем многостороннее его образованность, тем больше у него способностей сделать для себя рациональные условия труда. Каждый дополнительный год учебы, считают ученые, продлевает жизнь самое наименьшее на пару лет.

Reklama