Reklama

Финансирование системы образования. Фонды образования, их структура и назначение

Неувязка размеренного и обоснованного финансирования учебных заведений в наши деньки является одной из самых острых заморочек функционирования системы образования. Как подчеркивается в русских законах об образовании, основой муниципальных гарантий получения гражданами страны полного общего и проф образования в границах муниципальных образовательных эталонов выступает государственное и городское финансирование образования.

Для сферы образования характерен типичный денежный механизм. Под ним предполагается совокупа критерий , форм и способов сотворения, рассредотачивания и использования денег учреждениями и органами просвещения в целях обеспечения подходящего положения для развития системы образования. Специфичность этого механизма связана с особенностями формирования и использования фондов денег в образовательной сфере, в каждом ее звене и в разных учебных заведениях. В отличие от коммерческих компаний и организаций образовательные учреждения, обычно, являются экономными организациями.

Поступления экономных средств на цели образования в нашей стране никогда не были в числе первоочередных и формировались по принципу: что остается, то и достанется. Все же, до начала 90-х годов финансирование учебных заведений и системы образования страны в целом характеризовалось относительной стабильностью.

Формирование финансовой базы просвещения обычно производилось из 2-ух источников: из средств муниципального бюджета, также средств муниципальных компаний, колхозов и других организаций. В последние годы появился и стал занимать приметное место 3-ий источник денег: собственные деньги, приобретенные учебными заведениями от различного рода платной образовательной и предпринимательской деятельности.

И все таки главным источником финансирования просвещения был и остается муниципальный бюджет. На его долю в различные годы приходилось 70-75% всех денежных ресурсов отрасли образования. Совместно с тем, за 90-е годы происходило уменьшение муниципальных денег в систему образования, и изменялась их структура: так понижалась толика расходов из федерального бюджета и увеличивалась - из местных бюджетов. После 2000 года толика федерального финансирования составила около 20%, столько же – из бюджетов субъектов федерации и 60%- из местных бюджетов.

Субъекты федерации, не считая исходного проф образования, финансируют из собственного бюджета региональные средние и высшие проф учебные заведения, также интернатные учреждения. Из местных бюджетов выделяются средства для содержания городских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ и внешкольного дополнительного образования.

Современный денежный механизм в отрасли образования характеризуется сочетанием экономного финансирования учебных заведений с развитием платных образовательных услуг и другими источниками самофинансирования. При всем этом считается недопустимой обычная подмена бесплатных услуг платными, и упор делается на их рациональное сочетание.

Деньги, поступившие учреждению образования из всех источников, составляют фонд денежных ресурсов либо доход этого учреждения.

Образовательные учреждения, находящиеся на экономном финансировании, имеют единую систему расходов. 1-ая группа этих расходов, объединяющая текущие расходы, является самой презентабельной. К ней, сначала, относится фонд оплаты труда, куда врубаются расходы на зарплату с учетом неотклонимых взносов на соц и мед страхование, в Муниципальный фонд занятости и Пенсионный фонд. 2-ая группа- это расходы на содержание учреждения, называемые фондом вещественного обеспечения. Фонд оплаты труда и фонд вещественного обеспечения составляют текущие расходы, либо обратные средства учреждения образования.

Сами расходы на содержание учреждений делятся на хозяйственные расходы, в том числе учебные; расходы общественного нрава: стипендии, питание, приобретение одежки, обуви, мягенького инструментария, вещественное обеспечение детей-сирот; расходы на укрепление вещественной базы образовательного учреждения, т.е. приобретение оборудования, проведение серьезного и текущего ремонта.

На заработную плату идет приблизительно 44-45% всех расходов, на хозяйственные нужды- 15%, 10%- на поддержание и развитие вещественной базы и 30% составляют социальные расходы. Структура перечисленных видов издержек приметно различается зависимо от типов и форм образовательных учреждений.

Reklama