Reklama

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ (1783—1852)

Три важных обстоятельства во многом определили жизнь, характер, умонастроение Жуковского и его отношения с современниками: история его рождения, трагическая любовь и, конечно, многолетняя служба при царе.

Первое обстоятельство, как было замечено, связано с его рождением: Жуковский — внебрачный сын помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки. Будущего поэта усыновил бедный помещик, проживавший в семье Буниных, Андрей Григорьевич Жуковский. Поэт тяжело переживал свое ущемленное социальное положение и писал позднее в дневнике: “Я привык отделять себя от всех, потому что никто не принимал во мне особенного участия, потому что всякое участие ко мне казалось мне милостью… Я был один, всегда один”.

Первоначальное образование Жуковский получил у домашних учителей, в семье Бунина. После краткого по времени обучения в Туле, в частном пансионе и в народном училище, жил в семье своей сестры. В эти годы обнаружились его собственные поэтические склонности. В 1797—1800 годах он учился в Благородном пансионе при Московском университете.

В годы войны с Наполеоном Жуковский поступил в народное ополчение, находился в резервных частях под Бородино, а потом отступал с армией под Тарутино. Написанное им там патриотическое стихотворение “Певец во стане русских воинов” принесло ему огромную славу. Его заметили при дворе; пригласили на должность чтеца при вдовствующей императрице Марии Федоровне.

Два года (1808—1810) Жуковский редактировал журнал “Вестник Европы “, опубликовал свои песни: “Тоска по милой”, “Мой друг, хранитель, ангел мой баллады: “Людмила”, “Кассандра” и ряд замечательных статей.

Поэт принимал активное участие в создании литературного общества “Арзамас” (1815), объединил вокруг него передовые литературные силы, сторонников очищения литературного языка от архаизмов.

С 1826 года по 1841 год он был наставником наследника престола. Несмотря на свою веру в благо божьего промысла и монархические убеждения, всю свою жизнь он защищал при дворе многих людей, преследуемых царизмом: был другом Пушкина, много раз заступался за него, когда снова и снова собирались тучи над головой великого поэта; добивался освобождения из ссылки

А.И. Герцена, освобождения от солдатчины Е. А. Баратынского, помог выкупить из крепостного состояния неугомонного бунтаря Т. Г. Шевченко.

Жуковский — классик поэтического перевода; он познакомил русскую публику с лучшими образцами мировой поэзии. Чрезвычайно широк был круг его интересов. Жуковский изучал “голоса народов” в их песнях: шотландские поэтические предания Вальтера Скотта, индийскую поэму “Махабхарата “, поэму Фирдоуси “Шахнаме”, гомеровскую “Одиссею”.

Летом 1840 года Жуковский уехал в Германию, а в следующем 1841 году женился на 18-летней дочери своего давнего друга художника Рейтерна в Дюссельдорфе. Брак его не был счастливым. Вскоре подступили болезни, Жуковский начинает терять зрение.

Скончался он в Баден-Бадене. Вскоре тело его было перевезено в Россию и захоронено в Александре-Невской лавре.

Поэзия Жуковского — поэзия переживаний, чувств и настроений; её можно назвать началом русской психологической лирики. Её лирический герой исполнен своеобразного обаяния; обаяние — это в поэтической мечтательности, в возвышенности и благородстве души. Творчество Жуковского, воплотившее в себе гуманистическое представление о человеческой личности, оказало, по словам Пушкина, “решительное влияние на дух нашей словесности”.

“Что ни говори, Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности; к тому же переводный слог его останется всегда образцовым…”.

А. С. Пушкин

“… Жуковский принёс важные пользы языку нашему; он имел решительное влияние на стихотворный слог наш — и мы за это навсегда должны остаться ему благодарны…”.

К. Ф. Рылеев

‘Жуковский… имеет великое историческое значение для русской поэзии вообще: одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина”.

“…Творения Жуковского — это целый период нашей литературы, целый период нравственного развития нашего общества. Их можно находить односторонними, но в этой-то односторонности и заключается необходимость, оправдание и достоинство их “.

В.Г. Белинский

Reklama