Reklama

Садово-парковая скульптура

Садово-парковая статуя - разновидность пластики, созданный для отделки садов и парков. Может иметь как декоративный, пропагандиський, обучающий, так и мемориальный нрав. Имеет давнишнюю и устойчивую традицию в искусстве Западной Европы.

 

История

Старая Греция

Cкульптор Скопас. Голова Афродиты.

Жизнь в древнегреческих городах-полисах не было легким. Необходимость выживания в агрессивной среде определила подозрительность, доносы, разочарование в действиях властей и войск, если те не давали стремительных побед. Личные сады поначалу в полисах были очень редчайшими, ибо личное лицо, индивид, еще не мог отделиться от коллектива, от общества полиса-города.Известные сады в Афинах, Лицей и Академия, сформировавшиеся на шаге кризиса полисового жизни.

Конкретно поиски выхода из кризиса стимулировали древнегреческую философию.

Конкретно сады Академии избрали для встреч и обучения философы, а заглавие «академия» распространилась по миру.

Конкретно от греков идет традиция декорировать сад статуями.

Эллинизм

«Умирающий Лаокоон с отпрысками от змея, наслала Афина»

Эрой эллинизма стали именовать века после завоевания Александром Македонским стран Малой и Фронтальной Азии и Северного Египта и всераспространен древнегреческой культуры на Восток.

Более массивные очаги эллинизма появились в Северном Египте и в Фронтальной Азии. Конкретно тут появились свои школы статуи, ставшие достоянием культуры всего региона. Если мастера городка Александрия числились с культурой Старого Египта и сделали компромиссные формы, то архитекторы Пергам опирались больше на греческие традиции и развили их далее. В статую пришло движение, а лица персонажей отразили огромную палитру человечьих эмоций - величие на лице Богов, мучения Лаокоона и его отпрыской, полет и экстаз этим полет на всей фигуре богини Победы - Ники Самофракийской. Статуя эллинизма растеряла равнодушно-успокаивающий нрав и обратилась к переживаниям и эмоций личного лица, рожденный индивиду.

Распространение в день эллинизма получила и садово-парковая статуя, имевшая более размеренный, развлекательный, декоративный нрав (Старенькый рыбак, Амур на гусе, Отдых Сатира, терракотовые статуэтки с Танагры).

 

Старый Рим

Личные сады Старого Рима нереально представить без ручьев и садово - парковой скультуры. Воинственный Рим повсевременно грабил оккупированные страны. Более ограбленным были Греция и греческие города-колонии в Средиземноморье. В Рим десятилетиями вывозили мраморные и бронзовые статуи, вазы, капители колонн, сами колонны, рельефы и даже каменные глыбы старенькых и разрушенных храмов, дворцов, сооружений.

В Риме стремительно появилась практика копирования древнегреческих скульптур, поэтому награбленных образцов не хватало на всех желающих. Благодаря этому (за чрезвычайной распространенности копий) уничтожены оригиналы греческих архитекторов дошли до нашего времени в даньоримських копиях.Их и на данный момент изучают, зарисовывают и копируют студенты художественных академий различных государств.

  • Древнегреческий архитектор Пракситель.Отдых Фавна. Римская копия, музей Капитолине.

  • Живописец Г. Семирадский, Пруд со статуей «Отдых Фавна».]]

Италия эры Возрождения

В Италии эры Возрождения развитие статуи обогнал на некое время развитие других разновидностей искусства. Статуя стала доминировать на площадях и в первых образчиках пригородных вилл, в комфортных садах, в отделке фонтанов. Фонтаны со статуями заполучили такую популярность, что итальянские эталоны были взяты в сады Великобритании, Франции, Чехии ( Прага, фонтан в саду Царского летнего дворца). Поэтический фонтан с маленький статуей стал героем драматических спектаклей в театре, а эталоны фонтанов Италии брали и вывозили в знатные поместья даже в 19 - 20 веках (итальянский фонтан с рельефом амуров, сад иВоронцовский дворец (Алупка) в Крыму, усадьбы в Великобритании, поместья в США и др.). Касалось это и фонтанных скульптур Джованни да Болонья (либо Джамболонья) суток маньеризма.

Сады барокко

Ян Брокоф. Фонтан Тритон. 1685

Вилла Альдобрадини. Архитектор Жак Сарацин, 1621 Полифем с флейтой Пана

Сад барокко (постоянные сады) практически нереально представить без садово-парковых скульптур. Еще сначала появления схожих садов их насыщали архитектурой и скульптурами. Декоративный нрав имели и вазы, и статуи. Практически все архитекторы барокко дали дань садово-парковой скульптуре - Куазевокс, Жирардон, Пюже, Матьяш Бернард Браун, Ян Брокоф.

Лоренцо Бернини начинал карьеру садовым мастером. Пройдет время и его статуями декорировать только дворцы. А одна из скульптур мастерской Бернини даже пересечет границы Италии и украсит Летний сад в Петербурге (Амур и Психея, мастерскаяБернини ).

Так как сходу сады барокко начали служить властям, поменялся и их нрав. Сейчас сады служат репрезентативным целям, становятся частью дворцового быта, всасывают этикет, моды, делают среду для праздничков. Равномерно статуя подчиняется особенным программкам. Так, в парке Версаля прямо либо завуалировано прославлялась лицо короля Луи 14-го (конный памятник Курций, фонтан со статуями “Алоллон на колеснице”).

Пропаганду войны со Швецией носил выбор скульптур для Летнего сада царя Петра Первого. Отсюда статуи Беллоны - римской богини войны, статуя «Слава воинов», аллегорична группа «Ништатський мир» 1722 итальянца Пьетро Баратта.

Когда победа над армией Швеции стала прогнозируемой, барочные статуи Летнего сада служили просвещению, вербованию королевского окружения к ценностям прогрессивной западноевропейской образования и культуры (статуи «Мир», «Справедливость», «Архитектура», «Морская навигация»). Удивление вызывает статуя с надписью на книжке «Милосердие лучше закон», ибо понятно, что Петр 1-ый к этому лозунги не прислушался.

  • Статуя «Амур иПсихея » мастерская Лоренцо Бернини XVII века. Летний сад, Петербург.

  • Поляны Летний сад с мраморными скульптурами мастеров Италии 18 века.

Свою программку имел и набор скульптур в барочном замке Кукса, Чехия. Обладатель замка, граф Шпорк заказал статуи мастеру Бернарду Брауну на библейские темы «семь смертных грехов» и «семь христианских добродетелей». Потому в замке и встали скульптуры-олицетворение добродетелей Щедрость, Мудрость, Справедливость, Надежда, Вера в Бога, а посреди грехов - Гнев, Гордость, Отчаяние, Скупость, Зависть, леность, Обжорство.

Итальянские мастера садово-парковой статуи

Ск. Джованни Бонацци, Ночь-скульптура из цикла «Течение времени», 1717 г. Летний сад.

Одним из центров производства садово-парковой сульптуры в Европе 17 века стала Венеция. Появление барочных садов пидвищило спросе в Италии, и за ее границами. Если бедные обладатели усадеб повдоль реки Брента брали не достаточно, то австрийские, польские, русские вельможи брали целые партии.

Необыкновенную группу заказов составили заказы из Петербурга. Быстрый рост новейшей столицы портребувало барочных дворцов и барочных садов. В Италию выслали особенных агентов, брали эталоны искусств, также садово-парковую статую. Этим занимались Юрий Кологривов и Савва Рагузинський, последний заказал сходу 20 скульптур. Когда нужных статуй не было, их заказывали мастерам.Заказы получили архитекторы из Венеции и даже Южных Нидерландов, как тогда называли Бельгию - Пьетро Баратта, Джованни Бонацци, Томас Квеллинус схожее.

Самым профессиональным посреди мастеров садово-парковой статуи Венеции был Пьетро Баратта, чьи статуи до сего времени украшаютПетергоф, Царское Село (музей-заповедник) и Летний сад в Петербурге.

Сады классицизма

Издавна понятно, что периоды в искусстве не совпадают точно с календарем, с конфигурацией веков. К примеру, в Русской империиклассицизм бюрократы силомиць ввели с 1760-х годов, а поддерживали до середины 19 века.

Сады классицизма имели пейзажный нрав. Потому насыщенность статуей была малеханькой, а ее нрав существенно отличался от программ барочных скульптур. Возродили моду на дваньогрецьких и римских богов, муз, персонажей легенд, амуров в композиции с колоннами, обелисками, балюстрадами.

  • Обелиск в честь основания Павловска в пейзажном парке

  • Чугунные ворота в Павловске



Партер в усадьбе Архангельское под Москвой. Архивное фото

Исключительный нрав имело создание сада в усадьбе Архангельское близ Москвы. В день классицизма тут сделали сад натеррасах (что характерно конкретно барокко ), а его парадную часть украсили неописуемым количеством скульптур декоративного, классицистического и мемориального нрава. Обладатель усадьбы, князь Юсупов время от времени специально выкупал достойные внимания усадьбы, чтоб забрать садово-парковую статую оттуда и перевезти ее в Архангельское, как это было с усадьбой Горенкы Алексея Разумовского (1748-1822).

Обычный для классицизма набор садово-парковой статуи имела усадьба Алабино младшего брата скандально естественно богача Акинфия Демидова - Никиты Демидова. Необыкновенным был только материал - обеспеченный Никита заказал статуи из длительного чугуна. Тут и Аполлон на искусственном холмике, и декоративные вазы, декоративные сфинксы, а заезд в усадьбу декорировали два обелиска.

Великанскую скульптуру древнегреческого Пифии видливалы из металла и для сада Безбородко Александра Андреевича в Полюстрово под Петербургом, размерам которой он поражал гостей.

 

Сады 19 века

Круг тем садовой статуи в 19 веке расширилось. Если сначала века доминировал классицизм, равномерно переродился в сухой, изможденный академизм, то с середины века появляются позакласични темы. Барочный поначалу Летний сад в Петербурге превратили в практически пейзажный, а сад украсил памятник баснописце Крылову, идиентично далек и от барочных статуй, и скульптур классицизма.

Воздействия академизма ощущаются и в скульптуре Луи-Эрнста барь (Louis-Ernst Barrias) «Клятва ребенка Спартака», которые установили в саду Тюильри в Париже. Но схожую тему неможлово представить в садах барокко. Древнейшие сады Парижа насыщают новыми памятниками - писателю Бальзаку, поэту Мицкевичу, неким ученым.

  • Клятва ребенка Спартака, сад Тюильри, Париж, 1871 г.

  • Летний сад. памятник баснописец И. Крылову, архитектор Клодт, 19 века.

  • памятник композитору Иоганну Штраусу в Павловске, садово-парковом ансамбле у Петербурга

Reklama