Reklama

Психика как субстанция и психика как субстрат

Этимологически слово “психика” (по-гречески “душа”) имеет двоякое значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сути какой-нибудь вещи. Психика - это суть, где внеположность и многообраэие природы собирается к собственному единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение беспристрастного мира в его связях и отношениях.

Отраженное Отражающая Отраженное
весь мир) система (психологические явления)

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало либо фотоаппарат), оно связано с поиском, выбором, в психологическом отражении поступающая информация подвергается специфичной обработке, т. е. психическое отражение - это активное отражение мира в связи с некий необходимостью, с потребностями, это личное избирательное отражение беспристрастного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, находится в зависимости от личных особенностей. Психика - это “личный образ беспристрастного мира”. Но в этимологии слова “психика” содержится и другой
смысл. Прислушаемся к последующим высказываниям: “душа вышла из тела”, “душа ушла в пятки от испуга”, “волнение души” тут мы слышим движение. А движется всегда что-то, должен быть некий субстрат движения. В этом смысле субстрат психики в старых текстах связывали, к примеру, с процессом питания, с процессом дыхания и его субстратом (воздухом), с мелкими атомами и пр. В нынешней психофизиологии также активно дискуссируется неувязка субстрата психики. Неувязка может ставиться так: психика - это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы либо психика имеет также собственный специфичный субстрат? Единственное, что можно пока тут сказать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Вправду, нервная система является органом (по последней мере одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы мучается, нарушается психика человека. Но как машину нельзя осознать через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя осознать через исследование только нервной системы. Но, может быть, психика имеет и собственный свой субстрат? Как подразумевают некие физики - это могут быть микролептоны - мелкие ядерные частички. Есть и другие догадки. Но тесноватая связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения либо физиологическая неполноценность мозга совершенно точно приводят к неполноценности и психики. Хотя мозг - это орган, деятельностью которого обоснована психика, но содержание этой психики делается не самим мозгом, а его источником является окружающий мир. Хотя психологические характеристики являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, но содержат внутри себя свойства наружных объектов, а не внутренних физиологических процессов, с помощью которых психическое появляется. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозге, воспринимаются человеком как действия, разыгрывающиеся вне его, во наружном пространстве и мире. Еще К. Маркс писал, что “световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как личное раздражение самого нерва, а как беспристрастная форма вещи, находящейся вне глаз”. Отсюда понятно, что свойства психологических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Конкретно этой трудностью можно разъяснить представления о независимости психологического и физиологического процессов - теория психофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое составляют 2 ряда явлений, которые звено за звеном соответствуют друг дружке, но совместно с тем, как две параллельные полосы никогда не пересекаются, не оказывают влияние друг на друга, т. е. подразумевается наличие “души”, которая связана с телом, но живет по своим законам. Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психологические процессы на самом деле есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, идея, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недочет этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не лицезреют высококачественных различий меж ними. Теория единства утверждает, что психологические и физиологические процессы появляются сразу, но они отменно различны. Психологические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые многофункциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта населения земли через свою активную деятельность человека. Здесь мы должны направить внимание еще на одну важную особенность психики человека - людская психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по для себя, не возникает сама по для себя людская душа, если ребенок изолирован от людей. Исключительно в процессе общения и взаимодействия малыша с другими людьми у него формируется людская психика, в неприятном случае, при отсутствии общения с людьми, у малыша (парадокс Маугли) ничего людского ни в поведении, ни в психике не возникает. Таким макаром, специфично людские свойства (сознание, речь, труд и пр.), людская психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, сделанной предыдущими поколениями. Таким образом, психика человека включает само мало 3 составляющих: окружающий мир (природа, ее отражение) - настоящая деятельность мозга - вэаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям людской культуры, человеческих возможностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
- оно дает возможность верно отражать окружающую реальность, при этом корректность отражения подтверждается практикой;
- сам психологический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
- психическое отражение углубляется и совершенствуется;
- обеспечивает необходимость поведения и деятельности;
- преломляется через особенность человека;
- носит опережающий нрав.


Основные функции психики

Отражение Регуляция поведения и деятельности

Рис. 1.2. Главные функции психики

Есть различные подходы к осознанию того, кому присуща психика:

1) антропопсихизм (Декарт) - психика присуща только человеку;
2) панпсихизм (французские материалисты) - всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);
3) биопсихизм - психика - это свойство живой природы (присуще и растениям);
4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) психика характерна только организмам, которые имеют нервную систему;
5) мозгопсихизм (К. К. Платонов) - психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, т. к. у их узелковая нервная система, без выраженного мозга);
6)аспектом возникновения зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А.Н. Леонтьев) - способность реагировать на актуально незначимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые являются сигналами для актуально принципиальных раздражителей (еда, опасность), благодаря их беспристрастно устойчивой связи. Аспектом чувствительности является способность образовывать условные рефлексы- закономерная связь наружного либо внутреннего раздражителя через посредство нервной системы с той либо другой деятельностью. Развитие психики у животных проходит ряд шагов (рис.1. 3).

Главные этапы психологического отражения

Главные этапы развития поведения животных

 

 

III Отражение межпредметных связей

III Умственное поведение - сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи

II Предметное восприятие

II Способности - формы поведения, приобретаемые в личном опыте животных

I Простая чувствительность

I Инстинкты - прирожденные формы реагирования на определенные условия среды

Рис. 1.3. Главные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

На стадии простой чувствительности животное реагирует лишь на отдельные характеристики предметов окружающего мира и его поведение определяется прирожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.).

На стадии предметного восприятия отражение реальности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно учиться, возникают персонально приобретенные навыки поведения.

III стадия ума характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в итоге животное способно обходить препятствия, “изобретать” новые методы решения двухфазных задач, требующих подготовительных предварительных действий для собственного решения. Умственный нрав носят деяния многих хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки био потребности, действует исключительно в границах приятной ситуации.

Таким макаром, психика появляется и развивается у животных конкретно поэтому, что по другому они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека - отменно более высочайший уровень, чем психика животных. (Homo sapiens - homo sapiens.) Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая появляется в силу необходимости воплощения совместных действий для добывания еды при резком изменении критерий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 1000-летий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный нрав; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в собственном продукте, т.е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и возможностей. Таким макаром, вещественная, духовная культура населения земли - это беспристрастная форма воплощения достижений психологического развития населения земли.

Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности типично:
1)употребление и изготовка орудий труда, их сохранение для следующего использования;
2) продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;
3) подчиненность труда представлению о продукте труда - трудовой цели, которая как закон определяет нрав и метод трудовых действий;
4) публичный нрав труда, воплощение его в критериях совместной деятельности;
5) труд направлен на преобразование наружного мира. Изготовка, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда содействовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений меж людьми. В процессе исторического развития общества человек изменяет методы и приемы собственного поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психологические функции - специфично людские, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия(логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых символов, сделанных в процессе исторического развития. Единство высших психологических функций образует сознание человека.

Главные формы проявления психики человека и их связь

 

Процессы

Состояния

Характеристики
личности

Познаватель-ные

Эмоционально-волевые

 

 

Чувства

Чувства

Устойчивый энтузиазм

Направленность

Восприятие

Воля

Творческий подъем

Характер

Память

 

Апатия

Нрав

Мышление

 

Угнетенность и др.

Возможности

Воображение

 

 

 

Речь

 

 

 

Внимание

 

 

 

Рис. 1.4. Формы проявления психики человека

Деяния человека, его активность значительно отличаются от действий, поведения животных.
Таблица 1.1.

Важные особенности

деятельности животных

деятельности человека

Инстинктивно-биологическая деятельность

Направляется познавательной потребностью и потребностью в разговоре

Нет совместной деятельности

Каждое действие приобретает для людей смысл только в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности

Руководствуются приятными впечатлениями, действуют в рамках приятной ситуации

Абстрагирует, просачивается в связи и дела вещей, устанавливает причинные зависимости

Типичны наследственно закрепленные программки поведения (инстинкты)

Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы символов)

Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не употребляют орудия повсевременно

Изготовка и сохранение орудий труда, передача их следующим поколениям

Адаптируются к наружной среде

Конвертируют окружающий мир в согласовании со своими потребностями

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в каком он добивается сознательно поставленной цели, появившейся в итоге возникновения у него определенной потребности, мотива (рис. 1.5).

 

Деятельность

 

МОТИВЫ - то, что вдохновляет человека к деятельности

Деяния - относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежных целей, подчиненные общему плану

ЦЕЛИ - то, на что ориентирована конкретно деятельность

Рис. 1.5. Структура деятельности

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует спецефическим образом, нередко не совпадает с тем, зачем он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в какой отсутствует осознаваемая цель, то тут нет и деятельности в людском смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется конкретно потребностями и чувствами.

Поступок - действие, выполняя которое человек понимает его значение для других людей, т.е. его соц смысл. Действие имеет схожую деятельности структуру: цель - мотив, метод - итог. Различают деяния: сенсорные (деяния по восприятию объекта), моторные (двигательные деяния), волевые, мыслительные, мнемические (деяния памяти), наружные предметные (деяния ориентированы на изменение состояния либо параметров предметов окружающего мира) и интеллектуальные (деяния, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют последующие составляющие деяния: (рис. 1.6).

Действие

Моторные
(двигательные)

Центральные
(мыслительные)

Сенсорные
(чувственные)

Выполнение

Регулирование

Ориентировка в среде

 

 

Контроль

Рис.1.6. Составляющие деяния и их функции

Главные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности: это общение, игра, учение и труд. Важным достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошедший, так и реальный, является речевое общение. Речь - это язык в действии. Язык - система символов, включающая слова с их значениями и синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения. Главные функции языка:

1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта населения земли;
2) средство общения (коммуникации);
3) орудие умственной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Речь является формой существования мысли. “Язык есть практическое, имеющееся для других людей и … для меня самого действительное сознание” (К. Маркс). Все психологические процессы при помощи речи становятся произвольно управляемыми.

Функции речи
В общении В мышлении
Коммуникация Экспрессия Обозначение Обобщение

Рис. 1.7. Функции речи

Средством слова обозначается предмет, действие, состояние, т.е. у человека со словом связано представление о предмете либо явлении. Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только лишь отдельный данный предмет, но целую группу схожих предметов и всегда является носителем их существенных признаков, т.е. каждое слово уже обобщает, и это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация состоит в передаче друг дружке определенных сведений, мыслей, эмоций и тем в воздействии друг на друга. Экспрессия заключается в передаче чувственного дела к содержанию речи и к собеседнику.

Reklama