Промышленность СССР в предвоенные годы

Построив социализм, Советский Союз вступил в новый этап своего развития-этап завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода к коммунизму.  Перед советским народом встали новые хозяйственные и политические задачи, главной из которых была сформулирована Лениным: “Догнать и перегнать капиталистические страны в мировом отношении”.  Став второй в мире после США индустриальной державой, наша страна в экономическом отношении отставала от главных капиталистических стран.

Вопрос об решении основной задачи был поставлен на XVIII съезде партии, состоявшемся в марте 1939 года.  Важнейшим этапом в её решении стал утверждённый на съезде третий пятилетний план (1938-1942гг).  Решение данной задачи требовало, прежде всего, дальнейшее мощное развитие промышленности.  Выпуск промышленной промышленности должен был увеличиться на 92% при среднегодовом темпе роста 14%.

В связи со сложной международной обстановкой в 1939-1940 г. границы Советского Союза продвинулись на запад-в состав СССР добровольно вошли Западная Украина, Западная Белоруссия, Бесарабия и Северная Буковина, Латвия, Литва и Эстония.

План третьей пятилетки предполагал резкое повышение военно-экономического потенциала СССР, укрепление обороноспособности страны.

Также намечалось новое промышленное строительство в основном в восточных районах страны.  По ряду отраслей машиностроения, нефтепереработки и химии в восточных районах страны предусматривалось строительство предприятий-дублеров.

В сельском хозяйстве предполагалось завершить комплексную механизацию сельскохозяйственных работ и увеличить производство сельскохозяйственной продукции примерно в полтора раза.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ  СССР  В  ПРЕДВОЕННЫЕ  ГОДЫ

Советский народ с энтузиазмом взялся за выполнение третьего пятилетнего плана.  Появились новые формы движения новаторов производства.  Особенно широкое распространение получило в годы третьей пятилетки движение многостаночников, зародившиеся летом 1939г. в машиностроительной промышленности.  Движение многостаночников повышало производительность труда и экономило производительную силу. 

Другой формой новаторов было совмещение нескольких профессий.  В угольной промышленности широко развернулось соревнование за освоение циклического метода добычи угля.

Капитальное строительство и рост промышленного производства.

В III пятилетке осуществлялось большое капитальное строительство в черной металлургии.  Завершалось строительство Магнитогорского металлургического комбината, заводов “Запорожсталь”, Криворожского завода, сооружались Ново-Тагильский комбинат, Амурский и Петрово-Забайкальский заводы, ряд заводов подвергался реконструкции и расширению.

Одной из главных проблем нашего машиностроения была ликвидация отставания в производстве станков и энергетических машин.  Несмотря на увеличение их выпуска, в стране не хватало станков новейших высокопроизводительных типов, специальных, точных, копировальных станков.

В годы третьей пятилетки в стране полностью была завершена механизация нефтедобычи.  Успешно шло освоение второй нефтяной базы (между Волгой и Уралом).

На Востоке страны развернулось большое строительство.  Урал стал четвертым в стране центром машиностроения.  В 1940 г. валовая продукция машиностроительных отраслей превосходила машиностроительную продукцию дореволюционной Росссией примерно в 10 раз.

В 1939 году произошло сокращение производства чугуна и стали, а добыча угля оставалась примерно на одном уровне.  На многих предприятиях допускался перерасход сырья, топлива, электроэнергии, в результате чего не выполнялся план снижения себестоимости.  Медленно внедрялась новая техника в электроэнергетике. 

 

СКАЧАТЬ ПОЛНЫЙ РЕФЕРАТ БЕСПЛАТНО