Reklama

Особенности уголовного судопроизводства по делам с участием иностранных граждан

В ст. 33 УПК установлено принципное положение: судопроизводство по делам о грехах, совершенных зарубежными гражданами и лицами без гражданства, ведется на местности Русской Федерации в общем порядке.

Посреди зарубежных людей, владеющих дипломатичным иммунитетом, особо выделяются лица, пользующиеся иммунитетом от уголовной юрисдикции Русской Федерации. Список этих лиц определен Венской конвенцией о дипломатичных сношениях 1961 года и Положением о дипломатичных и консульских представительствах зарубежных стран на местности СССР 1966 года. А именно, к ним относятся:

  1. работники дипломатичных представительств:
    а) глава дипломатичного консульства;
    6) члены дипломатичного персонала консульства;
    в) члены семей главы и служащих дипломатичного консульства, если они проживают вместе с обозначенными лицами и не являются гражданами Рф;
    г) сотрудники административно-технического персонала, дипломатичного персонала и члены их семей, если они не являются русскими гражданами либо не проживают в Рф повсевременно (на базе принципа взаимности);
    д) сотрудники, обслуживающий персонал дипломатичного консульства, не являющиеся русскими гражданами либо не живущие в Рф повсевременно (на базе принципа взаимности в отношении злодеяний, совершенных при выполнении служебных функций);
  2. сотрудники консульского консульства, если их злодеяния связаны со служебной деятельностью, за исключением случаев совершения тяжкого злодеяния;
  3. другие зарубежные граждане:
    а) представители зарубежных стран, приезжающие для роли в межгосударственных переговорах, интернациональных конференциях, совещаниях либо с другими официальными поручениями;
    б) члены семей, сопровождающие обозначенных выше лиц;
  4. зарубежные граждане, вызванные в Россию в качестве потерпевших, очевидцев, профессионалов. Эти лица утрачивают иммунитет, если не покинут пределы Рф в течение определенного интернациональным контрактом срока после того, как отпала необходимость в их пребывании;
  5. священнослужители церковных стран, получившие дипломатичный ранг.

Право иммунитета от уголовной ответственности не является бессрочным. Правительство может лишить лицо этого иммунитета и дать согласие на вербование его к уголовной ответственности, которое получают по дипломатичным каналам.

В текущее время категории зарубежных людей, владеющих преимуществами и иммунитетами, указаны в разных актах, посреди которых основное место занимает Положение о дипломатичных и консульских представительствах зарубежных стран на местности СССР (1966 год).
В правовой литературе различают:

1) дипломатичные иммунитеты и привилегии консульства. К ним относятся неприкосновенность помещений, средств передвижения, имущества, архивов, документов и официальной переписки; свобода сношений со своим правительством, консульскими представительствами собственной страны и т. п. Резиденция, жилые и служебные помещения, салоны личных и служебных автомашин пользуются иммунитетом от осмотров, обыска, выемки, изъятия и других исполнительных мер; архивы, почта, переписка не подлежат вскрытию и задержанию.

Под помещениями консульства понимают здание либо часть строения, применяемые для целей дипломатичного консульства, независимо от того, принадлежат ли они консульству либо арендуются им, включая участок земли, в том числе двор, сад, если таковые имеются;

2) личные иммунитеты и привилегии. К ним вместе с иммунитетом от уголовной юрисдикции относят личную неприкосновенность, неприкосновенность личной резиденции и жилых помещений, свидетельский иммунитет. Представители дипломатичных и консульских представительств не должны являться в следственные и судебные органы.

Наличие дипломатичной неприкосновенности исключает обыденный порядок судопроизводства. В согласовании со ст. 33 УПК в отношении лиц, владеющих правом дипломатичной неприкосновенности, процессуальные деяния выполняются только по их просьбе либо с их согласия. Согласие на создание этих действий испрашивается через Министерство зарубежных дел Рф.

Эти положения установлены в согласовании с международно-правовыми актами, а именно Венской конвенцией о дипломатичных сношениях 1961 года.

В неких случаях уголовно-процессуальный закон устанавливает дополнительные гарантии. В частности, выемка и обыск в помещениях, занимаемых дипломатичными представительствами, а равно в помещениях, в каких проживают члены дипломатичных представительств и их семьи, могут выполняться не только лишь по их просьбе либо с согласия дипломатичного представителя, да и в присутствии прокурора и представителя Министерства зарубежных дел Рф (ст. 173 УПК). Следственная практика распространила это требование также на создание осмотра.
Зарубежные граждане, не владеющие дипломатичным иммунитетом, несут равную с русскими гражданами уголовщину, владеют равными с ними уголовно-процессуальными правами и несут равные обязанности (ст. 33 УПК).

Независимо от статуса зарубежных людей создание по делу с их ролью отличается суровыми особенностями.

1. Особенности производства в стадии возбуждения уголовного дела. При воззвании зарубежных людей с заявлением о подготавливаемом либо совершенном против их злодеянии либо обнаружении их на месте злодеяния сначала следует удостовериться в их личности. Следователь, лицо, производящее дознание, и другие сотрудники правоохранительных органов должны лично проверить документы, удостоверяющие личность зарубежного гражданина, и отразить сведения, находящиеся в документах, в соответственных материалах. Личная проверка документов позволяет:

  1. разрешить вопрос о способности роли зарубежного гражданина в процессуальных действиях;
  2. найти не только лишь сроки и режим, да и законность пребывания зарубежного гражданина в Рф;
  3. избежать ошибок в написании установочных и других данных.

При всем этом следует иметь в виду, что документом, удостоверяющим личность зарубежного гражданина, является зарубежный паспорт, который разделяется на три вида: дипломатичный, служебный и государственный (их именуют еще общегражданскими). В их должна быть представлена въездная, выездная либо транзитная виза. Время от времени зарубежным гражданам выдается особый документ — въездная-выездная виза.

В доказательство наличия дипломатичного иммунитета зарубежный гражданин должен предъявить дипломатичную карточку, выдаваемую протокольным отделом Министерства зарубежных дел РФ.

По мере надобности уточнения каких-то сведений об зарубежном гражданине, получения каких-то консультаций и т. п. должностным лицам органов внутренних дел категорически запрещено конкретное воззвание в хоть какой форме в консульство соответственного зарубежного страны.

Следователь и другие должностные лица, удостоверившись в личности зарубежного гражданина, должны безотложно узнать, на каком языке он будет делать заявления, давать объяснения, разъяснения и показания. Желание пользоваться услугами переводчика либо отказ от его услуг должны быть зафиксированы в документе первого процессуального деяния, проведенного с ролью зарубежного гражданина. По мере надобности безотложно принимаются меры к вызову переводчика, с тем чтоб процессуальные деяния выполнялись не только лишь с ролью зарубежного гражданина, да и переводчика, в том числе и составление протокола заявления о злодеянии (ст. 110 УПК).

При составлении протокола в порядке ст. 110 УПК зарубежный гражданин, владеющий дипломатичным иммунитетом, об ответственности за заранее неверный донос (ст. 306 УК) не предупреждается.

При совершении злодеяния зарубежным гражданином, владеющим дипломатичным иммунитетом, в стадии возбуждения уголовного дела принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием в деянии состава злодеяния (п. 2 ч. 1 ст. 5 УПК).

2. Особенности производства в стадии досудебной подготовки материалов. Одной из особенностей в этой стадии являются деяния, связанные с задержанием и заключением под стражу зарубежных людей.

Междуведомственная Аннотация о порядке уведомления дипломатичных и консульских представительств на местности СССР о задержаниях и арестах людей представляемого ими страны, также о порядке посещения консульскими должностными лицами и сотрудниками посольств задержанных, арестованных и осужденных к лишению свободы людей установила последующие правила.

  1. Управляющий органа, осуществившего задержание либо заключение под стражу зарубежного гражданина, немедля докладывает телеграфно в Генеральную прокуратуру РФ и в копии в МВД и ФСБ Рф. Не считая того, о задержании зарубежного гражданина телеграфно сообщается прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов органом, который произвел задержание, а о заключении под стражу — вышестоящему прокурору по отношению к прокурору, санкционировавшему это решение.
  2. Проверка законности и обоснованности задержания и заключения под стражу немедленно осуществляется надлежащими прокурорами. О результатах проверки составляется подробное заключение, направляемое в Генеральную прокуратуру РФ. Жалоба на беззаконность и необоснованность ареста проверяется арбитром в порядке ст. 2202 УПК.
  3. Уведомления о задержании, заключении под стражу и лишении свободы Генеральная прокуратура РФ и Верховный Трибунал РФ немедля направляют в Министерство зарубежных дел РФ, которое доводит эту информацию до сведения соответственных представительств.
  4. Должностные лица представительств имеют право на немедленное посещение задержанного либо заключенного под стражу гражданина, если другое не предвидено интернациональным контрактом. В предстоящем посещения осуществляются на повторяющейся базе.
  5. Решение о посещении зарубежных людей надлежащими должностными лицами представительств принимается Генеральной прокуратурой РФ либо Верховным Трибуналом РФ по согласованию с МВД РФ и ФСБ РФ. О принятом решении, также о согласованных с МВД РФ и ФСБ РФ дате и месте посещения направляется извещение в МИД РФ, которое информирует должностных лиц зарубежных представительств. Не считая того, аналогичное извещение направляется в прокуратуру страны зарубежного гражданина.
  6. Беседа должностных лиц представительств с зарубежным гражданином происходит исключительно в присутствии представителя органа, задержавшего либо заключившего его под стражу, и переводчика или представителя администрации места подготовительного заключения и переводчика. При беседе вправе находиться прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов в учреждениях содержания задержанных и заключенных под стражу.
  7. При попытках должностных лиц представительств нарушения разрешительного порядка посещения задержанных либо заключенных под стражу зарубежных людей органы расследования должны:
  8. письменные воззвания должностных лиц немедленно направлять в МИД Рф с одновременным извещением об этом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ;
  9. при наличии устных воззваний объяснить, что по данному вопросу нужно обратиться в МИД РФ. О факте устного воззвания немедленно сообщается в Генеральную прокуратуру РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и МИД РФ.

Изложенные правила распространяются на зарубежных людей, с которыми Наша родина заключила консульские конвенции, консульские договоры, договоры о правовой помощи по штатским, семейным и уголовным делам, соглашения, предусматривающие надлежащие обязанности Русской Федерации.

Другая особенность состоит в том, что при составлении постановления о вербовании в качестве обвиняемого зарубежного гражданина и обвинительного заключения размер причиненного им вещественного вреда указывается сразу в валютных знаках Рф и зарубежного страны.

Одна из принципиальных особенностей производства по делам о грехах, совершенных зарубежными гражданами, заключается в том, что задержанные, заключенные под стражу либо приговоренные к лишению свободы лица содержатся раздельно от русских людей. Не считая того, передвижение зарубежных людей, отбывающих наказание в виде лишения свободы, без конвоя не допускается.

К принципиальной особенности подготовительного производства относится специфичность прекращения уголовного дела в отношении зарубежных людей. Уголовные дела обычно прекращаются или за отсутствием состава злодеяния (п. 2 ч. 1 ст. 5 УПК), или в связи с конфигурацией обстановки (ст. 6 УПК) при выезде лица за границы местности Рф.

При участии зарубежного гражданина в уголовном процессе в качестве потерпевшего и заявлении им штатского иска органы, осуществляющие досудебную подготовку материалов, обязаны иметь в виду, что вопросы, связанные с предметом иска, регулируются нормами не только лишь штатского права Рф, да и соответственной отрасли права зарубежного страны.

Принципиальной особенностью досудебной подготовки материалов является особенный порядок сношения с учреждениями и должностными лицами зарубежных стран.

Эти вопросы регулируются:

  1. Конституцией РФ (ст. 15, 61-63);
  2. Европейской конвенцией о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 года) с дополнительными протоколами;
  3. Европейской конвенцией о обоюдной правовой помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 года) с дополнительным протоколом;
  4. Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по штатским, семейным и уголовным делам, заключенной государствами — членами СНГ (Минск, 22 января 1993 года), с дополнительным протоколом; двухсторонними договорами СССР либо Рф с зарубежными государствами;
  5. ст. 13 УК;
  6. ст. 32 УПК.

В согласовании со ст. 32 УПК порядок сношения судов, прокуроров, следователей и органов дознания с судебными и следственными органами зарубежных стран, а равно порядок выполнения поручений последних определяется законодательством Союза ССР и Русской Федерации и международными договорами, заключенными СССР и РФ с надлежащими государствами.

К огорчению, Наша родина не имеет систематизированного законодательства по вопросам интернационального взаимодействия по уголовным делам. Потому более тщательно эти вопросы регулируются разными ведомственными нормативными актами.

По общепринятому правилу при оказании правовой помощи сносятся:

  1. Верховный Трибунал РФ — по вопросам его судебной деятельности;
  2. Минюст РФ — по вопросам, связанным с работой других судов;
  3. МВД, ФСБ, ФСНП РФ — в отношении поручений, не требующих санкции судьи либо прокурора, связанных с созданием расследования по делам их компетенции;
  4. Генеральная прокуратура РФ — в других случаях производства расследования.

Запросы о правовой помощи в случаях, не терпящих отлагательства, могут быть ориентированы конкретно судебными органами запрашивающего страны судебным органам и органам прокуратуры Рф. При всем этом копия поручения (запроса) сразу передается в соответственный центральный орган.

Запросы о предоставлении выписок из судебных материалов и сведений о их направляются в Минюст либо Генеральную прокуратуру РФ.
Взаимодействие русских органов расследования и суда с международными уголовными судами осуществляется через Минюст РФ по дипломатичным каналам МИД Рф.

Взаимодействие по вопросам проведения оперативно-розыскных мероприятий осуществляется на основании запросов интернациональных правоохранительных организаций (сначала Интерпола) и органов зарубежных стран в согласовании с международными договорами через национальное центральное бюро Интерпола в структуре МВД Рф.

В запросе (поручении, ходатайстве) об оказании правовой помощи должны быть указаны:
а) наименование запрашиваемого учреждения;
б) наименование запрашивающего учреждения;
в) наименование дела, по которому запрашивается помощь;
г) имена и фамилии обозначенных в запросе лиц, их неизменное местожительство либо местонахождение, гражданство, занятие, место и дата рождения; для юридических лиц — их наименование и местопребывание;
д) при наличии у обозначенных в запросе лиц представителей — их имена, фамилии и адреса;
е) описание и квалификация злодеяния, в связи с которым направляется запрос (с приложением копии текста законоположений), также данные о размере вреда, если он был причинен деянием;
ж) изложение подлежащих выяснению событий, список требуемых материалов, другие сведения, нужные для выполнения запроса. В поручении о вручении документа должны быть также указаны четкий адресок получателя и наименование вручаемого документа. Запрос должен быть подписан и соответствующим образом удостоверен.

В качестве общепринятого правила в выполнении запроса отрешается, если его выполнение могло бы нанести вред суверенитету, безопасности и другим значимым интересам запрашиваемого страны либо противоречит основам его законодательства или интернациональным обязанностям.
По мере надобности вручить документы лицам, живущим за пределами Рф, прокурор или начальник органа МВД, ФСБ либо ФСНП Рф направляет в Генеральную прокуратуру РФ ходатайство, к которому прилагается подлежащий вручению документ. При способности к ходатайству следует также приложить официальный перевод документа, подлежащего вручению, заверенный переводчиком либо учреждением, направляющим запрос. Генеральная прокуратура РФ в данном случае действует по дипломатичным каналам. Вручение документов находящимся за рубежом гражданам Рф может быть осуществлено через дипломатичные консульства либо консульские учреждения РФ.

В неких интернациональных договорах предусматривается временная передача лица, находящегося под стражей, на местность запрашивающего страны для роли в следственных действиях при условии, что оно будет возвращено в сроки, обозначенные запрашиваемой стороной. В таковой передаче может быть отказано, если:
а) лицо, заключенное под стражу, не дает согласия на передачу;
б) присутствие этого лица нужно для уголовного судопроизводства на местности запрашиваемого страны;
в) передача лица может продлить содержание его под стражей;
г) находятся другие весомые основания не передавать его на местность запрашивающей стороны.

Запрос о временной передаче лица, содержащегося под стражей в Рф, должен содержать последующие сведения:
а) имя и фамилию лица и по способности местосодержания его под стражей;
б) короткое описание фактических событий злодеяния;
в) происшествия, подлежащие выяснению на допросе либо очной ставке;
г) время нахождения лица на местности запрашиваемого страны.

3. Особенности судебного разбирательства с ролью зарубежных людей. Судебное разбирательство с ролью зарубежных людей осуществляется по общим правилам с учетом рассмотренных выше особенностей, связанных с заключением подсудимого под стражу, осуждением его к лишению свободы, посещением этих лиц должностными лицами представительств, особенным порядком сношения с органами и учреждениями зарубежного страны.

Reklama