Reklama

Нормативные значения риска. Допустимый риск

По официальным данным Департамента критерий и охраны труда Министерства труда Рф, жертвами злосчастных случаев на производстве раз в год становятся 150-200 тыс. человек. Из их 20 тыс. на всю жизнь остаются инвалидами, а 5 тыс. погибают. Финансовая сторона этой трудности смотрится более впечатляюще. Из-за малого уровня дисциплины, из-за несоблюдения требований техники безопасности «вылетают в трубу» большие средства. Только прямые утраты, связанные с разными формами возмещения, восстановления разрушенного оборудования и т. д., составляют раз в год около 4 миллиардов рублей.

Обычная техника безопасности базируется на категорическом императиве — обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий. Как указывает практика, такая концепция не адекватна законам техносферы. Требование абсолютной безопасности, подкупающее собственной гуманностью, может обернуться катастрофой для людей, так как обеспечить нулевой риск в действующих технических системах нереально.
Ни в каком виде деятельности нереально достигнуть абсолютной безопас-ности. Как следует, можно сконструировать последующее заключение: неважно какая деятельность потенциально небезопасна. Это утверждение имеет аксиоматический нрав. Из этой теоремы следует вывод: невзирая на предпринимаемые защитные меры, остаточный риск всегда сохраняется.

Невозможность заслуги абсолютной производственной безопасности подразумевает введение понятия социально приемлемый (допустимый)риск. Так именуют состояние безопасности, которое достижимо по техническим и экономическим суждениям на современном шаге развития науки и техники. Приемлемый риск смерти человека в течение года для обыденных критерий принимается равным 10-6, что соответствует риску смерти людей на Земле в течение года от природных угроз. В качестве примера приведем забугорные данные, характеризующие личный риск (табл. 1.10).

Таблица 1.10
Личный риск фатального финала за год, обусловленный разными причинами (данные для всего населения США)

Причина

 

Степень риска

Причина

Степень риска

Авто транспорт

 

3•10-4

Воздушный транспорт

9•10-6

Падение

 

9•10-5

Падающие предметы

6•10-6

Пожар и ожог

 

4 •10-5

Электронный ток

6•10-6

Утопление

 

3•10-5

Стальная дорога

4•10-7

Отравление

 

2 •10-5

Молния

5•10-7

Огнестрельное орудие

 

1 •10-5

Все остальные

4•10-5

Станочное оборудование

 

1 •10-5

Общий риск

6 •10-4

Аква транспорт

 

9•10-6

Ядерная энергия

2•10-10

Для сопоставления риска многие спецы предлагают ввести экономический эквивалент людской жизни. Таковой подход вызывает возражение, состоящее в том, что людская жизнь свята и денежные сделки в этой области недопустимы.

Но на практике безизбежно появляется необходимость в таковой оценке конкретно при организации безопасности людей, если вопрос ставится так: «Сколько нужно израсходовать средств, чтоб спасти людскую жизнь?». По забугорным исследованиям, людская жизнь оценивается в сумму от 650 тыс. до 7 млн баксов США. Необходимо подчеркнуть, что процедура определения риска очень ориентировочна. Можно выделить четыре методических подхода к определению риска.

Инженерный, опирающийся на статистику, расчет часов, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев угрозы.

  1. Модельный, основанный на построении моделей воздействия вредных причин на отдельного человека, социальные, проф группы и т.п.
  2. Экспертный, когда возможность событий определяется на базе опроса опытнейших специалистов-экспертов.
  3. Социологический, основанный на опросе населения.

Перечисленные способы отражают различные нюансы риска, потому использовать их нужно в комплексе.

Reklama