Reklama

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психической науки, обусловленное разнообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране энтузиазм к психологии в особенности показателен - ей наконец начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, при этом фактически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является исследование законов психологической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий существенно расширились спектр и направления психических исследовательских работ, появились новые научные дисциплины. Поменялся понятийный аппарат психической науки, выдвигаются новые догадки и концепции, психология безпрерывно обогащается новыми эмпирическими данными. Так, Б. Ф. Ломов в книжке “Методологические и теоретические трудности психологии”, характеризуя современное состояние науки, отмечал, что в истинное время “резко растет потребность в предстоящей (и поболее глубочайшей) разработке методологических заморочек психической науки и ее общей теории”.

Область явлений, изучаемых психологией, громадна. Она обхватывает процессы, состояния и характеристики человека, имеющие разную степень трудности - от простого различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы эмоций, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже довольно отлично исследованы, а описание других сводится только к обычный фиксации наблюдений. Многие считают, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей - это уже и есть теория. Но следует справедливо увидеть, что одним этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сравнение и интеграцию накапливаемых познаний, их классификацию и почти все другое. Конечная же ее цель заключается в том, чтоб раскрыть суть изучаемых явлений. В этой связи и появляется ряд заморочек методологического нрава. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (философскую) позицию, то появляется опасность замены теоретического познания эмпирическим.

В зании сути психологических явлений важная роль принадлежит категориям диалектического материализма. Б. Ф. Ломов в уже упомянутой выше книжке выделил базисные категории психической науки, показал их системную связь, всеобщность каждой из их и в то же время несводимость их друг к другу. Им были выделены последующие базисные категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, - также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, - это понятия “соц” и “био”. Выявление беспристрастных связей соц и природных параметров человека в развитии представляет одну из труднейших задач науки.
Как понятно, в протяжении многих десятилетий психология была в большей степени теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В текущее время ее роль в публичной жизни значительно поменялась. Она все более становится областью особенной проф практической деятельности в системе образования, в индустрии, муниципальном управлении, медицине, культуре, спорте и т. д. Включение психической науки в решение практических задач значительно изменяет и условия развития ее теории. Задачки, решение которых просит психической компетентности, появляются в той либо другой форме во всех сферах жизни общества, определяясь растущей ролью так именуемого людского фактора. Под “человечьим фактором” понимается широкий диапазон социально-психологических, психических и психофизиологических параметров, которыми владеют люди и которые так либо по другому появляются в их определенной деятельности.

Данный курс лекций довольно краток, чтоб перечислить и тщательно тормознуть на всех задачках, поставленных в текущее время перед психологией публичной практикой (их число громадно, ибо всюду, где есть люди, есть и задачки, решение которых связано с учетом “людского фактора”). Во всех звеньях системы высшего и среднего специального образования появляются трудности, адресованные психологии. Исследование фактически всей системы психологических явлений - от простых чувств до психологических параметров личности, – направленное на раскрытие беспристрастных законов, которым они подчиняются, имеет главное значение для сотворения научной базы, решения публичной задачки, совершенствования организации обучения и воспитания.

Понимание обществом роли прикладных задач, решаемых психической наукой, привело к идее сотворения разветвленной психической службы в образовательной системе. В текущее время такая служба находится на стадии ее дизайна и развития и призвана стать связывающим звеном меж наукой и практическим применением ее результатов. Фактически во всех образовательных учреждениях введен для неотклонимого исследования курс психологии.

От того, какое место отводится психологии в системе наук, почти во всем зависит осознание способностей использования психических данных в других науках. Место, отводимое психологии в системе наук в тот либо другой исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психических познаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы. Необходимо подчеркнуть, что в истории духовного развития общества ни одна ветвь познания не меняла собственного места в системе наук так нередко, как психология. В текущее время более принятой считается нелинейная систематизация, предложенная академиком Б. М. Кедровым. Она отражает многоплановость связей меж науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, верхушки которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обосновано реальной близостью предмета и способа каждой из этих главных групп наук с предметом и способом психологии, нацеленным зависимо от поставленной задачки в сторону одной из вершин треугольника.
Важная функция психологии в общей системе научного познания заключается в том, что она, синтезируя в определенном отношении заслуги ряда других областей научного познания является, по выражению Б. Ф. Ломова, интегратором всех (во всяком случае, большинства) научных дисциплин, объектом исследования является человек. Узнаваемый российский психолог Б. Г. Ананьев более много разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного познания.

Остановимся подробнее на описании содержательных черт связи психологии с нареченным треугольником наук. Основной задачей психологии является исследование законов психологической деятельности в ее развитии. Эти законы открывают, как беспристрастный мир отражается человеком, как в силу этого регулируются его деяния, развивается психологическая деятельность и формируются психологические характеристики личности. Психика, как понятно, есть отражение беспристрастной реальности и поэтому исследование психических законов значит, сначала, установление зависимости психологических явлений от беспристрастных критерий жизни и деятельности человека.

В то же время неважно какая деятельность людей всегда закономерно зависит не только лишь от беспристрастных критерий жизни человека, да и от соотношения их с личными моментами. Материалистическая психология дает действительное научное обоснование взаимодействия личных и беспристрастных критерий, исходя из того, что вещественной основой всех психологических явлений, какими бы сложными они не были, служат системы временных связей в коре мозга. Благодаря образованию и функционированию этих связей психологические явления могут повлиять на деятельность человека – регулировать и направлять его деяния, оказывать влияние на отражение человеком беспристрастной действительности.

Таким образом, устанавливая закономерные зависимости психологических явлений от беспристрастных критерий жизни и деятельности человека, психология призвана вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Как следует, психология должна сохранять самую тесноватую связь с физиологией и, а именно, с физиологией высшей нервной деятельности.

Как понятно, физиология занимается механизмами, осуществляющими те либо другие функции организма, а физиология высшей нервной деятельности - принципами работы нервной системы, обеспечивающими “уравновешивание” организма со средой. Просто увидеть, что познание той роли, которую в этом процессе играют разные “этажи” нервной системы, законы работы нервной ткани, лежащие в базе возбуждения и торможения и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные связи, совсем нужно для того, чтоб психолог, изучивший главные виды психологической деятельности человека, не ограничивался их обычным описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах протекают. Но для овладения основами психической науки познания одной только физиологии совсем недостаточно.

Превращению психологии в самостоятельную науку содействовал ее альянс со всем естествознанием, начало которому было положено во 2-ой половине XIX в. К этому же периоду относится и внедрение в психологию экспериментального способа (Г. Фехтнер). Как уже отмечалось выше, естественнонаучную теорию психических познаний составила рефлекторная теория (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, также работы огромнейших русских физиологов: Л. А. Орбели, П. К. Анохина, К. М. Быкова, Н. И. Красногорского, А. А. Ухтомского, Н. А. Бернштейна, И. С. Бериташвили). Большущее воздействие на разработку главных заморочек современной психологии оказали эволюционные идеи Ч. Дарвина. Они позволили выявить роль психики в приспособлении живых созданий к изменяющимся условиям среды, осознать происхождение высших форм психологической деятельности из низших.

Для психолога совсем нужно довольно ясно представлять различия в существовании растений и животных. Принципиально осознавать, что конкретно изменяется в критериях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной среде к несоизмеримо более сложным формам жизни многоклеточных. Необходимо отлично усвоить различия в принципах существования меж миром насекомых и высших позвоночных. Без таких познаний общих био принципов приспособления нереально ясное осознание особенностей поведения животных, а всякая попытка осознать сложные формы психологической деятельности человека растеряет свою биологическую базу. При этом нужно ясно обдумывать, что факты, составляющие предмет психической науки, ни в одной мере не могут быть сведены к фактам биологии.

Решающее значение для психологии имеет ее связь с публичными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и другими публичными науками, приводит к постановке заморочек по существу психических. Часто социальные процессы и явления не могут быть довольно много раскрыты без вербования познаний о механизмах личного и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, соц установок и ориентации, без исследования настроений, эмоций, психического климата, без исследования психических параметров и особенностей личности, ее возможностей, мотивов, нрава, межличностных отношений и т. д. Резюмируем вышеизложенное: в исследовательских работах соц процессов появляется необходимость учета психических причин. Психические причины сами по для себя не определяют соц процессов, и, напротив, сами они могут быть поняты лишь на базе анализа этих процессов. Главные формы психологической деятельности человека появляются в системе публичной истории, протекают в критериях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в критериях труда, потребления орудий и языка.

Произнесенное выше делает ясным, какое большущее значение для психологии имеет ее связь с публичными науками. Если решающую роль в формировании поведения животного играют био условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия публичной истории. Современная психическая наука, изучающая, сначала, специфично людские формы психологической деятельности, не в состоянии сделать ни 1-го шага без учета данных, приобретенных от публичных наук - исторического материализма, обобщающего главные законы развития общества. Только кропотливый учет публичных критерий, формирующих психологическую деятельность человека, позволяет психологии обрести крепкую научную базу.

Особенного места в рассмотрении данного вопроса заслуживает связь психологии с педагогикой. Очевидно, эта связь была всегда. Еще К. Д. Ушинский гласил: “Чтоб всесторонне воспитать человека, его нужно всесторонне изучить”. Тут в особенности наглядно просматривается практическое значение психологии. В этом случае, если педагогика не опирается на познания о природе психических явлений, она преобразуется в обычный набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной оказать эффективную и результативную помощь современному руководителю хоть какого уровня и ранга. Конкретно по этой причине неограниченное количество пользующейся популярностью психической литературы, изобилующей в собственном большинстве разными советами и практическими советами, выплеснувшееся на нынешний книжный рынок (учитывающий необычный для русского читателя спрос на такового рода издания), не может поменять базовых базисных познаний по психологии, а тем паче претендовать на приоритетную роль в современном “психическом ликбезе” наших сограждан.

В развитии всех областей педагогики появляются трудности, требующие кропотливого психического исследования. Учет закономерностей протекания психологических процессов, динамики формирования познаний, способностей и умений, природы возможностей и мотивов, психологического развития человека в целом имеет существенное значение для решения базовых педагогических заморочек, таких как определение содержания образования на различных ступенях обучения, разработка более действенных способов обучения и воспитания и т. д.

В истинное время перед педагогикой, как и перед всей системой российского образования в целом, стоит много требующих оперативного разрешения заморочек. Посреди их: чему и как учить современного студента? Что и каким образом отбирать из большого количества инфы, накапливаемой наукой для определенного учебного заведения?

Конкретно психология призвана найти, каковы способности и резервы психологического развития человека на различных возрастных ступенях и где их границы.

Более остро потребность в психологии находится, когда педагогика обращается к дилеммам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответственной требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели подразумевает исследование закономерностей формирования личности: ее направленности, возможностей, потребностей, миропонимания, соц установок и т. д. Произнесенное выше свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке многих наук. Она занимает среднее положение меж философскими науками с одной стороны, естественными с другой, и соц с третьей.

При всем этом нужно верно осознавать и держать в голове, что во всех собственных связях с другими науками психология сохраняет собственный предмет, свои теоретические принципы и свои способы исследования этого предмета (о чем уже тщательно шла речь в прошлых лекциях). В психологии как особенной области познания соединяется воединыжды целый ряд особых отраслей, связи меж которыми далековато не всегда лежат на поверхности (к примеру, психофизиология и соц психология). Но, невзирая на свою, иногда кажущуюся, “несопоставимость”, все они все же относятся к единой области познания. В итоге их общая задачка состоит в исследовании сути 1-го и такого же класса явлений – психологических. Главный объект исследования всей системы психических дисциплин - человек, его психологические процессы, состояния и характеристики.

Reklama