Reklama

Картина мира

Картина мира - трудно структурированная целостность, включающая три основных компонента - миропонимание, мировосприятие и мироощущение. Эти составляющие объединены в картине мира специфичным для данной эры, этноса либо подкультуры образом.

 

Другие определения понятия

Исходя из того, как понимают картину мира социологи, психологи, психотерапевты и нейрофизиологи, ее следует найти как:

  • систему образов (и связей меж ними) - приятных представлений о мире и месте человека в нем, сведений о отношениях человека с реальностью (человека и природы, человека с обществом, человека с другим человеком) и самой собой: составляющие картину мира образы являются не только лишь (и не столько) зрительными, да и слуховыми, осязательными и обонятельными: образы и сведения часто имеют чувственную расцветку;
  • порождаемые этой специфичной конфигурацией образов и сведений актуальные позиции людей, их убеждения, эталоны, принципы зания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые значительные конфигурации картины мира манят конфигурации в системе обозначенных частей.

Согласно этим особенностям картина мира:

  • полностью определяет специфичный метод восприятия и интерпретации событий и явлений;
  • представляет собой базу, фундамент мировосприятия, делая упор на который человек действует в мире;
  • имеет исторически обусловленный нрав, что подразумевает неизменные конфигурации картины мира всех ее субъектов.

Субъектом либо носителем картины мира есть и отдельный человек, и социальные либо проф группы, и этнонациональные и религиозные общества.

 

Связанные понятия

Мировосприятия (т.е. чувственно-образная часть) - это совокупа приятных образов культуры, человека, его места в мире, отношений с миром и другими людьми и тому схожее.

Миропонимание - концептуальная часть, представленная общими категориями места, времени, движения и т.п.. Главные большие элементы - каркас картины мира - представляют собой набор начальных принципов либо представлений базовых догадок о мире либо тех его частях касательных ситуации. Они могут и не осознаваться человеком, но есть интегрированные в картину мира, ибо нужные для интерпретации хоть какой актуальной ситуации, для определения смысла и для оценки происходящего. Некие из их, такие как движение, причинность, намерение, тождество, эквивалентность, время и место, может быть, даже основанные на прирожденных свойствах человека. Другие, такие как добро и зло, отношение к жизни и погибели, к для себя в мире, к другим людям и т.д., очевидно порождаются и осваиваются в процессе воспитания и развития.

Мироощущения представляет собой особенный склад мышления, систему собственных категорий либо особенное соотношение понятий. Обычно переход от одной стадии публичного развития к другой сопровождается резким конфигурацией либо ломкой публичного картины мира, утверждением новых стандартов свитопояснення. Новое миропонимание сформировывает новое мировосприятие и мироощущение в итоге - новейшую картину мира. Прогресс - развитие человека и населения земли - это последовательное изменение и усложнение личных и групповых картин мира.

Таким макаром, из картины мира следует все другое - и ценности, и иерархия, и парадигмы научного зания, и допустимые методы человечьих действий. Итак, картина мира может служить интегральной типологической чертой культуры. Согласно этим суждениям можно (и необходимо) использовать определения «культура» и «картина мира» как взаимозаменяемые, так как различные ученые вкладывают в слово «культура» противоречивые, иногда взаимоисключающие толкования: от бытового уровня осознания воспитанности той либо другой личности к понятию о сделанном людьми Мир культурных ценностей и дальше прямо до представления о культуре как о общий метод существования людского рода. Особенности разных картин мира

 

Аспекты разных картин мира

Выделяют такие признаки-критерии, на базе которых можно различать особенности различных картин мира:

  • масштабность;
  • четкость;
  • чувственная окрашенность;
  • свет и тьма;
  • присутствие прошедшего, реального и грядущего;
  • аналитизм и синтетизм;
  • выделенное субъекта из наружной среды;
  • активность-пассивность;
  • знаковость (символичность);
  • рефлективность;
  • насыщенность межчеловеческих отношений;
  • конформность;
  • детерминированность мироустройства;
  • степень общей развитости;
  • особенности развития репрезентативной системы.

 

Субкультурные картина мира

Мир не неплох и не плох - утверждали еще мудрецы древности, - он таковой, каким мы его воспринимаем. Что все-таки определяет восприятие мира, а как следует, и отношение к нему, человеком? Давно понятно, что даже честные очевидцы, которые лицезрели один и тот же эпизод, нередко дают о нем противоречивые показания. Происходит это поэтому, что картины мира у очевидцев могут значительно отличаться. Скажем, в одних в ней преобладают светлые, в других - сумрачные тона, в одних в ее центре прошедшее, в других - будущее, в одних она насыщена человечьими отношениями, в других основное место отведено природе: одни картины мира сложные и калоритные, другие обыкновенные и тусклые схожее.

Проектируя эпизод в ситуацию, существующую в его картине мира, очевидец обязательно подвергает его при всем этом трансформации. Картина мира служит кое-чем вроде координатной сетки, определяющей смысл и содержание других воспринятых объектов и образов. Это происходит поэтому, что люди ощущают и действуют не согласно с какими «объективными фактами», но исходя из собственных всегда личных представлений о их. А эти последние определяются многими обстоятельствами. Исследовательскими работами установлено, что, к примеру, «представление о счастье и иерархия актуальных ценностей могут приметно расходиться не только лишь у различных народов и культур, да и у представителей различных поколений либо различных подкультур в рамках одной культуры, 1-го народа». Основная причина этого - наличие у различных народов, этносов и подкультур ну и, наверняка, у каждого человека собственной личной картины мира, в согласовании с особенностями которой каждый человек и ведет себя так либо по другому.

Типичная картина мира присуща хоть какой социальной общности - от цивилизации либо этноса к социальной либо проф группы либо отдельной личности. Не достаточно того, каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира. Другими словами, хоть какое довольно огромное человеческое общество имеет дифференцированные картины мира как по горизонтали (разные социальные группы современников), так и по вертикали: картины мира - это не нечто застывшее, но исторически изменчивый процесс приспособления к меняющимся реалиям. Так, к примеру, картина мира крестьянина отличается от картины мира его современника-университетского доктора. Но точно так же нынешний крестьянин либо доктор принимает мир совершенно не так, как представители этих же соц групп 100 годов назад. Различаются картины мира в католика и православного, в мусульманина и буддиста. Подобные различия отлично иллюстрирует искусство. К примеру, Париж в изображении китайских живописцев отличается от Парижа Писсарро и Моне. А природа в современных пейзажистов разительно отличается от ее изображения XIII-XIV веков.

Reklama