Reklama

Инженерная психология и эргономика

Для инженера принципиально понять собственный труд, осознавать имеющиеся границы инженерного дела к реальности. Осознание истоков и смысла техники и технического творчества является одним из путей самоопределения инженера, формой развития инженерного сознания.

Следует особо гласить о техническом мышлении как о типичном синтезе логического и образного мышления, в деятельности инженера смешиваются эти полярные стили мышления, требуется вроде бы равноправие логического и образного мышления, равноправие правого и левого полушария. Но образное мышление, интуиция не достаточно развиваются в процессе обычного учебного процесса. Для развития образного мышления поможет искусство, гуманитарная культурологическая подготовка. Необходимо подчеркнуть, что техническое мышление выступает как специфичное следствие:
1)научного мышления (с одной стороны), и
2)особенного практического (с другой), всякое техническое мышление основывается на неких естественнонаучных предметах (научное мышление).

С другой стороны, нужна некая область практических объектов, где эти познания могут стать прикладными. В конце концов, строится модель этого типа объектов, обособляются средства и способы исследования, таким макаром, возникает новый технический предмет. Таким макаром, техническое мышление формируется, крутится меж 3-мя точками:
1)тип практического объекта;
2)его техно модель;
3)базисные науки (физика, математика и т.д.).

И когда в сферу технического моделирования попадает объект, который не укладывается в начальную техно модель объекта, тогда встает необходимость подмены модели (после понимания инженером того, что эта модель не имитирует весь круг этого типа объектов), техно наука ворачивается к базисным наукам как к собственному основанию и строит новейшую модель. После построения новейшей модели техно наука вновь погружается в мир практических эмпирических объектов, модель заполняется практическим и предметным содержанием, но с другой стороны, новый эмпирический материал просит обобщения, уточнения в самой предметности модели. Вот такие можно выделить точки развития и содержательного обогащения технической науки.

Техно деятельность проектирования, с одной стороны, на генном уровне первичнее науки, т.к. научные предметы сами появляются для обслуживания, проектирования в тех моментах, где возникает необходимость в познаниях, т.е. проектирование - это более практическое отношение, чем теоретическое. Но с другой стороны, выделение проектирования в самостоятельную деятельность связано с отделением его от реализации, выполнения проекта, т.е. продуктом проектирования является чертеж, расчеты, макеты, графики и т.п. Таким образом, проектирование делает знаково-техническую модель объекта, обрисовывает ее и потом делает систему предписаний для ее производства, материально-технической реализации. Одно из требований к техническому проекту - его реализуемость. Потому проектирование связано с опытом производства и инженерно-технического обеспечения функционирования объекта. И это функционирование технической конструкции должно удовлетворять не только лишь инженерно-техническим, да и другим дополнительным требованиям (экономическим, экологическим, эргономическим, эстетическим и пр.). Если обычное проектирование следует принципам:
1)реализуемости проекта,
2)принципу независимости проектирования,
3)принципу конструктивной целостности,
4)принципу оптимальности, то для современного проектирования животрепещущи и дополнительные принципы:
1)минимизации экологического вреда,
2)учет психических способностей человека и сотворения удобства для его работы с техническими средствами и др.

Таким макаром, требования к проектированию носят двоякий нрав со стороны потребителя и со стороны инженерно-технической осуществимости. Мышление современного инженера значительно усложняется, содержит в себе смежные типы мышления: научное, эстетическое, экологическое, эргономическое и т.д.

Термин “эргономичность” (греч. эргон - работа, + номо - закон) был принят в Великобритании в 1949 г. Эргономичность - это наука, изучающая трудности, возникающие в системе “человек-машина-среда” (Ч-М-С), с целью оптимизации трудовой деятельности человека, сотворения для него комфортных и неопасных критерий и увеличения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособности. Эргономичность связана конкретно с инженерной психологией - наукой, изучающей закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью
использования их в практике сотворения и эксплуатации систем “человек-машина” (СЧМ). Инженерная психология является научно-теоретической основой эргономичности, одной из ее областей.

Главные задачки эргономичности и инженерной психологии последующие.

1. Анализ функций человека в системе “Ч-М-С”, исследование структуры и систематизация деятельностей человека-оператора.

2. Исследование процессов приема и преобразования инфы оператором.
3. Разработка эргономических принципов построения рабочих мест операторов.
4. Эргономическое проектирование и оценка систем “Ч-М-С”.
5. Разработка принципов и способов профессиональной подготовки операторов в СЧМ (профотбор, обучение, тренировка, формирование коллектива и управление им).
Приведенные задачки решаются на разных шагах существования системы “Ч-М-С”, но более увлекателен 1-ый шаг - процесс проектирования системы “Ч-М-С”. На этом шаге должен быть решен непростой комплекс заморочек, связанных с обоюдной приспособленностью человека и машины как звеньев единой системы. Для этого нужно сначала решить вопросы информационного взаимодействия человека-оператора и системы и создать определенные советы по построению рабочих мест (пультов управления). Нужно, чтоб конструкция машины (системы управления) была адаптирована к человеку по трем главным соответствиям: психическому, физиологическому, антропологическому.

Современное техническое проектирование беспристрастно просит от инженера системного подхода. В системном проектировании можно выделить 4 обобщенных уровня:
1- уровень компонент,
2- уровень изделий,
3-уровень систем,
4- уровень публичных групп.

Но инженер привык обычно работать с I и II обобщенным уровнем, а верхние уровни и дополнительные составляющие кажутся ему “чужими”, здесь появляется типичный психический барьер, который нужно преодолеть. Проектирование - не однолинейный поочередный процесс, а напротив, нередко появляется необходимость параллельного, одновременного решения нескольких задач различного уровня, что просит от инженера гибкого творческого мышления, интуитивных догадок.

Так как в сферу технического проектирования врубается экологическая рефлексия, рассматривающая следствие введения технической системы в среду обитания, человека, эргономическая рефлексия, изучающая соответствие технической системы и способностей человека, в конце концов, экзистенциональная рефлексия, рассматривающая техно систему как средство реализации человечьих целей, как самоопределение людского существования, то, таким макаром, возникает необходимость коммуникации, согласования и принятия системного решения. Возможность огромного количества точек зрения, свободное их выражение, организация осознания, рефлексии и критики - вот значительные условия современной проектной культуры. Таким макаром, инженеру нужно владеть довольно развитыми коммуникативными способностями общения, взаимодействия, взаимопонимания с другими людьми, с другими спецами, развитым коммуникативным мышлением. Формированию коммуникативного мышления и способностей содействует познание психологии. Вообщем психология может благотворно оказывать влияние на различные нюансы формирования личности инженера.

 

Особенности деятельности

Отрасли психологии, содействующие формированию требуемых свойств

1. Управление собственной деятельностью и поведением, состоянием

Общая психология, психология личности, психология переживаний

2. Взаимодействие с людьми

Соц психология, психология общения, психодиагностика, психотерапия, конфликтология

3. Обучение, увеличение квалификации

Педагогическая психология

4. Принятие решений

Психология управления, соц психология, эвристика

5. Специфичность деятельности в рыночной экономике

Финансовая психология

6.Конструктивная деятельность

Психология мышления и творчества, эвристика, инженерная психология

7.Человек и природа

Экологическая психология

8.Человек и техника

Инженерная психология, эргономичность, математические способы в психологии

Reklama