Reklama

Группа и ее структурная организация

Неувязка группы как важной формы общественного объединения людей в процессе совместной деятельности и общения – одна из центральных в социальной психологии. Энтузиазм к группе обоснован рядом принципных моментов. С одной стороны, личность, ее самосознание, принятые ею ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения человека в протяжении его жизни в деятельность самых разных групп. Его психологический склад, личностное содержание формируются на скрещении разных групповых воздействий. Как следует, нереально осознать человека, изучить процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является. С другой стороны, группа сама по для себя не является обычный суммой вошедших в нее людей, а представляет с момента собственного психического появления самостоятельное целостное явление со своими своими чертами, не сводимыми к личным чертам ее членов, своей историей развития и закономерностями жизнедеятельности.

Другими словами группа - это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен исходя из убеждений собственных параметров, процессов и структур.
Разглядим главные характеристики, при помощи которых вероятен социально-психологический анализ группы. Вся совокупа этих характеристик может быть разбита на собственные свойства группы и свойства, определяющие положение человека в группе.

К первым относятся: композиция группы, структура и групповые процессы.

Композиция группы, либо ее состав, – это совокупа черт членов группы, принципиальных исходя из убеждений анализа группы как целого. К примеру, численность группы, ее возрастной либо половой состав, национальность либо соц положение членов группы и т.д..

Таких черт огромное количество, выбор более важных делается с учетом определенных задач, которые ставятся исследователем. Так, если ставится цель проанализировать определенную студенческую группу как малую группу, посреди особенностей композиции должны быть указаны: соотношение студентов различного пола, социальные различия меж студентами, удачливость обучения членов группы и т. д.

Структура группы рассматривается исходя из убеждений тех функций, которые делают отдельные члены группы, также исходя из убеждений межличностных отношений в ней. Выделяют структуры предпочтений (социометрическая структура), власти и коммуникаций.

К групповым процессам относятся, до этого всего, такие характеристики динамики группы, как процесс развития и объединения группы, процесс группового давления, выработки решений.

Ко 2-ой совокупы характеристик относятся система групповых ожиданий, система статусов и ролей членов группы. Положение личности в системе групповых отношений характеризуется, сначала, ее статусом и выполняемыми ролями.

Статус (либо позиция) - это сумма, либо совокупа психических черт человека, определяющих его место в группе и то, как его будут принимать другие члены группы. Статус реализуется через систему ролей, то есть разных функций, которые человек должен делать в согласовании со своим положением в группе.

По отношению к каждому члену у группы есть система ожиданий в отношении его поведения. Поведение, соответственное эталону, поощряется, а не соответственное - наказывается группой. Другими словами система ожиданий строится на базе групповых норм и правил и контролируется через групповые санкции.

Ниже мы тщательно остановимся на анализе каждого параметра применительно к малой группе.

Обратимся к систематизации групп. В самом общем виде реальные группы, исследованием которых занимается соц психология, могут быть разбиты на огромные и малые.

К огромным по численности группам относятся, с одной стороны, стихийные, краткосрочно имеющиеся, случаем возникающие общности типа толпы, публики, аудитории, а с другой стороны – продолжительно имеющиеся, исторически обусловленные, устойчивые образования, такие как этнические, проф либо социальные группы.

Анализ огромных групп, в особенности второго типа, является нужным условием для осознания смысла и закономерности многих соц процессов. Не считая того, конкретно под воздействием тех либо других огромных групп формируются нормы, ценности и направленность разных малых групп, другими словами огромные группы опосредованно, через малые социальные образования, оказывают решающее воздействие на формирование микросоциума и самой личности. Но эта область социальной психологии в текущее время является очень слабо разработанной, в особенности по сопоставлению с психологией малых групп, являющейся обычным предметом исследования многих направлений и школ в социальной психологии.

Под малой социальной группой понимается малочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью собственной деятельности и находятся в конкретном личном контакте (общении), что является основой для появления и развития группы как целого.

Обратимся к подробному социально-психологическому анализу малой группы.

До этого всего, нужно дать некие пояснения по поводу определения малой группы, предложенного выше. В социальной психологии в реальный момент не существует единой точки зрения относительно того, какую по численности группу можно считать малой. “Немногочисленность” малой группы понимается разным образом. В целом, более всераспространен подход, согласно которому малый объем малой группы равен трем, а наибольший определяется тем количеством людей, которые могут быть объединены в единой совместной деятельности (к примеру, 12 человек в групповой психотерапии либо 35 человек, составляющих школьный класс).

Для осознания малой группы как целого принципиально сначала проанализировать структуры малой группы: социометрическую и коммуникативную, также структуру власти.

Социометрическая структура это совокупа соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. По другому говоря, это система предпочтений и отвержений, чувственных симпатий и антипатий меж членами группы. Свое заглавие структура получила в согласовании с главным способом ее диагностирования – социометрической и аутосоциометрической методиками.
Отметим важные свойства, описывающие систему внутригрупповых предпочтений. Во-1-х, это социометрические статусы членов группы. В согласовании с плодами социометрии, статус рассматривается как сумма отвержений и предпочтений, получаемых членом группы. Статусы имеют разный “вес” зависимо от толики в их положительных выборов, а совокупа статусов всех членов группы задает статусную иерархию, в какой выделяются:

социометрические “звезды” более предпочитаемые члены группы, стоящие на верхушке иерархии;
- высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие огромного числа отвержений;
- изолированные - члены группы, у каких отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные;
- пренебрегаемые члены группы, имеющие огромное количество отрицательных выборов и маленькое количество предпочтений;
- отверженные (“изгои”) - члены группы, не имеющие по результатам социометрии положительных выборов, а только отрицательные.

Но познания величины социометрического статуса недостаточно для четкого представления о системе чувственных отношений в группе. 2-ая черта системы - это взаимность чувственных предпочтений членов группы. Так, у студента в группе может быть только один положительный выбор, но если он обоюдный, данный студент будет ощущать себя в группе существенно более уверенно, чем в этом случае, если его предпочитают несколько одногруппников, но он сам нацелен на других, не замечающих либо, что еще ужаснее, отвергающих его. Также и для “звезды” принципиально не просто иметь огромное число выборов, но существенное число обоюдных выборов, обеспечивающих устойчивость ее положения в группе и комфортабельное состояние.

3-я черта социометрической структуры - наличие устойчивых групп межличностного предпочтения. Принципиально проанализировать не только лишь само наличие - отсутствие таких мини-групп, да и изучить отношения меж ними, осознать, по какому принципу они создавались. Имеет значение, на какие группы нацелены отверженные и изолированные члены группы, как соотносятся в этих группах люди с разными статусами. Возникающие в группе мини-объединения могут быть очень различны по собственному внутреннему строению, сплоченности, могут иметь либо не иметь в себе членов, отвергающих друг дружку, что тоже принципиально для общей свойства группы.

В конце концов, 4-ая черта структуры – система отвержений в группе. Социометрическая матрица дает возможность осознать, как распределяются отверження в группе. К примеру, в группе могут быть “козлы отпущения”, которых не любит практически вся группа, либо напротив, практически у всех могут быть отвержения, но ни у кого они не преобладают существенно над предпочтениями, либо девченки все отвержения пересылают мальчишкам и напротив.

Говоря о социометрической структуре, принципиально выделить, что социометрический статус члена группы - величина довольно устойчивая. Она не только лишь имеет тенденцию сохраняться в данной определенной группе, но очень нередко “перебегает” с человеком в другую группу. Разъяснение этому достаточно обычное. Хотя статус - категория групповая и вне группы не существует, человек привыкает делать роли, предписанные ему его неизменным статусным положением. В поведении закрепляются определенные обычные формы реагирования на слова и поступки других. Мимика, позы и другие невербальные реакции тоже “подстраиваются” под определенную роль. Переходя в другую группу, человек продолжает играть обычные роли, либо по последней мере его роль выдают безотчетные элементы поведения. Члены группы улавливают предлагаемый им образ и начинают подыгрывать новенькому. В свете вышесказанного становится тривиальной нецелесообразность таковой педагогической меры, как перевод неадаптировавшегося студента в другую группу (либо сотрудника в другой отдел, бригаду). Если с ним и его окружением не будет проведена суровая психическая работа, сам по для себя статус “белоснежной вороны” либо “козла отпущения” не поменяется.

Какие же психические и социальные причины оказывают влияние на величину статуса, к примеру, студента? Посреди важных необходимо именовать внешний облик (физическая привлекательность и оформление вида), успехи в ведущей деятельности (учеба, общение, личные проф свойства), интеллектуальная даровитость, некие характеристики характера (общительность, низкая тревожность, стабильность-устойчивость нервной системы). Не считая того, в каждой группе есть система собственных, ценных для этого общества свойств, и высочайший статус получает тот, кто обладает ими в подабающей мере.

Любопытно, что статус человека в определенной группе нередко находится в зависимости от его положения в других группах, фурроров его внегрупповой деятельности. Так, студент, отличившийся в каком-либо виде спорта, искусстве, может из-за этого сделать лучше свои позиции в группе. С этой точки зрения большенными преимуществами в достижении высочайшего устойчивого места в системе групповых предпочтений владеют студенты, имеющие обеспеченный опыт общественного общения в разных сферах, с разными людьми.

Итак, статус - величина, стремящаяся к стойкости. Совместно с тем исходя из убеждений развития личности человеку целенаправлено временами “поменять” собственный статус, потому что это обеспечивает ему огромную социальную упругость, дает возможность примерить на себя разные социальные маски, побывать в различных внутригрупповых ролях. Тем человек производит более гибкие и поболее продуктивные стратегии собственного общественного поведения, узнает людей и смысл их поступков. Относительно отрицательного полюса статусной иерархии необходимость смены статуса представляется тривиальной, но это настолько же принципиально и для тех членов группы, которые уверенно занимают верхушку групповой статусной пирамиды. Неизменное хождение в “звездах”, “любимцах” делает человека ригидным, очень социально-уязвимым и беззащитным перед неизбежными переменами. Кроме этого, человек вырастает вроде бы “социально слепым”, будучи лишенным необходимости прислушиваться и прицениваться к разным людям, не в состоянии встать на их незавидное место. Бесспорна и вся опасность устойчивого нахождения человека в ролях отверженного и изолированного, что окрашивает его опыт взаимодействия с людьми в постоянно сумрачные тона.

Закономерно появляется вопрос, как можно воздействовать на статус члена группы, обеспечить его позитивную динамику. Можно предложить несколько методов, непременно не исчерпающих всего арсенала педагогических средств, которые может в этих целях использовать опытнейший управляющий и наставник.

Главное условие, обеспечивающее динамику статусов членов группы, - создание различных форм групповых деятельностей, которые востребовали бы от собственных исполнителей различного перераспределения функций и обязательств, разных форм управления, раскрытия и реализации разных личных способностей и ресурсов членов группы. Это предоставило бы всем членам группы возможность отыскать деятельность, повышающую их групповую роль и изменяющую отношение к ним других участников группового общения.

Для увеличения статуса отверженного либо изолированного члена группы может быть применен прием, условно именуемый “отсветом от звезды”. Сущность его в том, что высокостатусному члену группы поручается в сотрудничестве с низкостатусным (под благовидным предлогом) выполнить важную для группы работу. Естественно, большая часть фуррора достается “звезде”, но можно не колебаться, что отсвет ее славы свалится и на ассистента, чья роль в группе может поменяться.

Увеличению статуса члена группы может содействовать его удачливость в какой-нибудь внепрофессиональной деятельности. Задачка управляющего - интенсивно информировать группу об успехах ее члена “вовне”.

В конце концов, осознание обстоятельств отверженности и изолированности отдельных членов группы просит системного психического анализа. Принципиально осознать, в чем коренится причина: в определенных личных особенностях сотрудника, особенностях и традициях домашнего уклада, низкой самооценке, вызванной нехорошим прошедшим опытом общения и т. д.

Практический энтузиазм представляет вопрос о восприятии членами группы собственных статусов, другими словами собственного беспристрастного положения в системе групповых предпочтений. Обычно, менее правильно воспринимают и оценивают свою групповую роль последние статусные категории: “звезды”, с одной стороны, “изгои” и изолированные - с другой. Высоко- и среднестатусные члены группы, обычно, не затрудняются отвечать на вопросы аутосоциометрии о том, кто, по их воззрению, выбирает их и кто отторгает. Неадекватное восприятие, видимо, разъясняется защитой, выставляемой этими членами группы на пути негативной инфы, также низкой социальной рефлексией тех, кто стабильно находится в последних категориях.
В конце концов, заслуживает внимания вопрос об отношении человека к собственному статусу. В ряде случаев уверенность в том, что человеку, имеющему маленький статус, некомфортно в группе и охото собственный статус повысить, необоснованна. В разных группах можно повстречать “звезд”, оценивающих свое положение в группе как неудовлетворительное (такового внимания им недостаточно) и “изгоев”, полностью довольных своим положением. Последний факт может иметь различные предпосылки. К примеру, “изгой” может быть не заинтересован в группе, иметь другую группу, где его ценят и принимают, делят его ценности. Другая причина: он привык занимать в группах такое место, другого не знает и не вожделеет растрачивать силы на его завоевание. В любом случае необходимо быть очень усмотрительным, принимая решения о необходимости воздействовать на статус того либо другого члена группы в любом направлении.

Коммуникативная структура группы - это совокупа позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы меж собой и наружной средой, также концентрация у их того либо другого объема групповой инфы. Владение информацией – принципиальный показатель положения члена группы. С одной стороны, доступ к получению и хранению инфы обеспечивает человеку в группе необыкновенную роль, особенные групповые “привилегии”. В ряде всевозможных случаев человека, являющегося информационным центром группы, именуют “коммуникативным фаворитом”, как близки его способности к лидерским. С другой стороны, информация адресуется обычно конкретно высокостатусным членам группы, другими словами обладание информацией связано с величиной статуса индивидума. Нрав сообщаемой инфы зависит также от групповой позиции человека: чем выше статус, тем более благожелательный нрав придается передаваемой инфы. При анализе информационных групповых связей нередко употребляют термин “коммуникативная сеть” и выделяют два типа таких сетей: централизованного и децентрализованного типа.

Централизованные коммуникативные сети характеризуются тем, что в их один из членов группы находится в центре информационных потоков и играет главную роль в организации обмена информацией и межличностного взаимодействия. Через него осуществляется общение других участников данной деятельности, которые конкретно меж собой контактировать не могут. Есть разные варианты централизованной сети: передная, круговая, иерархическая.

Передная структура специфична тем, что ее участники, не вступая в контакт вместе, все таки находятся рядом, лицезреют друг дружку. Данный факт почти во всем помогает им, потому что позволяет учесть реакции и поведение других участников взаимодействия.

Круговой вариант отличается тем, что тут вся информация передается членам группы только через центральное лицо. Это затрудняет получение оборотной связи от партнеров, которых нельзя узреть либо услышать, но зато обеспечивает возможность работать стопроцентно без помощи других, до конца реализуя свою свою позицию.

В иерархической структуре имеется два и поболее уровней соподчинения членов группы, при этом часть из их может созидать друг дружку в процессе совместной деятельности, а часть - нет.

Есть разные варианты децентрализованных сетей. Их основное отличие от сетей первого типа состоит в “коммуникативном равенстве” всех участников, другими словами любой из участников этой сети обладает схожими со всеми остальными способностями принимать, передавать и перерабатывать информацию, вступая в прямое общение с участниками совместной деятельности.

Цепной вариант децентрализованной сети подразумевает, что общение и взаимодействие меж членами группы осуществляется по цепочке. Такая система коммуникаций работает в конвейерных производствах. Радиальная система подразумевает, что информация может нескончаемо длительно циркулировать меж членами группы, дополняясь и уточняясь. Не считая того, она подразумевает контакт “лицом к лицу” всех участников совместной деятельности. В конце концов, при организации взаимодействия в группе может употребляться полная, либо неограниченная сеть коммуникации. В ней нет никаких препятствий для свободного межличностного общения участников, и каждый член группы может свободно вести взаимодействие с хоть каким другим.

На практике выбор той либо другой коммуникативной сети находится в зависимости от вида и целей взаимодействия. Необходимость воззвания к анализу имеющихся в группе коммуникативных сетей появляется в тех случаях, когда общение меж ее членами становится неэффективным в свете решаемых задач либо наращивается нехороший чувственный фон во отношениях.

Применение централизованных коммуникативных сетей целенаправлено для решения определенных задач, возложенных на группу, также в тех случаях, когда нужно простимулировать развитие лидерства и организационное объединение группы. Но нужно держать в голове, что в рамках таких сетей затруднено решение сложных и творческих задач, также их обширное применение может снижать удовлетворенность групповым членством.
Напротив, внедрение децентрализованных сетей уместно при решении необычных, не лимитированных временем сложных задач, также в тех случаях, когда организовывающаяся деятельность должна служить развитию межличностных отношений, увеличению удовлетворенности членов группы групповым членствам.

Структура социальной власти в малой группе это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их возможности влиять в группе. Соц власть в группе, реализуемая через животрепещущее либо возможное право на воздействие со стороны определенных членов группы, может осуществляться в разных формах, посреди которых более исследованы феномены лидерства и управления. Оба парадокса являются проявлениями процесса воздействия, но они имеют различную природу: управление - это воздействие социально зафиксированной формальной природы, а лидерство предполагает спонтанно возникающее снутри группы психологическое воздействие 1-го члена группы на других.

Необходимость общественного управления группой через разные феномены межличностного воздействия явна. Группа представляет собой очень непростой организм, активность которого разворачивается сразу в почти всех направлениях и просит особенных усилий по сохранению целенаправленности групповых усилий, объединения личных активностей в единое целое. Функция общественного управления реализуется через феномены лидерства и управления. Остановимся подробнее на характеристике каждого из их.

Лидерство в группе – это процесс межличностного воздействия. Фаворита порождают не столько личные свойства либо их особенное сочетание, сколько структура отношений в данной определенной группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней сформировавшимися. И конкретно на базе этих ценностей и целей выдвигается определенный фаворит группы. Фаворит вроде бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. Фаворитом принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, другими словами начальными образцами для всех либо большинства членов группы в оценке ими важных качеств ее жизнедеятельности. За ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке разных групповых ситуаций и событий.

В практике фаворит нередко определяется через систему социометрических выборов как более чувственно предпочитаемый член группы. Это не всегда оправданный подход. В социальной психологии понятно, что социометрическая “звезда” не всегда является фаворитом, хотя последний в неких группах может быть сразу и “звездой” и коммуникативным центром группы. В базе лидерской позиции и высочайшего социометрического статуса лежат разные механизмы, эти фигуры создаются либо выдвигаются группой для решения разных задач, имеют различную природу. Так, “звезда” может быть охарактеризована как “душа группы”, центр ее чувственного притяжения. Это человек, к которому тянутся в разговоре, ощущают себя комфортабельно рядом с ним. Фаворит – это лицо, облеченное властью, имеющее авторитет и право на воздействие и оценку.
Совместно с тем лидерство в группе – процесс настолько многозначный, что могут быть выделены виды лидерства, очень близкие по своим задачкам к социометрической “звезде”.

Виды лидерства. Потому что лидерство плотно сплетено с решением тех либо других групповых задач, его можно типологизировать в согласовании с видами групповых деятельностей. Различают групповые деятельности инструментального и экспрессивного вида. Инструментальные деятельности ориентированы на выполнение группой ее мотивированных функций, ради которых она и была сотворена. Экспрессивные деятельности ориентированы на поддержание группы как одного целого, ее предстоящее развитие и объединение. Соответственно инструментальное лидерство имеет целью обеспечение управления группой в процессе решения ее мотивированных задач, а роль экспрессивного лидерства – в обеспечении положительного внутреннего климата группы, ее стабильности.

Любопытно, что в силу собственной направленности на определенную сферу жизнедеятельности группы тот либо другой фаворит всегда находится вроде бы в оппозиции или к членам группы, нацеленным на общение, или к задачкам и целям группы.

Фаворит, направленный на эффективность выполнения групповой цели, обязан идти на ухудшение отношений с членами группы, которыми общегрупповые цели стопроцентно либо отчасти не принимаются.

Фавориту же экспрессивного типа, направленному на интересы отдельных лиц и их отношения, приходится заниматься улучшением отношений во вред общим целям и задачкам. К примеру, педагог, направленный на отличные дела с учащимися, идет на понижение к ним требований в процессе учебы, выставляя им завышенные оценки.

В хоть какой реальной группе может сразу существовать несколько неоднозначных фаворитов, занимая в ней свои собственные “экологические” ниши и не вступая вместе в суровые противоречия. Это тем паче может быть, что снутри каждой из 2-ух выделенных сфер может происходить еще больше глубочайшая дифференциация лидерских ролей. Так, снутри инструментального лидерства можно выявить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-мастера, лидера-скептика и т. д. А посреди экспрессивных фаворитов есть: фаворит чувственного напряжения (социометрическая “звезда”), лидер-генератор чувственного настроя и т. д.

В целом, чем выше уровень развития группы, тем больше в ней может быть разных проявлений процесса лидерского воздействия.

Управление - другая форма реализации общественного управления в малой группе. Управление можно найти как процесс управления группой, осуществляемый управляющим как посредником общественного контроля и власти на базе правовых возможностей и норм более широкой, социальной, общности, в которую включена данная малая группа. Другими словами, с одной стороны, управление и лидерство решают однопорядковые близкие задачки: стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач, поиск средств для их действенного решения. С другой стороны, лидерство представляет собой психическую характеристику поведения определенных членов группы, а управление является социальной чертой отношений в группе, до этого всего, исходя из убеждений рассредотачивания ролей управления – подчинения.

Но не следует упрощать психическую суть парадокса управления. В руководстве малой группой всегда находятся два пласта, два нюанса - формально-правовой нюанс власти, который может быть назван “администрированием”, и психический нюанс власти, который почти во всем сближает управляющего с неформальным фаворитом по методам воздействия на членов группы. Но невзирая на то, что в собственной психической сути феномены управления и лидерства довольно близки, было бы неправильным подтвердить известное распространенное заблуждение, как будто в безупречном случае в группе управляющий и фаворит должны совмещаться в одном лице. Против такового слияния можно привести несколько принципиальных резонов.

Во-1-х, в большинстве случаев фаворит и управляющий группы имеют различную ориентацию: управляющий всецело ориентирован на задачку, а фаворит больше нацелен на внутренние интересы группы. В данном случае, если экспрессивный фаворит становится формальным управляющим, он или разваливает групповую деятельность, или обязан переориентироваться на инструментальные функции, вступив в конфликт с группой. Другими словами он или не становится управляющим, или перестает быть фаворитом.

Во-2-х, можно выделить только довольно специфичный род групп, для которых будет действенным слияние в одном лице управляющего и инструментального фаворита. Речь идет, сначала, о научных коллективах, продуктивность которых увеличивается в том случае, если их управляющий способен лидировать в ведущей научной деятельности группы.

В-3-х, существует много типов соц групп, где в силу существенных возрастных либо статусных различий управляющего и членов группы, описанное выше совмещение нереально. Это полностью относится к студенческой группе. Педагог, сколь бы близок он не был своим студентам, может опираться в управлении группой лишь на собственный авторитет управляющего. Настоящие неформальные фавориты группы будут выявляться из рядов студентов.

Таким образом, главным инвентарем психического воздействия управляющего на группу является его авторитет. Появляется вопрос, от чего зависит величина, степень авторитетности управляющего? Выделим ряд психических причин, определяющих меру авторитетности управляющего. К ним можно отнести некие личностные особенности, организаторский и мотивационный потенциал (способность лидировать в качестве лидера-организатора и лидера-мотиватора), ценностную привлекательность личности управляющего для членов группы (готовность поделить его принципы и эталоны) и более значимый фактор - стиль управления, реализуемый управляющим.

Reklama