Reklama

Характеристика групповых процессов

Анализ групповых процессов позволяет нам поглядеть на группу в ее динамике, ответить на ряд принципиальных и увлекательных вопросов: что происходит в малой группе? как она развивается? каковы важные пути и причины, определяющие процесс конфигурации группы во времени? как обеспечивает группа свое внутреннее единство?

Для того чтоб хорошо ответить на поставленные вопросы, предлагаю пристально ознакомиться со последующей лекцией, в какой мы проанализируем процессы группового давления, развития, объединения и принятия группового решения.

Понятно, что в процессе групповой жизни появляются и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той либо другой степени должны делить все участники.

Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие отношения меж членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система функций. Функции могут носить поощрительный либо запретительный нрав. В первом случае группа поощряет собственных членов, исполняющих требования группы – увеличивается уровень их чувственного принятия, вырастает статус, используются другие психические меры вознаграждения. Во 2-м случае группа в основном нацелена на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть такие психические способы воздействия как бойкот, понижение интенсивности общения с “провинившимся”, снижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др.

В особенности остро стоит неувязка принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в собственном поведении, какие ценности отношений исповедуют, новый член группы встает перед неувязкой принятия либо отвержения этих норм, правил и ценностей. В целом, вероятны четыре варианта его дела к данному вопросу:

- сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;
- принужденное принятие под опасностью санкций группы;
- демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу - не таковой как все);
- свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех вероятных последствий, прямо до ухода из группы.

2-ой и 3-ий варианты иллюстрируют поведение, зависимое от группы - или принятие ее норм под давлением, или противопоставление себя данной определенной группе. При всем этом и тот и другой вариант позволяют человеку отыскать свое место в группе – или в рядах “законопослушных”, или в рядах “козлов отпущения”, “мелкопоместных бунтарей”.

Как демонстрируют исследования, 2-ой вариант поведения человека по отношению к группе является очень всераспространенным. Парадокс принужденного принятия человеком норм и ценностей группы под опасностью утраты этой группы либо собственного устойчивого положения в ней получил заглавие конформизма и рассматривается сейчас как один из важных устройств поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

Конформизм - это подчинение суждения либо деяния индивидума групповому давлению, возникающее из конфликта меж его своим воззрением и воззрением группы. Другими словами человек показывает конформное поведение в ситуации, когда предпочитает избрать мировоззрение группы во вред собственному собственному.

Принципиально выделить, что с социально-психологической точки зрения увлекательны только те случаи, когда таковой выбор делается человеком неосознанно, он вправду уверяет себя в необходимости избрать точку зрения группы, а не показывает лживое, меркантильное поведение. Для того чтоб эти два явления не объединялись в одно, принято гласить о конформности как о черте личности, склонности индивидума разрешать конфликт в пользу группы и о конформизме как соц приспособленчестве. Специально организованные исследования демонстрируют, что в разных ситуациях процент людей, демонстрирующих конформные реакции, может колебаться от 15 до 80 %. Это позволяет считать конформность принципиальным фактором общественного поведения человека.

От чего зависит величина конформности человека? Сначала, от значимости для него высказываемого представления. Чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности.

Во-2-х, от авторитетности людей, высказывающих в группе те либо другие взоры. Чем выше их статус и авторитетность для группы - тем выше конформность членов группы.

Конформность зависит и от количества членов группы, высказывающих позиция, от их единодушия. В особенности ярко парадокс конформизма работает, когда на человека оказывает давление групповое большая часть, и оно единогласно в собственных убеждениях.

Уровень конформности находится в зависимости от возраста и пола человека. Так, дамы, в целом, более конформны, чем мужчины, а малыши - чем взрослые. Хотя, если гласить о детях и старшеклассниках, то они склонны показывать конформизм в разговоре с группой сверстников и негативизм – в разговоре со взрослыми. Беря во внимание это, лучше как можно пореже ставить ребенка в ситуацию группового давления со стороны взрослых либо класса (учебной группы), если данный объект не является для него источником норм и ценностей. В старшем школьном возрасте растет возможность независящих решений, но конформность в разговоре со важной группой сверстников либо взрослых еще очень велика (к примеру, разные юношеские криминальные группы).

На данном шаге изложения целенаправлено ввести в обсуждение понятие референтной группы. Референтная группа - это настоящая либо безупречная группа на которую нацелен человек, чьи ценности, эталоны и нормы поведения он делит.

Антиподом референтной группы является группа членства - человек может являться членом этой группы, но внутренне оставаться флегмантичным к ее целям и нормам.

Так, для одних студентов учебная группа является референтной группой, их поведение нацелено на нормы и ценности данной общности. В данном случае, по отношению к учебной группе, они будут показывать высшую конформность, а у педагога появится возможность оказывать влияние на их поведение через работу с коллективом.

Те же студенты, для которых данная учебная группа является только группой членства, не будут заинтересованы в близком общении с одногруппниками, не будут ориентироваться на нормы и ценности учебной группы, займут отстраненную либо конфликтную позицию.

Таким макаром, конформность - принципиальный механизм поддержания внутренней однородности и целостности группы. Значение этого механизма разъясняется тем, что он служит поддержанию группового всепостоянства в уровнях конфигурации и развития группы. Анализируя процесс развития группы, мы остановимся на особенностях развития межличностных внутригрупповых отношений, механизмах объединения и шагах группового развития.
Основой межличностных отношений в группе является, сначала, чувственная межличностная привлекательность членов группы.

Привлекательность - очень принципиальный фактор человечьих отношений. Нрав общения и удачливость совместной деятельности почти во всем определяются уровнем привлекательности партнеров.

В целом, чем выше взаимопривлекательность партнеров, тем больше они удовлетворены внутригрупповыми межличностными отношениями.
Совместно с тем сфера человечьих отношений существенно обширнее сферы чувственной привлекательности людей. Было бы неверным мыслить, что вне обоюдного притяжения нереально ни обычное общение, ни удачная деятельность людей. Связано это с тем, что удовлетворенность внутригрупповыми отношениями может быть высочайшей и при удачной совместной деятельности, даже если при всем этом не формируются близкие чувственные дела.

Принято считать, что удовлетворенность межличностными отношениями членов группы может регулироваться средством 2-ух разных феноменов: совместимостью партнеров, порождающей межличностную привлекательность, и срабатываемостью, порождающей удовлетворенность плодами совместной деятельности.

Межличностная сопоставимость - непростой психический эффект сочетания, взаимодействия контактирующих людей. Различают структурную и функционально-ролевую сопоставимость.

Под структурной предполагается сопоставимость характера, нрава и личных свойств партнеров. Причём, если в отношении 2-ух первых подтверждается догадка о комплементарности, взаимодополняемости свойств партнеров, то в отношении личных параметров отыскала экспериментальное доказательство обратная мысль – сходства и близости. Другими словами сопоставимость партнеров высока при обладании ими взаимодополняемыми качествами характера и нрава (сангвиник - меланхолик, холерик - флегматик) и схожими личностными ориентациями и особенностями (общительность, тревожность, мечтательность и др.).

Функционально-ролевая сопоставимость это соответствие в представлениях партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать сами и ждать от другого в процессе общения и взаимодействия. Если ролевые представления и ожидания участников совпадают, у их много шансов достигнуть гармонических отношений, построенных на межличностной привлекательности.

Срабатываемость - это еще один эффект сочетания, и взаимодействия людей, который позволяет добиваться высочайшей удачливости совместной работы и удовлетворенности своим трудом и друг Другом. Срабатываемость, обычно, не приводит к появлению таких феноменов межличностного общения, как чувственная близость, идентификация, ориентация на интимно-личностное общение партнеров. Это, быстрее, итог удачной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достигать высочайшей продуктивности деятельности, высочайшей удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством, также порождает неплохой уровень взаимопонимания, адекватного отражения участниками общения всего, что происходит в группе.

В критериях, когда члены группы не смогли добиться неплохого уровня срабатываемости либо оказались малосовместимыми по своим характерологическим, личным свойствам либо ролевым представлениям, развиваются разные межличностные внутригрупповые конфликты (о конфликтах мы тщательно побеседуем в последующем разделе нашего лекционного курса).

Объединение группы - это процесс, провождающий ее на всех шагах развития. Сущность объединения - в формировании особенного типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру, задаваемую снаружи, перевоплотить в психическую общность. Сплоченность имеет разные проявления. Она выражается и в чувственной соблазнительности и взаимопривязанности членов группы, и в стремлении их к сохранению собственного группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения.

Сама по для себя сплоченность выступает для членов хоть какой группы как симпатичная цель и ценность, как групповое состояние, к которому нужно стремиться. В особенности ярко это проявляется в подростковых группах, стремящихся достигнуть высочайшего уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Но удается это не всегда, потому что формирование в группе отношений, построенных на сплоченности, находится в зависимости от огромного количества психических причин. Остановимся на перечислении важных характеристик, влияющих на процесс объединения малой группы.

1. Чувственная привлекательность членов группы. Отметим, что сам по для себя этот параметр не обеспечивает ни продуктивной совместной деятельности, ни высочайшей сплоченности. С другой стороны, и без чувственной соблазнительности людей тяжело сделать сплоченную группу.

2. Сходство членов группы меж собой. Идет речь о разных качествах сходства: и возрастное, и соц, и этническое, но главное - ценностное сходство, близость взглядов и соц ориентации членов группы. В этом случае в силу вступает механизм, уже описанный чуть повыше, при обсуждении особенностей восприятия людьми друг дружку. Вправду, чем поближе чужое мировоззрение к собственному воззрению человека, тем симпатичнее ему лицо, высказывающее данную точку зрения. И напротив: люди склонны не замечать разногласий и противоречий с позицией симпатичного лица. Тот же парадокс работает и в группе: человек более тяготеет к группе, взоры и ценности которой он делит и в какой его собственные взоры находят поддержку.

3. Предпочитаемый группой метод взаимодействия и ведущий соц мотив членов группы. Об этом также шла речь выше. Отметим, что более презентабельна для людей и имеет огромные шансы стать сплоченной группа, чья деятельность базирована не на конкуренции, а на кооперации, и в какой преобладает мотив сотрудничества.

Кооперация выступает фактором объединения группы в силу того, что содействует появлению в группе ряда принципиальных и симпатичных для членов группы феноменов.

Во-1-х, при кооперации и мотиве сотрудничества миниатюризируется число внутригрупповых конфликтов и есть повсевременно действующие условия удачного разрешения возникающих беспристрастных противоречий.

Во-2-х, кооперация содействует свободному и открытому общению людей, провоцирует сближение воззрений, расширяет обмен информацией меж партнерами (в отличие от конкуренции, которая провоцирует членов группы на утаивание от партнеров принципиальной инфы, потому что это может посодействовать в достижении личных целей).

В конце концов, в-3-х, кооперация обеспечивает обоюдную поддержку действий, потому что только совместные усилия могут привести каждого члена группы к личному успеху.

Таким образом, кооперация меж членами группы содействует объединению всей группы. Что касается нрава связей группы с другими соц общностями, то тут свою позитивную роль может сыграть и конкурентность. Понятно, что соревнование меж группами в определенных видах деятельности содействует внутреннему объединению групп-участников. К такому приему нередко прибегают, к примеру, в практике учебных заведений, организуя соревнования учебных групп в разных видах учебной и внеучебной деятельности. При всем этом принципиально держать в голове об одной угрозы: межгрупповая конкурентность может привести к появлению межгрупповой злости и неприятия детьми друг дружку, чего ни при каких обстоятельствах нельзя допускать.

4. Особенности групповых целей. Идет речь о том, что цели, которые ставятся группой либо перед группой ее управляющим, помогают коллективу сплачиваться в этом случае, если они отвечают потребностям членов группы, могут быть приняты ими в качестве собственных личных целей (другими словами каждый участник лицезреет личный смысл в том, что делает вся группа), также если группа может рассчитывать на фуррор в достижении цели.

Другой очень принципиальной чертой групповой цели должна быть четкость и однозначность ее постановки. К огорчению, этому условию групповые цели отвечают далековато не всегда. К примеру, в учебном процессе целеполагание нередко осуществляется неправильно, и перед студентами ставятся или абстрактные глобальные цели, не конкретизируемые в личные задачки (стать гармонически развитыми людьми, стать дружными и сплоченным и т. д.), или цель подменяется средством, тогда и смыслом учебы становится достижение определенного оценочного результата, а смыслом внеучебной деятельности – роль в каком-либо мероприятии.

Цель деятельности в этом случае, когда она вправду может служить источником активности студентов и фактором объединения учебного коллектива, должна отвечать последующим требованиям: во-1-х, она должна быть конечна, другими словами иметь точный итог, достижение которого не очень оттянуто во времени от момента принятия цели. При этом, чем младше курс, тем меньше должен быть этот разрыв.

Во-2-х, цель должна быть ясной, определенной и понятной каждому участнику. Непременно необходимо проверить, вправду ли все студенты идиентично понимают смысл и цель происходящего.

В-3-х, цель должна быть технологична, другими словами содержать внутри себя доступные студентам средства ее заслуги. Отлично, если эти средства были выработаны студентами на прошлых шагах совместных действий.

В конце концов, цель должна быть личностно симпатичной для каждого студента, а для этого содержать внутри себя какие-либо личные цели и средства, достойные внимания либо доступные для него. Деятельность, организуемая в учебной группе, должна добиваться от каждого тех умений, которые у него в особенности развиты либо которые он желал бы внутри себя развить.

5. Удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе. Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самими собой, тем в большей степени будет сплачиваться такая группа. В свою очередь, удовлетворенность появляется при соблюдении ряда критерий.

Зададимся вопросом, какая деятельность завлекает студентов?

Сначала, их завлекает такая групповая деятельность, которая вправду может быть названа совместной, то есть она, с одной стороны, беспристрастно просит разделения труда, отношений взаимозависимости от собственных участников, а с другой стороны, воспринимается, осознается студентами как единая, требующая общих усилий. Не считая того, совместная деятельность доступна их частичному либо полному контролю, они не ощущают себя просто исполнителями воли и желаний административно-преподавательского состава.

Дальше, деятельность, предлагаемая студентам, обязана иметь осязаемое значение, другими словами быть “взрослой” по собственному предназначению и своим результатам. Это присваивает чувство значимости как всей работе учебной группы, так и личному вкладу каждого. При всем этом принципиально держать в голове, что за последние годы у юношей и женщин довольно резко поменялись представления об публичной полезности. Скажем, их уже не уговоришь “собирать металлолом на паровоз”.

Кроме публичной значимости и совместности неважно какая деятельность, предлагаемая студентам, должна характеризоваться эмоционально-привлекательной формой, другими словами носить творческий, а не репродуктивный нрав (молодежь часто любит “изобретать велик”, но предпочитает не заниматься тем, что отлично понятно им по личному опыту и рассказам сверстников), должна ставить студента в ситуацию личного преодоления (собственных слабостей, беспристрастных препятствий и так дальше), должна быть ориентирована не только лишь на достижение наружного результата, но и включать броский момент самопознания либо зания мира вокруг нас. В конце концов, чувственная привлекательность связана и с включением в всякую деятельность моментов игры, азарта, импровизации и даже умеренного риска.

В целом, можно таковой формулой показать симпатичную для студента групповую деятельность: энтузиазм + активность + общение со сверстниками + личность преподавателя + общественная ценность и актуальность + проблемность ситуации + волевое напряжение + фуррор + торжество и чувство личной значимости.

6. Сплоченность группы также зависит от нрава управления и стиля принятия решений, соответствующего для группы. Понятно, что коллегиальный, кооперативный стиль управления и возможность для каждого члена группы учавствовать в выработке общего решения содействуют объединению группы.

Отметим, что сплоченность – это принципиальная черта состояния группы, потому что сплоченная группа не только лишь представляет собой более отлично работающий единый организм, да и обладает большей привлекательностью для каждого ее члена. Сплоченная группа характеризуется усилением взаимоудовлетворяющего общения меж участниками, близостью воззрений и ценностных ориентации, что позволяет человеку ощущать себя комфортабельно. В группе высочайшего уровня объединения вырастает самооценка человека, понижается уровень его тревожности, и, не считая того, увеличивается эффективность всех форм активности таковой группы.

Reklama