Reklama

Сущность культуры и основные культурологические парадигмы

Существует много определений культуры. Одни под культурой понимают ценностей духовной жизни. Другие, сужая это понятие, относят к культуре только идеологию, которая должна обслуживать сферу производства. Некие культурологи считают, что сейчас есть более 500 определений культуры. Это разъясняется многогранностью парадокса и широким употреблением термина «культура» в определенных дисциплинах.

Термин «культура» в начальном его истолковании не обозначают каким-то особенным предметом, состояния либо содержания. Он был связан с представлениями о действии, усилия, направленные на действие чего-то, и поэтому уживался с определенным дополнением, обозначая всегда культуру чего: культуру духа, культуру разума и тому схожее. Позднее культуру стали осознавать как «человечность», что выделяет человека из природы, варварского состояния. Культура стала степени, что отличает римлянина от варвара, цивилизованного человека от дикаря, естественное от ненатурального (искусственного).

Невзирая на обилие определений культуры, в их можно выделить синтезируя ядро, объединяющее разные точки зрения. Таким ядром выступает слово «культура»( лат. cultura - возделывание, выкармливание, уход). Первоначальное это касалось земледельческого труда. В переносном смысле культура - это уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и возможностей человека; соответственно существует культура тела, души и духовная культура (в этом смысле Цицерон гласит уже о лат. cultura animi ) - культуру души.

Как следует, культура - есть совокупа вещественных и духовных ценностей, которые отражают активную творческую деятельность людей в освоении мира, в процессе исторического развития общества.

Специфичность культуры как высококачественной свойства духовно-практического освоения человеком мира (наружного и собственного, внутреннего) отражается в том, что она (культура) свидетельствует, в какой мере человек стал себе и других человеком, как он чувствует и понимает себя такой. Культура соответственно, в таковой же мере, как и труд, делает человека человеком. Но если труд - это единственная соц субстанция, которая делает человека и развивает ее сущностные силы, то культура является единственной социальной мере, показывая, в какой мере человек стал человеком. Другими словами, культура есть высококачественная черта развития общества.

Южноамериканский философ Мэмфорд считал, что культурная работа была для развития человека важнее чем физический труд. Важнее, чем возделывание земли, было создание тотемных столбов, молитвенно дощечек, ритуальных танцев и песен, выполнение обрядов, т.е. воплощение чисто человечьих действий, которые сформировывали душу человека.

Анализ сути культуры, ее места, роли в обществе позволяет выделить главные взаимосвязанные стороны, нюансы культуры:

  1. культура - рожденное обществом, присущее обществу соц явление, отражающее его доброкачественную характеристику и обогащает духовную жизнь человека;
  2. культура - процесс творческой деятельности человека, направленной на зание мира вокруг нас и самого человека в этом мире, на получение беспристрастной и достоверной инфы о мире, где главную роль играет наука и искусство;
  3. культура призвана посодействовать человеку не только лишь узнать мир и себя самого, да и найти свое место в мире, мировоззренческие установки ;
  4. культура содержит в себе суть достигнутых человеком в процессе освоения мира вещественных и духовных ценностей, также соответственных ценностных ориентаций человека в мире;
  5. культура, создавая нужные для ориентации человека в мире нормы поведения и оценки, обеспечивает регулирование соц отношений людей;
  6. культура выступает как мощнейший фактор формирования человечьих сущностных сил, формирования человека в человеке, перевоплощения ее природных увлечений, потребностей, чувств в истинные людские. Конкретно в этом состоит ее гуманистическое содержание.

Культурология сравнимо юная наука. Оформление ее как специфичной сферы гуманитарного познания добивается Нового времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вико, И. Гердера и Г. Гегеля.

Большая часть культурологов сходятся на том, что в развитии культурологии можно выделить несколько главных теоретических концепций либо парадигм как более либо наименее отрефлексованих теоретических и методических положений, на которые опираются культурологические исследования.

Reklama