Reklama

Судьба человека | Адаптивность человека | Инстинкты человека

Судьба человека почти во всем определяется уровнем его адаптивности - прирожденной и полученной возможности к приспособлению ко всему обилию жизни при всех критериях. Есть высоко- средне- и низкоадаптивные люди. Прирожденные базы адаптивности - это инстинкты, характер, конституция тела, эмоции, прирожденные задатки ума и возможностей, наружные данные и физическое состояние организма. Уровень адаптивности увеличивается либо снижается под воздействием воспитания, обучения, критерий и стиля жизни.

Адаптированность - уровень фактического приспособления человека, уровень его общественного статуса и самоощущения - удовлетворенности либо неудовлетворенности собой и собственной жизнью. Человек может быть гармоничен и приспособлен или дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация - всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в 3-х формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения).

Адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными прирожденными особенностями его натуры. Первой составляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Согласно концепции Гарбузова В.И., можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, преобладания, свободы и сохранения плюсы. Инстинкты группируются в диады: диада А содержит в себе инстинкты самосохранения и продолжения рода, и она - базисная, обеспечивающая физическое выживание особи и вида. Диада Б содержит в себе исследовательский инстинкт и инстинкт свободы, она обеспечивает первичную специализацию человека. И в конце концов, диада В включает в себя инстинкты преобладания и сохранения плюсы и обеспечивает самоутверждение, самосохранение человека в психосоциальном нюансе. Все совместно эти три диады в самом общем виде обеспечивают адаптацию человека в реальной жизни. Инстинкт альтруизма социализирует згоцентрическую суть всех других инстинктов. Инстинкт альтруизма социализирует эгоцентрическую суть всех других инстинктов.

Обычно в норме у человека один либо несколько инстинктов доминируют, другие же выражены слабее, но всеполноценно оказывают влияние на личностные тенденции. Но, в силу определенных био и соц причин, преобладание 1-го либо нескольких инстинктов может быть чрезмерным до патологии, а звучание других возможно окажется подавленным прямо до атрофии, тогда и идет речь об инстинктопатиях. Инстинктопатии приводят к конфликтным межличностным отношениям меж людьми, их носителями и индивидумами с обычным преобладанием того либо другого инстинкта. Меж инстинктопатиями и психопатиями существует тесноватая связь: так, при истероидной психопатии имеет место
гипердоминирование инстинктов свободы, самосохранения и атрофия инстинктов альтруизма, продолжения рода.

Зависимо от преобладания того либо другого инстинкта вытекает первичная базовая типология особенности. И каждый человек принадлежит к одному из 7 типов: I - “эгофильному”, II - “генофильному” (от латин. genus - род), III - “альтруистическому”, IV “исследовательскому, V - “доминантному”, VI - “либертофильному” (от латин. libertas - свобода), VII -
“дигнитофильному” (от лат. dignitas - достоинство). Приведем короткие личностные свойства в рамках вышеприведенной типологии.

I - «Эгофильный тип». С ранешнего юношества у человека этого типа проявляется склонность к завышенной осторожности, ребенок не отпускает мама от себя ни на миг, опасается мглы, высоты, воды и т.п., нетерпим к боли (отказы от исцеления зубов; от посещения докторов и т.п.); на базе этого типа формируется личность с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к назойливым ужасам, фобиям либо истерическим реакциям. Это люди, для которых «безопасность и здоровье - превыше всего», а их кредо: «Жизнь одна и больше не будет». Эволюционная необходимость наличия данного типа состоит в том, что его носители, сохраняя себя, являются хранителями генофонда рода, племени. Для “эгофильного типа” свойственны последующие ведущие свойства: 1)эгоцентричность; 2)консерватизм; 3)готовность поступиться соц потребностями ради своей безопасности; 4)отрицание риска; 5) тревожность в отношении собственного здоровья и благополучия.

II - «Генофильный тип». Для него свойственна типичная разновидность эгоцентризма, когда “Я” замещается понятием “Мы” (под “Мы” предполагается семья) прямо до отрицания “Я”. Ценности, цели, актуальный план подчинены одному - интересам малышей, семьи. Уже в детстве интересы этого типа людей фиксированы на семье и таковой ребенок спокоен только тогда, когда отец и мама возвратились с работы, вся семья в сборе, все здоровы и у всех не плохое настроение, он обостренно ощущает разлад в семье, и в данном случае у него появляется депрессивная невротическая реакция с энурезом и т.п. Это люди, которые ценят “интересы семьи главнее всего”, а их кредо: “Мой дом - моя крепость”. Эволюционная необходимость наличия данного типа заключается в том, что его носители - хранители семьи, хранители генофонда рода, хранители жизни. “Генофильному типу” присущи ведущие свойства: 1)сверхлюбовь к своим детям; 2)семейственность; 3)сверхзабота о безопасности и здоровье собственных малышей; 4)тенденция к отрицанию собственного “Я” в пользу “Мы” (семьи); 5)сверхтревожность относительно грядущего собственных малышей.

III - «Альтруистический тип». Для людей этого типа харатерны доброта, эмпатия, заботливость к близким, в особенности к старым, способны дать другим последнее, даже необходимое ему самому. Они убеждены, что не может быть отлично всем, если плохо кому-то одному, а их кредо “Доброта выручит мир, доброта главнее всего”. И они эволюционно хранители доброты, мира, хранители жизни. Для “альтруистического типа” свойственны ведущие свойства: 1)доброта; 2)сопереживание, осознание людей; 3)бескорыст-ность в отношениях с людьми; 4)забота о слабеньких, нездоровых; 5) миролюбие.

IV - «Исследовательский тип». У людей этого типа с ранешнего юношества отмечается любознательность, рвение во всем добраться до сущности, склонность к творчеству. Сначала этих людей интересует все, но дальше все посильнее и посильнее захватывает какое-то одно страстное увлечение. Путники, изобретатели, ученые - лица этого типа. Их кредо - “Творчество и прогресс - главнее всего”. Эволюционная необходимость этого типа явна. “Исследовательскому типу” присущи: 1)склонность к исследовательской деятельности; 2)склонность к поиску нового, новшество в науке, искусстве и т.д.; 3)способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при возникновении новых, требующих риска, но увлекательных дел и задач; 4)устремленность к творчеству; 5)самоотверженность в реализации творческих устремлений.

V - “Доминантный тип”. С раннего детства наблюдается рвение к лидерству, умение организовать игру, поставить цель, проявить волю для ее заслуги, формируется личность, понимающая, чего она желает и как добиться хотимого, упрямая в достижении цели, готовая к обмысленному риску, умеющая разбираться в людях и повести их за собой. Кредо этого типа: “Дело и порядок превыше всего”; “Один - ничто, все - все”; “Будет отлично всем - будет отлично каждому”. Эволюционная необходимость наличия этого типа, рождающего фаворитов, организаторов, политиков в том, что они хранители интересов и чести всего рода. Для “доминантного типа” свойственны: 1)склонность к лидерству, к власти; 2)расположенность к решению сложных организационных задач; 3)ценность перспектив служебного роста над вещественными стимулами; 4)готовность к жесткой борьбе за лидерство, за 1-ое место; 5)ценность общего (интересов дела, коллектива) над личным (интересами 1-го человека).

VI - «Либертофильный тип». Уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против хоть какого ограничения его свободы вырастает совместно с ним. Для людей этого типа свойственны рвение к самостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, расположенность к риску, упрямству, негативизму, нетерпимости рутины, бюрократизма. Кредо таких людей “Свобода главнее всего!”. И они - хранители интересов и свободы каждого, особенности, они естественно ограничивают тенденции лиц “доминантного типа”. Они хранители свободы, а с этим - жизни. “Либертофильному типу” присущи: 1)склонность к протесту, бунтарству; 2)предраспо-ложенность к перемене мест (отрицание будничности); 3)рвение к независимости; 4) склонность к реформаторству, революционным преобразованиям; 5)нетерпимость к хоть каким формам ограничений, к цензуре, к угнетению “Я”.

VII - «Дигнитофидьный тип» (TM). Уже в ранешном детстве человек этого типа способен поймать иронию, издевку и полностью нетерпим к хоть какой форме унижения. Свойственна безоглядность, готовность поступиться всем в отстаивании собственных прав, неколебимая позиция “Честь главнее всего”. Инстинкт самосохранения у такового человека на последнем месте. Во имя чести и плюсы эти люди без колебания идут на Голгофу. Привязанность к семье выражается в форме сохранения родовой чести: “В нашем роду не было мерзавцев и трусов”. Эволюционная необходимость наличия такового типа состоит в том, что его носители - хранители чести и плюсы “Я”, личности, а с этим - жизни, достойной человека. Для “дигнитофильного типа” свойственны: 1)нетерпимость к хоть каким формам унижения; 2)готовность поступиться благополучием и соц статусом во имя собственного плюсы; 3)ценность чести и гордости над безопасностью; 4)бескомпромиссность и прямолинейность в отношениях с фаворитами; 5)нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.

Вместе с “незапятнанными” по доминирующему инстинкту типами наблюдаются и смешанные, когда смешиваются I и II типы, I и IV, I и V, I и VI, I и VII, II и III, II и V, II и VII, IV и V, IV и VII, V и VII. Тест по определению обозначенных типов приведен в приложении.
Таким макаром, можно выделить семь первичных профилей личности, а с этим - семь прирожденных решающих ориентаций, определяющих формирование планов, планов, стиля жизни, системы ценностей и тем осуществляется сам выбор судьбы. И вроде бы жизнь и воспитание ни подавляли доминирующий инстинкт, он продолжает повлиять через вытекающие из него фундаментальные установки. Более того, в случае угнетения доминирующего инстинкта он из неосознанной сферы еще посильнее оказывает влияние на выбор. Реконструкция подавленной либо искаженной натуры - база психотерапии и психосоматического оздоровления. Итак, инстинкты - фиксированная в генетическом коде программка приспособления, самосохранения продолжения рода, дела к для себя и к другим, включающая в себя личный стиль адаптации и первичную специализацию человека. Генетическая программка развития индивидума гармонична. Доминирующему инстинкту соответствуют определенный характер, конституция тела, лево- либо правополушарное преобладание, преимущественная выраженность того либо другого профиля ума.

Реализация доминирующего инстинкта в актуальном плане, стиле жизни, в профессии, в отношении к для себя и другим, а со всем этим и в выборе судьбы, приносит удовлетворенность, гармоничность, адаптированность, здоровье и долголетие. Волюнтаристское угнетение, игнорирование тенденций, вытекающих из доминирующего инстинкта, либо принужденный выбор пути вопреки ему приводят к неудовлетворенности, дисгармоничности, к дезадаптации и заболевания. В натуре человека выделяют:
1)доминирующий инстинкт;
2)характер;
3)конституция телосложения;
4)доминирующие
эмоции (личный стиль чувственного восприятия и реагирования;
5)половая принадлежность;
6)умственные возможности;
7)иерархия потребностей и ценностей, установок, определяющая актуальные цели - и все эти составляющие обусловливают определенную степень адаптированности человека к жизни, обусловливают его судьбу.

Reklama