Reklama

Предмет и задачи курса

Верховный Совет Эстонской ССР, основываясь на Декларации о суверенитете Эстонской ССР, входит в Президиум Верховного Совета СССР с предложением разработать Союзный договор и уполномочивает Президиум Верховного Совета Эстонской ССР представлять интересы республики при разработке текста договора. Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А. Рюйтелъ Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР В. Вахт

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 26 НОЯБРЯ 1988 Г. «О НЕСООТВЕТСТВИИ ЗАКОНА ЭСТОНСКОЙ ССР «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) ЭСТОНСКОЙ ССР» И ДЕКЛАРАЦИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР О СУВЕРЕНИТЕТЕ ЭСТОНСКОЙ ССР, ПРИНЯТЫХ 16 НОЯБРЯ 1988 ГОДА, КОНСТИТУЦИИ СССР И ЗАКОНАМ СССР»

На основании пункта 4 статьи 121 Конституции СССР, возложившей на Президиум Верховного Совета СССР контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствия конституций и законов союзных республик Конституции и законам СССР, Президиум Верховного Совета СССР рассмотрел Закон Эстонской ССР «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Эстонской ССР» и Декларацию Эстонской ССР о суверенитете Эстонской ССР и отмечает, что их предложения не соответствуют Конституции СССР и законам СССР.

1. Статья 5 Закона Эстонской ССР предусматривает регистрацию Президиумом Верховного Совета Эстонской ССР законов СССР в качестве предварительного условия их действия на территории республики, а также право Верховного Совета Эстонской ССР в определенных случаях приостанавливать или устанавливать пределы действия законодательных и иных нормативных актов СССР.

Согласно статье 74 Конституции СССР законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик. В соответствии с пунктом 4 статьи 73 Конституции СССР Союз ССР в лице его высших органов государственной власти и управления обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории СССР. Отсюда следует, что действие законов СССР не может быть приостановлено или ограничено союзной республикой и не нуждается в каком— либо подтверждении со стороны ее высших органов.

2. Статья 4 Закона Эстонской ССР провозглашает исключительную собственность Эстонской ССР на землю, ее недра, воды, леса и другие природные ресурсы, а так же собственность республики на «основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, государственные банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий и основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для выполнения задач Эстонской ССР»

Данное положение противоречит статье 11 Конституции СССР, предусматривающей, что такого рода объекты являются достоянием всего советского народа. Объявление их собственностью Эстонской ССР противоречит также пункту 7 статьи 73 Конституции СССР, который относит руководство объединениями и предприятиями союзного подчинения к ведению Союза ССР.

Статья 3 Закона Эстонской ССР устанавливает, что в экономическую систему республики входит частная собственность. Это положение не соответствует статьям 10 и 13 Конституции СССР, которые среди форм собственности в СССР частную собственность не предусматривают.

В статье 2 Закона Эстонской ССР говорится, что в Эстонской ССР «юридическим лицам обеспечивается судебная защита конституционных прав». В соответствии с Конституцией СССР и законами СССР защита интересов предприятий, организаций и других юридических лиц осуществляется как в судебном, так и в арбитражном порядке.

Декларация Верховного Совета Эстонской ССР о суверенитете Эстонской ССР устанавливает, что изменения и дополнения Конституции СССР вступают в силу на территории республики лишь после одобрения их Верховным Советом Эстонской ССР и внесения соответствующих изменений и дополнений в Конституцию Эстонской ССР. Это положение не соответствует статье 174 Конституции СССР, согласно которой порядок изменения Конституции СССР не предусматривает одобрения органами союзных республик вносимых в нее изменений.

В декларации Верховного Совета Эстонской ССР провозглашается верховенство законов Эстонской ССР на ее территории. Это положение не соответствует статье 75 Конституции СССР, согласно которой суверенитет СССР распространяется на всю его территорию, то есть и на территорию каждой республики, и статье 74 Конституции СССР, в соответствии с которой закон СССР имеет одинаковую силу на территории всех союзных республик.

В связи с изложенным, учитывая заключение комиссий законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР и руководствуясь статьями 74 и 76 Конституции СССР, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

Признать статьи 2, 3, 4, и 5 Закона Эстонской ССР от 16 ноября 1988 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Эстонской ССР» и абзацы третий и четвертый Декларации Верховного Совета Эстонской ССР о суверенитете Эстонской ССР от 16 ноября 1988 года недействующими.

Признать целесообразным в рамках следующего этапа политической реформы разработать на основе конституционных норм систему мер и государственно-правовых механизмов, имея, прежде всего, в виду воз— можности Совета Национальностей Верховного Совета СССР и создаваемого Комитета конституционного надзора СССР для обеспечения политических, социально-экономических интересов союзных республик, расширения и защиты их суверенных прав в Союзе ССР.

Поручить комиссиям законодательных предположений Совета Союза и Совета национальностей Верховного Совета СССР разработать с участием союзных республик соответствующие предложения и внести их на рассмотрение Президиума Верховного Совета СССР.

Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, № 48, с. 720.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СВЕТА СССР «ОБ ОБРАЗОВАНИИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ИЗ ДЕПУТАТОВ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ О РАЗГРАНИЧЕНИИ КОМПЕТЕНЦИИ СОЮЗА ССР И РЕСПУБЛИК» ОТ 28 ДЕКАБРЯ 1988 Г. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

В соответствии с поручением Верховного Совета СССР, содержащимся в Постановлении Верховного Совета СССР от 1 декабря 1988 года «О дальнейших шагах по осуществлению политической реформы в области государственного строительства», Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

Образовать рабочую группу из депутатов Верховного Совета СССР по подготовке предложений о разграничении компетенции Союза СССР и республик…

Ведомости Верховного Совета СССР, 1989, № 1, с. 5

ДЕКЛАРАЦИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЛИТОВСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ ЛИТВЫ»

Литовский народ веками жил здесь, на побережье Балтийского моря. В XIII веке он создал свое государство, столетиями защищал свою свободу и независимость. В 1918 году он возродил свою государственность, которая была признана многими государствами мира, а также подтверждена в 1920 году договором с Советской Россией, отказавшейся в этом договоре на все времена от притязаний на Литовское государство и его территорию. Несмотря на то что договор не денонсирован и до настоящего времени, однако в 1940 году на основании пакта и дополнительных тайных протоколов, принятых Германией и СССР в 1939 году, суверенное Литовское государство было насильственно и незаконно присоединено к Советскому Союзу, утратив тем самым политическую, экономическую и культурную самостоятельность. Правительство СССР и сегодня игнорирует стремление республики даже к экономической самостоятельности.

Верховный Совет Литовской ССР видит выход из существующего положения только в восстановлении государственного суверенитета, который уже сегодня находит свое выражение в стремлениях литовского народа, является неотъемлемым правом народов и может быть осуществлен лишь в условиях свободного самоопределения. Верховный Совет Литовской ССР провозглашает, что отныне в Литовской ССР, с принятием поправки к статье 70 Конституции Литовской ССР, имеют силу только принятые или ратифицированные Верховным Советом законы. В будущем отношения с СССР и другими государствами должны устанавливаться только на основе межгосударственных договоров. Эти чаяния людей Литвы не направлены против прав и законных интересов других народов.

Председатель Президиума Верховного Совета

Литовской ССР В. АСТРАУСКАС

Секретарь Президиума Верховного Совета

Литовской ССР Л.САБУТИС

Вильнюс, 26 мая 1989 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР «ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР» ОТ 9 ИЮНЯ 1989 г. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Съезд народных депутатов Союза Советских Социалистических Республик, выражая волю народа, принимает на себя всю полноту высшей государственной власти в стране.

Народ вверил депутатам свою судьбу, и нет более высокого долга, чем выполнить его наказ.

Перестройка вызвала большие надежды, но пока не принесла, особенно в экономической и социальной сферах, желаемых результатов. Некоторые проблемы даже обострились, усиливая социальную напряженность в обществе. Наметившиеся в производстве позитивные изменения сводятся на нет расстройством финансовой системы, разбалансированием рынка, нарастанием дефицита многих товаров и услуг.

Серьезные проблемы возникают и на пути политической реформы, демократизации общества.

Съезд единодушно высказывается за то, чтобы безотлагательно начать работу по подготовке новой Конституции — Основного Закона Союза ССР, создав с этой целью Конституционную комиссию. В новой Конституции следует воплотить принципы гуманного, демократического социализма, утвердить социально-экономические и политические основы построения Советского государства, его ленинское федеративное устройство, договорно-конституционную природу взаимоотношений между Союзом ССР и союзными республиками, развитие всех видов автономии, высокий статус Советов, неотъемлемые права человека, безопасность и правовую защищенность личности. Новая Конституция должна воплотить в себе такую социально-экономическую и государственную структуру, которая сделала бы невозможным возникновение культа личности,

Reklama