Reklama

Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности

В теории управленческого прогнозирования важную роль играет понятие плановых догадок. Это итог прогнозирования, но сразу и база, на которой разрабатывается система планов организации. Таким макаром, плановые догадки играют роль связывающего звена меж функциями прогнозирования и планирования.

Плановые догадки различаются по собственной ориентации: это догадки будущих возможных характеристик наружной среды и вероятных в дальнейшем результатов собственного функционирования. Отчасти совпадает с этим различием, но в целом отлично от него разделение плановых догадок на прогнозы состояния наружной и внутренней среды организации в целом.

Наружные плановые догадки делятся на три группы:

  1. догадки относительно общего окружения (предсказуемые экономические, технологические, политические,
    социальные и этнические условия);
  2. догадки относительно состояния рынка продукции (спрос, услуги, конкурентность);
  3. догадки относительно состояния рынка причин
    производства.

Внутренние плановые догадки касаются объема финансовложений, завлеченных инвестиций, конфигурации применяемых технологий и средств труда, оргструктуры управления и др.

Наружные и внутренние плановые догадки бывают количественными и высококачественными. Пример количественных догадок — ожидаемый объем продаж (в процентах от текущего уровня), высококачественных — ожидаемый фуррор какого-нибудь вида продукции. Есть также комбинированные плановые догадки (количественно-качественные).

Различаются плановые догадки по степени подконтрольности организации:

  1. неконтролируемые, но отлично предсказуемые догадки — динамика роста численности населения, налоговая
    политика и пр.;
  2. контролируемые догадки — выход на новые рынки, интенсификация исследований;
  3. отчасти контролируемые — уровень текучести кадров.

Плановые догадки разделяются по параметру
степени определенности на детерминистские (относительно гарантированные) и стохастические (вероятностные).

В практике управления различают первичные и вторичные плановые догадки. Первичные догадки (прогнозы) носят общий нрав, но потом они употребляются как материал для последующего шага прогнозирования. Потому они являются и плодами прогнозирования, и его предпосылками. Исходные прогнозы в процессе этого процесса конкретизируются. Дальше следует разработка еще больше детализированных («третичных») плановых догадок. Переход от общих догадок к более определенным, их поочередная смена во времени является основой содержания процесса прогнозирования. Этот процесс несет сразу черты иерархической организации, потому что плановые догадки разных шагов выступают и различными уровнями конкретизации осуществляемых прогнозов.

Есть и другие систематизации и типы прогнозов. Это — плановые догадки как итог личных усилий управляющего и совместной деятельности отдельной группы в составе организации (советники, специалисты по прогнозированию).

Различают также длительные, среднесрочные и короткосрочные плановые догадки, используя аспект временной перспективы прогнозирования.

Функция прогнозирования в целом комплексна и многоаспектна, она включена во все этапы и задачки управления. В теории управления существует еще одна систематизация типов процессов управления, более общая, основанная на содержательном аспекты. Это 5 типов прогнозирования:

  • экономическое прогнозирование — пророчество общего состояния экономики либо определенной организации;
  • технологическое прогнозирование — пророчество разработки новых технологий; когда это может произойти и какими могут быть экономические последствия;
  • прогнозирование сбыта — связано с неуввязками реализации продукции организации, это основополагающий тип прогнозирования для деятельности хоть какой организации;
  • прогнозирование развития конкуренции — догадки о вероятных конфигурациях стратегии и стратегии соперников;
  • соц прогнозирование — пророчество конфигураций состояния общества в целом и в соц установках людей.

Прогнозирование является спец областью, достигшей высочайшего уровня развития. В ней разработаны особенные способы, включающие в себя три главные группы: «неформальные», количественные и высококачественные способы прогнозирования. Способы 2-ух последних групп более развиты. Количественные способы прогнозирования - это способы «анализа временных рядов» (АВР) и каузального (причинно-следственного) моделирования (КМ). Способ АВР основан на том, что выявляются тенденции прошедшего и дальше они продлеваются на будущее. КМ — прогнозирование средством анализа статистических зависимостей меж предсказуемым фактором и другими переменными. Высококачественных способов больше, но они наименее точны. Это — способы «жюри», «совокупного представления сбытовиков», «ожидания потребителя» и др.

В ближайшее время в связи с развитием компьютерной техники возросла роль полисценарного (многовариативного) прогнозирования. Несколько других систем плановых догадок создаются параллельно. Отдельное догадки снутри каждой из их согласуются по содержанию и хронологии развертывания; это — сценарии (scripts), основанные на категории контролируемых плановых догадок. В итоге сравнения определяется более приемлемый сценарий. Есть три главных вида сценариев:

  • жизнеутверждающий — экономические и социальные перспективы будут благоприятны;
  • реалистический — экономические и социальные перспективы останутся на прежнем месте;
  • пессимистический — экономические и социальные перспективы будут неблагоприятны.

Поливариантный (скриптовый) подход помогает отчасти разрешить основную задачку прогнозирования — рационального сочетания жесткости прогнозов с их нужной гибкостью, изменяемостью под воздействием причин наружной среды.

Функция прогнозирования просит от управляющего мобилизации всех его умственных и психических способностей.

Так же как и у функции целеполагания, у функции прогнозирования имеется прямой аналог в структуре психики человека. Это — психологический процесс прогнозирования, характеризующийся особыми психическими понятиями: опережающее отражение, вероятностное прогнозирование, предугадывание событий (антиципация). Потому он является психической основой для реализации функции прогнозирования в деятельности управляющего.

Reklama