Reklama

Комплекс неполноценности | Личностный рост

Термин «комплекс неполноценности» ввел психолог А. Адлер. Он считал, что все малыши испытывают чувство неполноценности, являющееся неминуемым следствием их физических размеров и недочета сил и способностей. Сильное чувство неполноценности, либо “комплекс неполноценности”, может затруднить положительный рост и развитие. Но умеренное чувство неполноценности вдохновляет малыша расти, “стать таким же сильным либо даже посильнее других”, стремиться к совершенствованию, к приемуществу, к развитию собственных возможностей. “Рвение к совершенствованию является прирожденным в ытом смысле, что это часть жизни,
рвение, без которого жизнь была бы невообразимой”. Цель приемущества может быть как положительной, так и негативной. Если она включает публичные интересы и заинтригованность в благополучии других, - она развивается в конструктивном и здоровом направлении. (Она воспринимает форму рвения к росту, к развитию умений и возможностей, к работе ради более совершенного метода жизни.) Но некие люди - пытаются достигнуть приемущества средством господства над другими, а не становясь более полезными другим. По Адлеру, борьба за личное приемущество, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и злости) - это: невротическое извращение, итог сильного чувства неполноценности и отсутствия общественного энтузиазма. Оно не может принести признания и ублажения личности, которая отыскивает его таким образом. Рвение к приемуществу коренится в эволюционном процессе неизменного приспособления к окружающему, когда каждый организм должен развиваться в направлении более действенной адаптации к миру, к более совершенным отношениям с окружающим, чтоб выжить, в неприятном случае, организм может пропасть. “Цель овладения средой более совершенным методом, которую можно именовать рвением к совершенствованию, охарактеризовывает также развитие человека”. Каждый человек производит свою актуальную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование актуальных целей начинается в - детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и слабости в мире взрослых. Актуальные цели в целом служат защитой против чувства бессилия, мостом меж неудовлетворяющим реальным и броским, совершенным; будущим. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически гиперболизированными, если чувство неполноценности слишком очень. Актуальные цели обеспечивают направление и задачки для деятельности человека. К примеру, человек, который стремится к приемуществу личной власти, разовьет определенные черты нрава, нужные для заслуги этой цели - амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер показывает, что эти черты нрава не являются прирожденными, первичными, это “вторичные причины, навязываемые потаенной целью человека”.

Актуальный стиль - это уникальный метод, избранный каждым человеком для следования собственной актуальной цели, это встроенный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообщем. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психические и чувственные трудности не могут рассматриваться изолированно, - они включены в общий образ жизни. Как часть собственного актуального стиля каждый человек делает свое представление о для себя и мире. Адлер именует это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то считает, что кольцо веревки в углу - это змея, его ужас может быть настолько же сильным, как если б змея вправду там была). Человек избирательно конвертирует и интерпретирует собственный опыт, интенсивно выискивает одни переживания и избегает других, создавая персональную схему апперцепции и формируя разные паттерны по отношению к миру. Адлер подчеркивает, что люди не немощные пешки в руках наружных сил. Человек сформировывает свою личность. “Каждый индивид представляет единство личности и личного формирования этой личности. Индивид - и картина, и живописец. Он - живописец собственной
своей личности”.

Адлер считал, что только средством сотрудничества с другими, стараясь внести собственный вклад в общее дело, человек может преодолеть чувство неполноценности. Он писал, что люди, внесшие более ценные вклады в развитие населения земли, были всегда общественно нацелены. С другой стороны, недочет сотрудничества с людьми и возникающее в итоге чувство неадекватности являются корнем всех невротических стилей жизни. Адлер считал: “Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Все неудачники - продукты неверной подготовки в области публичного чувства. Они все неспособные к сотрудничеству одинокие существа, которые в большей либо наименьшей степени движутся обратно остальному миру”.
Психический рост - это сначала движение от центрированности на для себя и целей личного приемущества к задачкам конструктивного овладения средой и социально-полезного развития, сотрудничества с людьми. Конструктивное рвение к совершенству плюс сильное публичное чувство и кооперация, сотрудничество - главные черты здоровой личности. Адлер обрисовывает три ситуации юношества, которые могут породить изоляцию, недочет общественного энтузиазма и развитие некооперативного стиля жизни, основанного на нереалистической цели личного приемущества. Такими ситуациями являются:
1)органическая неполноценность, нередкие заболевания и слабость малыша могут привести к тому, что ребенок отрешается от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и неспособности удачно соревноваться с другими детками. Адлер показывает, но, что малыши, которые преодолевают свои трудности, могут “сверхкомпенсировать” начальные беспомощности и развить свои возможности в необыкновенной степени;
2)балованные малыши также имеют трудности в развитии чувства общественного энтузиазма и кооперации. Им не хватает убежденности в собственных силах, так как другие всегда делали все за их. Заместо того чтоб кооперироваться с другими, они начинают выдвигать однобокие требования к друзьям и семье. Соц энтузиазм у их очень слаб. Адлер нашел, что балованные малыши, как правило, испытывают не достаточно подлинных эмоций по отношению к родителям, которыми они так отлично манипулируют;
3)отверженность - 3-я ситуация, которая может очень замедлить развитие малыша. Нежеланный или отвергнутый ребенок никогда не знал любви и кооперации в доме, потому ему очень тяжело развить внутри себя эти свойства. Такие малыши не убеждены в собственной возможности быть полезными и получить почтение и любовь окружающих, они могут стать прохладными и ожесточенными. Адлер отмечал: “Изучая биографии более значимых противников населения земли, оказывается на виду одна общая черта: со всеми с ними плохо обращались в детстве.

Таким макаром, у их развилась беспощадность, зависть, враждебность: они не могут созидать других счастливыми”. Когда чувство неполноценности преобладает либо когда соц энтузиазм недостаточно развит, человек начинает стремиться к личному приемуществу, так как ему не хватает убежденности в собственной возможности работать, отлично и конструктивно работать совместно со всеми. Скопление фуррора, похвал, престижа становится более принципиальным, чем определенные заслуги. Такие люди не приносят обществу ничего реально ценного, они фиксируются на для себя, что безизбежно ведет их к поражению”. Они отвернулись от реальных заморочек жизни и занялись войной с тенями, чтоб убедить себя в собственной силе”.

Чтоб помочь человеку преодолеть очевидный либо замаскированный “комплекс неполноценности (в стремлении к личному приемуществу, власти замаскирован), принципиально:
1)осознать специфичный образ жизни человека;
2)посодействовать человеку осознать себя;
3) усилить соц энтузиазм.

Для осознания актуального стиля, который образует связное целое, Адлер просил человека поведать самые ранешние мемуары либо более выдающиеся действия его юношества. “Не бывает случайных мемуаров. Память человека выбирает только те, которые, как он - пусть смутно - чувствует, имеют отношение к его сегодняшней ситуации”. Адлер считал, что основная неувязка большинства людей состоит в их неверной схеме апперцепции, определяемой недосягаемой и нереалистичной целью приемущества над всеми другими. Принципиально, чтоб человек сумел осознать собственный актуальный стиль, сообразил себя - означает научился созидать ошибки, которые он делает в ежедневных актуальных ситуациях, научился осознавать последствия собственного поведения. Так как забота о для себя заместо заботы о других лежит в большинстве психических заморочек, Адлер считал, что принципиально равномерно увести человека от исключительного энтузиазма к для себя, перевести его на конструктивную работу с другими в качестве важного члена общества.

Адлер делал это так: “Я говорю клиентам: “Вы сможете излечиться за две недели, если будете следовать предписанию: попробуйте каждый денек мыслить, как вы сможете сделать кому-нибудь приятное, не откажите ни одной разумной просьбе, с которой к вам обратятся, даже если это востребует издержки некого количества вашего времени, энергии либо даже средств”. Проанализируйте свои актуальные цели, уделив этому 15 минут. Возьмите 4 листа бумаги и ручку. На одном листе напишите: “Каковы мои актуальные цели?” В течение 2-ух минут ответьте на этот вопрос, записывайте все, что вам приходит в голову, - это могут быть личные, семейные, проф, публичные, духовные цели и т.д. Дайте для себя еще 2 минутки, чтоб просмотреть перечень, дополнить либо поправить что-то. Потом возьмите 2-ой лист и напишите сверху: “Вроде бы я желал провести наиблежайшие три года?” издержите 2 минутки на ответ, и еще 2 минутки для проверки и дополнения перечня. На 3-ем листе напишите: “Если бы я вызнал, что мне осталось жить 6 месяцев с нынешнего числа, то вроде бы я их прожил?” Цель этого вопроса - узнать, нет ли чего-нибудь, что принципиально вам, но чего вы не делаете и о чем даже не задумываетесь. Пишите 2 минутки и еще 2 минутки на просмотр. На четвертом листе напишите три цели, которые кажутся вам более необходимыми из всех ранее записанных. Сравните ваши листы, соотнесите отношение меж вашими целями и вашей повседневной деятельностью. Полезно повторять это упражнение каждые полгода, чтоб поглядеть, происходят ли какие-нибудь конфигурации”.

Разновидностью удачного поведения является уверенное поведение, которое проявляется как способность открыто гласить о эмоциях и требованиях, устанавливать контакты, начинать и оканчивать беседу, открыто выражать положительные и нехорошие чувства, уметь сказать “нет”. Напротив, неуверенное поведение обусловливает последующие причины: ужас критики, ужас сказать “нет” в ответ на требования, ужас контакта, ужас востребовать и настоять на собственном, чувство вины за уверенное поведение, чрезмерная конформность и осторожность. Важные свойства уверенного поведения: умение противостоять и штурмовать как прямое и добросовестное выражение собственного представления без оглядки на окружающих; чувственность речи: открытое, спонтанное и подлинное выражение в речи всех испытываемых эмоций; внедрение местоимения “Я” как выражение того факта, что человек отвечает за свои слова, берет на себя ответственность, не пробует спрятаться за неопределенными формулировками; принятие похвалы как отказ от самоунижения и недооценки собственных сил и свойств; импровизация как спонтанное выражение эмоций и потребностей, ежедневных хлопот. Уверенному человеку характерно принимать похвалу, критику, требования, в то же время он похвалу, критику, требования может произносить сам в адресок других людей.

Но уверенное поведение значительно отличается от брутального. К примеру, представьте, что друг “запамятовал” вернуть средства, которые он занял у вас. Брутальное поведение может выражаться последующими высказываниями: “Черт возьми, я знал, что для тебя нельзя доверять, когда ты обещал, что вернешь средства. Я желаю получить свои средства!” Неуверенность в поведении может выражаться высказываниями типа: “Я знаю, что надоедаю для тебя, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты возвратить мне средства в последнее время?” Уверенный ответ может быть таким: “Я считал, что мы условились, когда ты обещал возвратить мне
средства сейчас. Буду благодарен, если ты вернешь средства самое позже в пятницу”. (Уверенная звучная интонация голоса). Уверенное поведение формально реализуется через интонацию голоса, мимику, жестикуляцию, осанку тела, через контакт глаз, громкость голоса, внедрение местоимения “Я”, через соответствие тона голоса, позы, выражения лица произносимым словам. Советы по уверенному поведению:
1)если вы желаете в чем-либо отказать другому, скажите ему ясно и совершенно точно “нет”, растолкуйте, почему вы отказали, но не извиняйтесь очень длительно;
2)отвечайте без паузы - так стремительно, как это вообщем может быть;
3)настаивайте на том, чтоб с вами гласили честно и откровенно;
4)требуйте объяснить, почему вас требуют о чем-либо, чего вы не желаете делать;
5)смотрите на человека, с которым вы гласите. Смотрите за его невербальным поведением: есть ли какие-либо признаки неуверенности в
поведении напарника (руки около рта, бегающие глаза);
6)если вы злитесь, то дайте осознать, что это касается поведения напарника и не затрагивает его как личность;
7)если вы комментируете поведение другого, используйте речь от первого лица — местоимение “Я”: “Если ты ведешь себя таким макаром, то я чувствую себя так и так…” По способности предлагайте другие методы поведения, которые, по вашему воззрению, будут лучше вами восприняты;
8)хвалите тех (и себя в том числе), кому, по вашему воззрению, удалось вести себя уверенно (независимо от того, достигнута цель либо нет);
9) не упрекайте себя, если вы были неуверенны либо агрессивны. Попробуйте заместо этого узнать, в какой момент вы “соскользнули” с правильного пути и как вы сможете заместо этого поступить в схожих ситуациях в будущем. Брутальное поведение довольно тщательно изучали бихевиористы, они связывали злость и фрустрацию. Фрустрация - эмоциональное состояние человека, возникающее в случае возникновения неодолимых препятствий на пути к достижению хотимой цели, фрустрация - это невозможность ублажения потребности (“охото, но нельзя или нереально достигнуть”).

Неважно какая злость может быть понята как вызванная некий фрустрацией. Агрессия может быть ровная (браниться, драться и т.п.) или косвенная (издевка, критика), может быть конкретная (в текущее время) или отсроченная, может быть ориентирована на другого человека или злость на самого себя, аутоагрессия (винит себя, рыдает, прямо до самоубийства). Фрустрация и агрессия может появляться от общественного сопоставления (“мне дали меньше, чем другим”, “меня обожают меньше, чем других”). Фрустрации способны скапливаться, усиливая и закрепляя злость человека, или формируя комплекс неполноценности (это агрессия на себя самого) и в конечном счете злость выплескивается, обычно, не на виновника фрустрации (т.к. он посильнее вас, он может вас фрустрировать), а злость выплескивается на тех, кто “послабее” (хотя эти “слабенькие” практически не виноваты), или на тех “слабеньких”, кого на этот момент окрестили “противником”.

Злость - это одностороннее, подпитанное негативными эмоциями отражение действительности, приводящее к искажению, необъективности, неверности осознания реальности, к неадекватному поведению. Нередко анализ указывает, что злость преследовала какую-либо позитивную цель для человека, но избранный брутальный метод поведения является плохим, неадекватным, приводит к обострению конфликта и ухудшению ситуации. Чем более фрустрирована и невротична личность, тем почаще и острее осуществляется неадекватное брутальное поведение.

Reklama