Reklama

Атрибуция

Атрибуция (от лат. atributio ) - определение достоверности, подлинности художественного произведения, его создателя, места и времени сотворения на основании анализа стилистических и технологических особенностей.

Атрибуция - как научная ветвь и комплекс исследовательских работ - находится в состоянии становления и бурного развития. В особенности это касается аппаратных методик.

 

Разновидности атрибуций

Атрибуция икон

Принципиальным очевидцем государственного средневекового искусства является икона рядом с уникальными средневековыми сооружениями и археологическими находками.Атрибуция икон позволяет с известной мере способностей отнести произведение к определенной страны, государственной школы, городка либо мастерской. Обычно иконы не имеют подписей мастеров, не приветствовалось в средневековье, а это затрудняет атрибуцию.

  • «Богоматерь грузинская», Московия 16 в., Государственный музей Швеции, Стокгольм

  • «Распятие», Московия 16 в., Государственный музей Швеции, Стокгольм

  • «Апостол Петр», Московия 16 в.,Государственный музей Швеции, Стокгольм

  • «Георгий Победоносец», Московия 16 в.,Государственный музей Швеции, Стокгольм

Атрибуция литературного монумента

Неувязка атрибуции литературного монумента плотно сплетена с определением авторства, наличии рукописи либо копии, псевдонимних либо анонимных текстов, профессиональных переделок фаворитных произведений собственного времени. Так, много вопросов вызывает Письмо запорожских казаков турецкому султану, поэтому оригинал не сохранялись и есть несколько версий письма. Есть различные даты письма и в различных версиях не совпадает имя султана.

  • Исследование литературного монумента плотно сплетено с текстологией, а наличие рукописи - с исследованием образцов почерка.
  • Так, полной научной регистрации (музейной и архивной) оригиналов шевченкияны этого времени нет. А рукописи Шевченко рассеянные в научных книгохранилищах Петербурга, Москвы, Кракова, Женевы и др.. Как следует, есть основания как для новых открытий, так и для фальсификаций.

Атрибуция в европейском искусствоведении

Более удачный опыт накоплен в исследовательских работах евро искусства. В Европе с 16 века сложилась традиция жизнеописаний узнаваемых живописцев, которую поддержали

  • Джорджо Вазари в Италии
  • Карел ван Мандер а Нидерландах
  • Зандрарта в Германии
  • Якоб Штелин в Русской империи и т.д.

Томас Ровландсон. Аукцион Кристи в Лондоне, 1808 год.

 

Произведения европейских живописцев уже с 16 века нередко имели подпись создателя, что упрощало атрибуции. Помогают атрибуция и известные европейские архивы, и художественные учреждения. Традиция аукционных продаж картин содействовала появлению и распространению аукционных каталогов, где приводили описание сюжетов, деталей и размеров полотна, имени вероятного создателя.Известные произведения получают свою историю пребывания, время от времени достаточно длинноватую - провенанс, что упрощает Определение сюжетов и авторства.

Портрет Рануччо Фарнезе

 

Развитие искусствоведения и антикварной торговли в 19 в. шел рядом с скоплением познаний по государственной истории, из периодов творчества странствующих мастеров в различных странах от эры готики, Возрождения, барокко до эклектики, наличие копий, подделок под старину либо сознательных фальсификаций, сведений о центрах и мастеров схожих фальсификаций.

  • В итальянский период жизни Эль Греко охотно копировал произведения Тициана, кропотливо изучая его спектр, композиции. Посреди копий Эль Греко - такие шедевры портретного искусства Тициана, как «Портрет Раннучо Фарнезе » и «Портрет папы римского Павла III». Отсутствие подписей в портретах запутывала ситуацию, тем паче что и сам Тициан сделал более 2-ух версий портрета папы римского.

Потускневший с течением времени «Портрет Рануччо Фарнезе» продали в США. Его считали копией. Изучить полотно взялись в 1950 г.Реставрация выявила и авторские краски, и подпись Тициана, который ранее не замечали. Тогда (после провенансом, реставрации, аппаратных исследовательских работ) ситуаций с оригиналами и копиями прояснилась, с этого момента -

Портрет папы римского Павла III

 

  • «Портрет Рануччо Фарнезе», Вашингтон, Государственная галерея (оригинал, так как имеет подпись Тициана, авторские краски и т.п.)
  • «Портрет Рануччо Фарнезе», Берлин, Далем (копия Эль Греко).
  • «Портрет папы римского Павла III», музей Каподимонте, Неаполь, оригинал Тициана
  • «Портрет папы римского Павла III», Эрмитаж, авторская версия Тициана
  • «Портрет папы римского Павла III», личное собрание, Швейцария, (копия Эль Греко).

Чтоб предупредить неурядицу оригиналов с копиями в 20 в. распространили создание заранее полных каталогов произведений узнаваемых живописцев из вказикамы размеров, техники выполнения, года сотворения. Это достаточно тяжело при описания продуктивных мастеров ( Винсент ван Гог, Пикассо, Анри Матисс, Альбер Марке, Ренато Гуттузо ), но такие сборники сделаны и годы уточняются.

При копировании оригиналов, современный живописец - копиист должен делать копию в другом, чем оригинал, размере и без копирования подписи предшествующего мастера.

 

Дактилоскопия в атрибуции

Юдифь (Джорджоне).Реставрированный кусок картины.

 

В 1870-е годы в криминалистику вошел способ дактилоскопии. Способ идентификации людей по отпечаткам пальцев (в т.ч. по следам пальцев рук), основанный на уникальности рисунка кожи.Основанный на идеях британца Уильяма Гершеля, выдвинувшего в 1877 году догадку о неизменности папиллярного рисунка ладонных поверхностей кожи человека.

Дактилоскопия, как способ определения уникальных произведений живописцев прошедшего, которые воспользовались алкидными красками, пришла и в атрибуцию. Ведь так именуемые старенькые мастера доводили тонкие художественные эффекты на полотне при помощи собственных пальцев.Архивные поиски и сравнительный способ с старыми гравюрами при атрибуции картины Юдифь (Джорджоне) был успешно дополнен дактилоскопией. Ведь после расчистки этаж и снятых слоев мастиковок и лака - были найдены отпечатки пальцев Джорджоне. Пару раз дактилоскопия подтверждала оригинальность произведения самому Рембрандту либо, напротив, его качественным последователям.

 

Эпиграфика в атрибуции

Гобелен, точно датированный благодаря надписи 1470-1480 гг Исторический музей, Базель

 

Принципиальным дополнением к атрибуции стала эпиграфике - вспомогательная историческая и филологическая дисциплина, изучающая древнейшие надписи на всех узнаваемых материалах (камень, дерево, полоса из свинца, бронза, бумага, керамика, текстиль, живопись и т.д.). За эскизом букв, их нравом, соответствием местном диалекта, соответствием языковым реформам может быть довольно четкое определение региона создание документа, картины и временной просвет их появления. Ведь до сего времени не существует итальянского языка, в ее качестве выступает тосканский диалект, вместе с которым есть и венецианский, и римский, и сицилийский. Обилие местных языков - факт в Германии, во Франции, в Испании.

 

Исторические исследование

Якоб ван Рейсдал.«Штормовое море около мола», 1650 гг Кембел Арт Мьюзеум, Техас.

Николас Берхем «Зевс и нимфа Каллисто», 1656, собств. сборник.

Ян Стенок. « Одиночка запивоха »

 

Принципиальной составляющей атрибуции признали и исторические исследования. Очень полезными они были при исследовании картин голландской школы 17 века. Голландия 17 века пережила подлинный расцвет в разработке государственного изобразительного искусства. Голландские живописцы с ревностью наблюдали за творчеством коллег и по качеству их картин, интенсивно врубались в товорообиг. Поставщикам некачественно сделанных работ воспрещали продажу картин, а их - не брали в художественных гильдий. Продажей собственных и чужих картин не гнушались и известные художественные авторитеты. Неизменной была практика экспертиз партии картин, приходила на прододаж. К экспертиз завлекали как знатоков искусства, так и узнаваемых местных живописцев. С этого и началась история атрибуции голландских картин.

Живым мастерам было малость легче распознавать произведения коллег, так как они были бы знакомыми либо обладали произведениями коллег. По окончании экспертизы давали письменное свидетельство ( сертификат ).Известные специалисты середины 17 века - Рембрандт, Бартоломеус ван дер Гелст, Симон Люттихейс, Филипс Конинк, Ян Вермер, Виллем Калфа.Последний имел неплохую память и его завлекали к экспертиз еще в 30-летнем возрасте. Экспертные возможности Виллема Калфа ценили настолько высоко, что об этом извещала даже эпитафия на его надгробии.

Потомки были в более сложном положении, так как не знали живых мастеров прошедшего, а имели дела как с оригиналами, так и с продукцией мастерской (часть картин учеников и помощников глава мастерской «проходил» по поверхности и ставил собственной подписи - так делали Рембрандт,Антонис ван Дейк, ряд второстепенных мастеров и др.). Еще больше запутанной становилась неувязка с авторскими вариациями, профессиональными копиями других живописцев, подделками. Уже в конце 17 века в кабинетах приверженцев искусств появились альбомы - сборники гравюр с произведений узнаваемых живописцев. Они предоставляли возможность знакомства богачам-коллекционерам и профессионалам с спектром тем и количеством выдающихся произведений отдельных мастеров - Рубенса, Антониса ван Дейка, Рембрандта. Альбомы имели подразделения - Ветхий завет, натюрморт, портрет, бытовой жанр, мифологическая картина, пейзаж. Но совместно с тем скапливались некорректности, ошибки. Разумное и неразумное последовали новые издания, инвентарные описи, сборники аукционов. Значимая часть второстепенных либо даже высококлассных мастеров была позабыта, как будто не была, находилась в забвении. Это касалось художественной ситуации не только лишь в Голландии, да и в германских княжествах, в Испанской империи, во Франции, в Италии, в Русской империи.

Значимой достопримечательностью атрибуцийного опыта 18 века стал «Теоретический и практический трактат о познания, нужные приверженцам картин», сделал Франсуа Ксавье де Бюртен, не живописец, а собиратель и знаток живописи. Он отважился дать сравнительные свойства отдельных голландских и фламандских мастеров. Он отдал также целую главу, посвященную подписям мастеров, монограмма, отдал те, что отлично знал, также надписи на картинах либо на оборотной стороне. Бюртен даже отдал описания повторений, копий узнаваемых картин, гравюр с этих картин, что приблизило его методики с современными требованиями. Знатоки 19 века уже сами движутся в музеи либо личные картинные галереи, сами их изучают, ассоциируют, делают описания (Т. Торе, Г. Вааген). Конкретно Т. Торе переоткрыл и возвратил в историю искусств картины Яна Вермера с Дельфта.Г. Вааген приезжал и изучал картинные коллекции вельмож в Русской империи. Восхитительным знатоком картин Голландии был Дж. Смит. Он изучил и отдал описание 424 картин Якоба ван Рейсдаля, только 6 из их были ошибками.

Новый шаг в исследовании живописцев Голландии 17 века произошел на рубеже 19-20 веков. Начали печатать архивные документы, посреди первых - И. ван дер Виллиген «Харлемськи живописцы», 1870 г., А. Бредиус «Инвентари художников» 1915-1922 гг и др.. Ученые получили для исследования договоры меж мастерами и учениками, кантракты замов, свидетельства о деятельности и факты жизни отдельных живописцев, сотки «новых» (для ученых 20 века) живописцев голландской школы, которых запамятовали на века. Открытую часть имен невольно сравнили с армией живописцев, которых роспизналы ученые, еще не имея для исследовательских работ ни одной картины, которая принадлежала этой армии. Это был реальный научный прорыв в искусствоведении. Подготовительные итоги шага сделал Корнелис Хофстеде де Гроот, что обнародовал «Капитальный критичный каталог произведений узнаваемых голландских живописцев 17 в.” В 10 томах. До корифеев 17 в. совсем вошли Адриан Брауэр, Франс Галс, Ян Вермер, Карел Фабрициус, Ян ван дер Капелло, Арт ван дер Нер, Ян ван Гойен. Следуя четкие атрибуции Дж. Смита (подавший 300 картин Яна Стенка ), Хофстеде де Гроот знал уже 900. Корнелис Хофстеде де Гроот инициировал критичное исследование фактически всего репертуара голландских живописцев.

  • Ян Стенок. “Безудержный ухажер»

  • Питер Санредам.«Западный фасад церкви Св. Марии, Утрехт», 1662,Музей Тиссена-Борнемисса

  • Юдит Лейстер. “Парень флейтист»,Государственный музей Швеции, Стокгольм.

  • Адриан Брауэр.«Новолуние с большой шляпкой», 1630.

  • Карел Фабрициус.Автопортрет, 1645 г.,Музей Бойманс ван Бенингена, Роттердам

  • Ян ван Гойен. «Море у Харлема», 1656 г., Франкфурт

  • Арт ван дер Нер.«Пейзаж с ветряными мельницами». 1647-1649 гг, Эрмитаж

  • Ян ван Хейсум. «Цветы в корзине на мраморной столешнице»

  • Ян Викторс.«Жертвоприношение Авраама», 1642, Музей искусств, Тель-Авив

  • Виллем Клас Хеда.«Суета сует»

  • Абрахам ван Бейерен.«Натюрморт с рыбами»,Музей Франса Галс, Харлем.

  • Себастьян Боннекруа.«Суета сует», 1641 г., Страсбург

 

Reklama