Reklama

Способности и роли личности

Ценность личности определяется не только лишь тем, что она представляет собой в данный момент, да и заложенными в ней способностями предстоящего развития и совершенствования.

Всякая деятельность просит от человека обладания специфичными свойствами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень удачливости её выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности именуют возможностями личности, при этом выделяют только такие возможности, которые, во-1-х, имеют психическую природу, во-2-х, персонально варьируют. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, но, к фактически возможностям они не относятся: 1-ая из-за непсихологичности, 2-ая из-за общности.

О возможностях высказано сильно много противоречивых суждений, мы же попробуем разглядеть их место в структуре личности, также побеседуем о бытующих на нынешний денек легендах о их. О возможностях прогуливается, пожалуй, больше противоречащих друг дружке легенд, чем о всех других свойствах личности. Вот главные из их:
1) возможности заложены в человеке от рождения;
2) любые возможности можно сформировать;
3) люди вначале равны по своим возможностям.

Один преподаватель в довольно немолодом возрасте провел на для себя последующий опыт. У него стопроцентно отсутствовал музыкальный слух. И он начал равномерно, растрачивая на это сильно много времени и усилий, разучивать по частям многоголосные фуги Баха. И он достигнул фуррора и развил у себя очень неплохой музыкальный слух. Это гласит о том, что можно сформировать всякую деятельность, но большенными усилиями. Способность, по определению, это свойство личности, характеризующее удачливость ее в той либо другой деятельности и возможность выполнения этой деятельности без лишних усилий. Этот пример показывает то, что возможно обойтись без возможностей, даже в таковой сложной деятельности, но никак не то, что способность можно сформировывать. То, что преподаватель у себя сформировал - это все-же не способность.

Возможности – свойство личности, личные особенности людей, от которых зависит приобретение ими познаний, умений и способностей, также удачливость выполнения разных видов деятельности.

Подчеркивая связь возможностей с удачной деятельностью, следует ограничить круг индивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают действенный итог деятельности. Способных людей от неспособных отличает более резвое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Хотя снаружи возможности появляются в деятельности: в способностях, умениях и познаниях личности, но в то же время возможности и деятельность не тождественны друг дружке. Так, человек может быть отлично на техническом уровне подготовлен и образован, но не достаточно способен к какой-нибудь деятельности. Известны, к примеру, феноменальные счетчики - лица, которые с чрезвычайной быстротой создают в уме сложные вычисления, владея при всем этом очень средними математическими возможностями.

Возможности - только возможность определенного освоения познаний, умений и способностей, а станет ли она реальностью, находится в зависимости от разных критерий. Без соответственных критерий (особое обучение, творчески работающие преподаватели, возможность семьи и т. д.) возможности заглохнут, так и не развившись.

Но познания, умения и способности остаются наружными по отношению к возможностям только до того времени, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере её освоения личностью, возможности развиваются далее, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие.
В качестве примера приведем таковой узнаваемый случай: на экзамене в Академию художеств В. И. Сурикову было отказано в обучении, потому что, по воззрению экзаменаторов, у него стопроцентно отсутствовали возможности к изобразительной деятельности. Ошибка педагогов Академии заключалась в том, что они оценивали совсем не возможности, а только наличие определенных умений и способностей рисования. В предстоящем Суриков делом поправил эту ошибку, овладев в течение 3 месяцев подходящими умениями и способностями, в итоге чего те же преподаватели сочли его сейчас достойным зачисления в Академию.

Таким макаром, можно сказать, что возможности появляются не в самих познаниях, умениях и способностях, а в динамике их приобретения, в том, как стремительно и просто человек осваивает определенную деятельность. От возможностей зависит качество выполнения деятельности, её удачливость и уровень достижений, также то, как эта деятельность производится.

Рассматривая соотношение возможностей и деятельности, необходимо подчеркнуть, что если человек не совладевает с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это не значит полное отсутствие у него возможностей. Полностью возможно, что данному индивидуму будет нужно больше времени на усвоение познаний, умений и способностей, а его преподавателям пригодится приложить еще больше усилий для его обучения. Не считая того, возможности человека могут развиться через какое-то время либо проявиться в другом виде деятельности.

Не всякая деятельность развивает возможности личности. Рассматривая общую структуру жизнедеятельности человека, несложно увидеть существование видов деятельности, не развивающих, а напротив отвлекающих и даже тормозящих развитие его главных возможностей. К примеру, если человек, имеющий музыкальные либо изобразительные наклонности, обязан заниматься томным физическим трудом, то эта деятельность навряд ли будет развивать заложенные в нем возможности.

Производственные задания либо служебные обязанности далековато не исчерпывают творческих способностей и богатства актуальных устремлений человека.

Природа человечьих возможностей до сего времени вызывает довольно бурные споры посреди ученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю ещё от Платона, утверждает, что возможности на биологическом уровне обоснованы и их проявление полностью находится в зависимости от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может только изменять скорость их возникновения, но они всегда проявятся тем либо другим образом. В качестве подтверждения врожденности возможностей обычно указывают на факты личных различий, проявляющихся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, ещё не могло быть определяющим.

В пользу наследственности возможностей свидетельствуют имеющиеся бессчетные династии артистов, живописцев, моряков, докторов и т. д. Но, вероятнее всего, в большинстве случаев следует гласить не о био, а о социальной наследственности. Ребенок идет по стопам родителей не только лишь из-за наследной предопределенности, да и поэтому, что с юношества вызнал и полюбил их профессию.

Представители другой последней точки зрения считают, что особенности психики полностью определяются качеством воспитания и обучения. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда малыши самых отсталых и простых племен, получив соответственное обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Подтверждения представляют также факты массового развития неких особых возможностей в критериях определенных культур. Пример такового развития был найден в исследовании звуковысотного слуха.

Звуковысотный слух, либо восприятие высоты звука, составляет базу музыкального слуха. Исследуя эту способность при помощи специального способа, ученые нашли сильную недоразвитость её приблизительно у одной трети российских испытуемых. Как и следовало ждать, эти же лица оказались очень немузыкальны. Применение того же способа к испытуемым-вьетнамцам отдало обратные результаты: они все по показателям звукочастотного слуха оказались в группе наилучших. По другим тестам эти испытуемые нашли также 100 % музыкальности. Эти изумительные различия находят разъяснение в особенностях российского и вьетнамского языков: 1-ый относится к тембровым, 2-ой - к тональным языкам. В итоге все вьетнамцы, овладевая в ранешном детстве родной речью, сразу развивают музыкальный слух, чего не происходит с русскими либо европейскими детками. Пример этот назидателен, потому что указывает базовый вклад критерий среды и упражнений в формирование таковой “традиционной” возможности, какой всегда числился музыкальный слух.

Конечным выводом этой концепции явилось положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые возможности. Но актуальные наблюдения и особые исследования свидетельствуют, что нельзя опровергать природных предпосылок возможностей. Не признавая врожденности возможностей, психология не опровергает врожденность особенностей строения мозга, которые возможно окажутся критериями удачного выполнения определенной деятельности. Эти прирожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов эмоций и движения, составляющие природную базу развития возможностей, именуют задатками.

Задатки – био база возможностей. Выделяют два вида задатков: прирожденные (либо природные) и обретенные (либо социальные). Каждый человек от рождения наделен определенными задатками. Но главное тут то, что задатки неспецифичны по отношению к возможностям, другими словами на базе задатков нельзя предсказать, какие конкретно возможности разовьются, сформируются на их базе. Задатки носят еще более общий нрав. На базе одних и тех же задатков могут сформироваться совсем различные возможности, а могут и сразу несколько возможностей либо же ничего.

Главным моментом тут является практика обучения, реальное вхождение в подобающую деятельность, в какой и развиваются надлежащие возможности. Практика обучения может восполнить не самые подходящие задатки и возможности и может привести к успеху за счет формирования личного стиля, другими словами таковой персональной организации этой деятельности, при которой бы использовались в наибольшей степени сильные стороны человека и напротив, компенсировались его слабенькие стороны.

Возьмем игру в баскетбол. Есть определенные задатки, благоприятствующие этому, и самый простый из их - высочайший рост. На основании этих задатков делается отбор, и люди с этими задатками имеют больший шанс достигнуть фуррора в данной деятельности. Но люди, не имеющие этих задатков, могут восполнить это за счет другого построения деятельности – либо за счет развития прыгучести, либо за счет развития подвижности и т. д. Другими словами неважно какая деятельность многовариантна и открывает путь для рационального использования личных особенностей через развитие личного стиля.

На самом деле дела природные различия меж людьми являются различиями не в готовых возможностях, а конкретно в задатках. Потому что задатки являются только предпосылкой развития возможностей, то меж одним и другим лежит весь путь становления личности.

Общие возможности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении познаниями в разных видах деятельности, часто именуют даровитостью. Даровитость может проявляться в разных сферах деятельности: умственной, учебной, творческой, художественной, в сфере общения. Даровитых людей отличает, сначала, бдительность, собранность, неизменная готовность к деятельности; им характерна напористость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, также ум, превосходящий средний уровень.

Заниматься деятельностью приходится не только лишь тем, кто имеет к ней возможности, да и тем, кто их не имеет. Если человек обязан продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно либо неосознанно будет восполнить недочет возможностей, делая упор на сильные стороны собственной личности. Компенсация может осуществляться через приобретаемые познания либо умения, или через формирование типического стиля деятельности, или через другую более развитую способность. Возможность широкой компенсации одних параметров другими ведет к тому, что относительная слабость какой-либо одной возможности совсем не исключает способности удачного выполнения деятельности, более тесновато связанной с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких границах возмещена другими, высокоразвитыми у этого человека.
Отдельные возможности не могут существовать сами по для себя и независимо друг от друга. Любая способность меняется, приобретает отменно другой нрав в зависимости от степени развития других возможностей. Высококачественная черта возможностей подразумевает выявление различий меж людьми в разных областях деятельности. Также можно отметить, что любая способность имеет различную силу, уровень, другими словами имеет количественную характеристику, показывающую, в какой мере развиты они у данного человека по сопоставлению с другими людьми.

Количественная черта возможностей – нужная процедура при решении широкого круга заморочек. Так, уже в школьной практике имеется настоятельная потребность ранжирования малышей по возможностям, в согласовании с которыми используются различные типы обучения: выявления задержек интеллектуального развития, с одной стороны, и даровитости, с другой; учебные и проф консультации, отбор в спец и проф школы и пр. Все это просит определения количественных характеристик выраженности той либо другой возможности и сопоставления их меж собой.

В качестве измерения возможностей употребляются разные испытания. Основной недочет хоть какого теста, в том числе и на определение уровня возможностей, состоит в том, что получаемая информация свидетельствует только об уровне подготовки, о развитии мастерски принципиальных свойств, об отношении к обследованию и т. д. Хотя эти характеристики и являются с определенной степенью вероятности основанием для прогнозирования фуррора в деятельности, суть возможности все-же остается невыясненной.

Возможности могут различаться не только лишь по собственной направленности, по высококачественным и количественным чертам, да и по собственному уровню и масштабу.

Мастерство, другими словами совершенство в определенном виде деятельности, просит огромного и напряженного труда. Мастерство в большой степени связано с производительной деятельностью. Мастерство в хоть какой профессии подразумевает психическую готовность к творческим решениям возникающих заморочек. Уровень мастерства в процессе деятельности меняется, развивается структура возможностей человека, формируется его личность.

Под талантливостью понимают высочайший уровень развития особых возможностей. Так же как и возможности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность профессионального человека отличается принципной новизной, оригинальностью подхода. Просыпание талантов общественно обосновано. То, какие дарования получат более подходящие условия для настоящего развития, находится в зависимости от потребностей эры и особенностей определенных задач, которые стоят перед данным социумом.

Высший уровень развития возможностей именуют гениальностью. О гениальности молвят, когда творческие заслуги человека составляют эру в жизни общества, в развитии культуры. Высочайший уровень даровитости, который охарактеризовывает гения, безизбежно связан с незаурядностью в разных областях деятельности.

Формирование и развитие возможностей человека нереально без овладения им продуктами людской культуры, без усвоения возможностей многих поколений. Овладение достижениями публичного развития совершается через других людей.

Развитие возможностей определяется не столько продуктами людской культуры, сколько деятельностью человека по их присвоению. Возможности человека развиваются в деятельности.

Классифицируя людские возможности, мы можем выделить последующие из их:
- природные (либо естественные) - на биологическом уровне обусловленные в базе собственной (восприятие, память, мышление и т. д.);
- общие (интеллектуальные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и др.);
- особые (музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные и др.);
- теоретические и практические;
- учебные и творческие;
- возможности к общению, взаимодействию с людьми, предмет-нодеятельностные, предметно-познавательные (по другому их именуют социально-обусловленные возможности);
- возможности межличностного нрава (умение убеждать других, влиять на других, добиваться взаимопонимания и т. д.).

Патологическое понижение возможностей именуется олигофренией. Различают три главные ее степени: легкая (дебильность), средняя (имбецилъность) и глубочайшая (идиотия).

Необыкновенную остроту неувязка определения возможностей имеет в связи с выбором профессии. Исторически сложились 2 концепции профориентации. 1-ая – диагностическая – сводит выбор индивидумом профессии к определению его проф пригодности. Консультант с помощью тестов определяет возможности человека и методом сравнения их с требованиями делает заключение о его пригодности либо непригодности к данной профессии.

2-ая – воспитательная – концепция ориентирована на подготовку индивидума к проф жизни. Основное значение в ней придается исследованию развития личности в процессе овладения различными видами деятельности.

Рассматривая условия удачного развития возможностей в деятельности, можно выделить в качестве основного преждевременное начало. 1-ые толчки к развитию возможностей начинаются с очень ранешнего физического развития.

Принципиальным условием развития возможностей следует считать формирование напористости, умение очень натужиться в деле заслуги цели. Возможности развиваются тем успешнее, чем почаще в собственной деятельности человек добирается до максимума собственных способностей и равномерно поднимает этот потолок все выше и выше.

Неблагоприятные условия для развития возможностей могут быть различной природы. При высочайшей спонтанной активности малыша это может быть нехватка соответственных воспоминаний. При неблагоприятных общих критериях воспитания, к примеру при нередких психологических травмах, энергия малыша может тратиться на неконструктивные переживания. Излишнее принуждение может погасить спонтанную активность малыша и засушить способность.

 

Сейчас мы можем перейти к рассмотрению очередной принципиальной составляющей “наружной оболочки” личности – понятию и значению роли в психической структуре человека.

Роль - понятие, обозначающее поведение человека в определенной актуальной ситуации, соответственной занимаемому им положению.
От шекспировского сопоставления мира с театром до сотворения психической теории ролей прошло не одно столетие, но точностью этого сопоставления психологи не устают восторгаться. Отвечая на вопрос “кто я?”, люди очень нередко обрисовывают свои роли в устойчивых системах отношений с другими людьми: “мама”, “супруга”, “педагог”, “ученик” и т.д.. Соц роль как элемент структуры личности задается тем, что, попадая в определенную систему отношений с другими людьми в том либо ином качестве (педагога, супруги и т. п.), человек сталкивается с определенными требованиями, которые безизбежно и неизбежно предъявляются тому, кто попадает на это место, с системой ожиданий, что в определенной ситуации он будет себя вести спецефическим образом. Основой, на которой формируются эти роли, являются социальные нормы. Нередко молвят через запятую “нормы и ценности”. Основное различие заключается в том, что если ценности задают некие конечные цели, к которым нужно стремиться, но которых нельзя добиться, то нормы – это некие ограничители, задающие определенные установления, которым необходимо следовать и которые можно выполнить либо не выполнить.

Человек, обычно, является носителем ролей, связанных с нормами различных соц групп, к которым он принадлежит. Иногда эти нормы предъявляют к человеку взаимоисключающие ожидания, что порождает так именуемый ролевой конфликт. За примером далековато ходить не нужно. В нашем обществе, ну и не только лишь в нем, заполучил угрожающие размеры ролевой конфликт работающей дамы, разрывающейся меж обязательствами, которые накладывает на нее роль супруги и мамы, и ожиданиями, предъявляемыми к ней как к полноправному члену трудового коллектива.

Нужно различать два класса ролей: конвенциональные и неформальные. Конвенциональные роли - это шаблоны, которым должен следовать хоть какой человек, оказавшийся в данной ситуации: проф роли (учителя, торговца, милиционера), роли пассажира, покупателя, избирателя, роли семейные (отца, мамы, старшего брата и др.).

Неформальные роли – это тоже некие устойчивые шаблоны, связанные с ожиданием от человека определенного поведения, но они не являются общими для всех требованиями, они более вариативны, зависят от того, что за человек делает эту роль. К примеру, конвенциональная роль мамы может дополняться неформальными ролями рачительной мамы, работающей мамы и т. д., конвенциональная роль члена трудового коллектива – неформальными ролями фаворита, знатока, куклы, критика и т. д.

На самом деле, неформальная (либо индивидуальная) роль - это роль себя самого. К человеку предъявляют ожидания, что он будет вести себя так же, как вел и ранее в схожей ситуации. Если он будет вести себя по другому – пусть так, как полагается, так, как другие, но не так, как этого ожидают конкретно от него, возникнет дискомфорт в межличностных отношениях и, очень возможно, конфликты. В определенном смысле мы оказываемся рабами собственного вида, “распяты на виде себя самого”.

Очень нередко в соц группах существует довольно верно определенная структура и иерархия таких неформальных ролей. В особенности жесткой она является в криминальных обществах. Впитывая, осваивая, усваивая, приобретая в разговоре с другими представления о нормах, имеющихся в обществе, человек тем сформировывает внутри себя определенную систему ролей. В детских и взрослых играх эти роли осваиваются, отрабатываются и оттачиваются.

Человек на самом деле всю свою жизнь занимается освоением новых и новых ролей: поначалу он играет роль отпрыска либо дочери в собственной семье, потом роль юного неженатого человека либо юный девицы, позже роль супруга либо супруги и т. д. Каждую из ролей человек должен, во-1-х, освоить на техническом уровне, другими словами воспринять себе и завладеть ее содержанием - тем, что он должен делать в этом качестве, как себя вести, и, во-2-х, принять ее для себя. Другими словами существует сторона техно и сторона смысловая (отношение к своей роли). И в том, и в другом случае могут появляться трудности и внутренние коллизии. 1-ый обычный вариант - это неосвоение ролей, неосвоение определенной культуры поведения в той либо другой определенной социальной среде, социальной ситуации.

В старенькых романах нередко обыгрывались ситуации, когда провинциал либо человек из низших сословий не знает, как себя вести в так именуемом “солидном обществе”, ну и что с него взять? Обычно осмеянию подвергался как раз человек, не умевший играть соответствующюю роль. Но эту ситуацию можно и повернуть совершенно по-другому, как это было изготовлено в пользующемся популярностью в недалеком прошедшем кинофильме “Данди по прозвищу Крокодил”. 1-ая половина его построена конкретно по той схеме, которую мы только-только окрестили - простак в светском обществе, не понимающий “правила игры”, контактирующий с шофером и швейцаром в отеле как с хорошими товарищами и повергающий их этим в шок. Но конкретно его поведение и оказывается к концу кинофильма более обычным, а шофер и швейцар вправду становятся его хорошими товарищами, и мы внезапно лицезреем за ролевыми оболочками незаурядную личность каждого из их, личность, которой посодействовало выступить на фронтальный план конкретно нарушение ролевых “правил игры”.

2-ая обычная неувязка - это неувязка неприятия ролей. Человек может отлично знать и представлять для себя всю систему ожиданий, которые к нему предъявляются, но принципно не желать им следовать. В данном случае можно гласить о неролевом либо антиролевом поведении. При этом часто, в особенности в подростковом возрасте, человек не вожделеет следовать роли просто из принципа, чтоб самоутвердиться, чтоб показать, что он есть нечто большее, чем роль. Это очень острая потребность, которая существует у людей в этом возрасте; она является движущей силой многих, в том числе время от времени снаружи очень странноватых поведенческих проявлений.

Если направить внимание на тонкости внутреннего дела к своим ролям, то можно гласить о внутреннем принятии ролей, когда человек стопроцентно со собственной ролью соединяется и делает ее уже вроде бы автоматом, либо просто об “игрании” роли, когда человек ее просто изображает. “В первом случае роль завладевает личностью, а во 2-м личность завладевает ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки собственного поведения в разных ситуациях”. Возьмем для примера роль любящего жена. Человек может ее делать как нечто слитое с ним, а может вести себя точно так же, но просто по другому внутренне к этому относиться, как просто к игранию роли. Те, кто в годы массовых репрессий оказались в роли исполнителей этих репрессий, разделились на тех, кто стопроцентно соеденился с этой ролью (“роль завладела личностью”), тех, кто, в совершенстве владея ею, использовал ее для заслуги собственных карьерных либо других целей, и тех, кто старался по мере сил дистанцироваться от этой роли, отделить ее от собственной личности. Различие - во внутреннем отношении.

Но откуда берется и что такое это внутреннее отношение – не только лишь к своим ролям, чертам нрава и вообщем к для себя, да и ко всему, с чем мы сталкиваемся в жизни? Человек пристрастен. Даже в жизни самого безучастного и застегнутого на все пуговицы “человека в футляре” найдется много того, к чему он неравнодушен, что он воспринимает близко к сердечку, к чему он так либо по другому относится. Познание того, что человек любит, а что терпеть не может, к чему он относится серьезно, а к чему с пренебрежением, что для него принципиально, а что индифферентно, дает, пожалуй, больше всего в плане зания личности как себя самого, так и другого человека с ее содержательной стороны.

 

Reklama