Reklama

Группа и коллектив

Общение, взаимодействие людей происходит в различных группах. Под группой понимается совокупа частей, имеющих нечто общее.

Выделяют некоторое количество видов групп:
1)условные и реальные;
2)неизменные и временные;
3)огромные и малые.

Условные группы людей соединяются воединыжды по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться вместе.

Реальные группы людей, реально имеющиеся как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны меж собой беспристрастными отношениями. Реальные людские группы различаются по величине, наружной и внутренней организации, предназначению и публичному значению. Контактная группа соединяет воединыжды людей, имеющих общие цели и интересы в той либо другой области жизни и деятельности. Малая группа - это довольно устойчивое объединение людей, связанных обоюдными контактами.

Группы

Условные Реальные

Лабораторные Естественные

Большие Малые

Неорганизованные Организованные Становящиеся Коллективные

Малая группа - малочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в конкретном общении, содействуют появлению чувственных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. При большем количестве людей, группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы:

I - пространственное и временное соприсутствие (1) людей. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов (2), которые включают интерактивные, информационные, перцептивные нюансы общения и взаимодействия. Некие южноамериканские исследователи считают, что перцептивные нюансы - главное, т.к. они позволяют человеку принимать особенность всех других людей в группе (3) и исключительно в этом случае можно гласить о малой группе. Взаимодействие - активность каждого (4), это сразу стимул и реакция на всех других.

II - наличие неизменной цели совместной деятельности (5). Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-нибудь деятельности содействует в неком смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прототип результата и исходный момент совместной деятельности определяют динамику функционирования малой группы.

Можно выделить три рода целей:
1)ближние перспективы, цели, которые стремительно во времени реализуются и выражают потребности этой группы;
2)вторичные цели - более долгосрочны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия либо школы в целом);
3) далекие перспективы объединяют первичную группу с неуввязками функционирования общественного целого. Общественно-ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно весомым для каждого члена группы. Принципиальна не столько беспристрастная цель группы, сколько ее образ, т.е. как она воспринимается членами группы. Цели, свойства совместной деятельности цементируют группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.

III. Наличие в группе организующего начала (6). Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в фаворите, руководителе), а может и нет, но это не значит, что нет организующего начала. Просто в данном случае функция управления распределена меж членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический нрав (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, ежели другие, воспринимает на себя функции фаворита).

IV. Разделение и дифференциация индивидуальных ролей (разделение и кооперация труда, императивное разделение, т.е. активность членов группы не является однородной, они заносят собственный, различный вклад в совместную деятельность, играют различные роли).

V. Наличие чувственных отношений меж членами группы (8), которые оказывают влияние на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, сформировывают внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

VI. Выработка специфичной групповой культуры: нормы, правила, эталоны жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику. Эти нормы - важный признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно гласить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, невзирая на все различия членов группы. Отклонение от групповых эталонов, норм, обычно, позволяется только фавориту.

Группе присущи последующие общие закономерности:
1)группа безизбежно будет структурироваться;
2)группа развивается (прогресс или регресс, но динамические процессы в группе происходят;
3)флуктуация, изменение места человека в группе может происходить не один раз.

По психическим чертам различают:

1)группы членства;
2)референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности прототипом.
Референтные группы могут быть реальные либо воображаемые, положительные либо нехорошие, могут совпадать либо не совпадать с членством, но они делают функции: 1)общественного сопоставления, так как референтная группа - источник положительных и негативных образцов; 2)нормативную функцию, т.к. референтная группа - источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

По нраву и формам организации деятельности выделяют последующие группы:
Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) либо случаем организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольческим временным объединением людей на базе сходства интересов либо общности места).
Ассоциация - группа, в какой отношения опосредуются только личностно важными целями (группа друзей, компаньонов).

Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные дела носят деловой нрав, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении определенной задачки в определенном виде деятельности.
Компания - это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся выполнить свои групповые цели хоть какой ценой, в том числе и за счет других групп. Время от времени корпоративный дух может иметь место в трудовых либо учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфичными органами управления, объединенных целями совместной общественно - полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных отношений меж членами группы. Учебный коллектив имеет двоякую структуру: во-1-х, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий преподавателей, кураторов, которые определяют многие его особенности (виды и нрав деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.);
во-2-х, учебный коллектив - это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особенным социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий личного подхода.

Реальный сплоченный коллектив не появляется сходу, а формируется равномерно, проходя ряд шагов.

На первом организационном шаге группа учащихся университета, ССУЗ (средних особых учебных заведений) не представляет собой коллектив в полном смысле слова, так как она сотворена из поступающих в университет, ССУЗ учащихся различного актуального опыта, взглядов, различного дела к коллективной жизни. Устроителем жизни и деятельности учебной группы на этом шаге является преподаватель, он предъявляет требования к поведению и режиму деятельности учащихся. На этом организационном шаге управляющий должен пристально учить каждого члена группы, его нрав, особенности личности, выявляя на базе наблюдения и психического тестирования “индивидуально-психологическую карту” личности учащегося, равномерно выделяя тех, кто более чутко принимает интересы коллектива, является действующим активом. В целом 1-ый шаг характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения.
2-ой шаг развития коллектива наступает, когда выявлен действующий, а не формальный актив коллектива, т.е. выявлены устроители коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом практически у всех членов коллектива. Сейчас требования к коллективу выдвигает не только лишь преподаватель, да и актив коллектива.

Управляющий на втором этапе развития коллектива должен беспристрастно учить, рассматривать межличностные отношения членов коллектива способами социометрии, референтометрии, вовремя принимать конструктивные меры воздействия для корректировки положения членов группы с высочайшим и низким социометрическим статусом. Воспитание актива группы - важная задачка управляющего, направленная на развитие организаторских возможностей и устранение негативных явлений: зазнайства, тщеславия, “командирского тона” в поведении актива.

Познание структуры неформальных отношений, того, на чем они основываются, упрощает осознание внутригрупповой атмосферы и позволяет отыскивать более оптимальные пути воздействия на эффективность групповой работы. В этой связи огромное значение получают особые способы исследования, дозволяющие выявлять структуру межличностных отношений в группе, выделять ее фаворитов.

Способы психического исследования межличностных отношений.

Выделяют последующие способы:

1)социометрический;

2)референтометрический;

3)исследования мотивационного ядра межличностных выборов;

4)исследования сплоченности коллектива.

Положение человека в коллективе определяется не только лишь персональными особенностями нрава, личности самого человека, да и особенностями коллектива. В малосплоченном коллективе статус личности зависит почти во всем от уровня ее общительности. В сплоченных коллективах, в каких производится непростая совместная деятельность, статус личности в большей мере определяется ее деловыми и моральными свойствами, чем общительностью. Чем бы ни определялся статус человека в коллективе, он оказывает наисильнейшее воздействие на его поведение и самосознание.

Вовлечение членов коллектива в различные виды совместной деятельности (труд, учебу, спорт, отдых, путешествия и т.п.), постановка перед коллективом увлекательных и усложняющихся целей, задач, симпатичных для многих участников, установление дружественных и требовательных отношений, ответственной зависимости меж людьми - все это содействует укреплению и развитию коллектива на втором шаге.

Но на втором шаге развития коллектив еще не является в полном смысле сплоченной группой единомышленников, наблюдается значимая неоднородность взглядов. Свободный обмен воззрениями, дискуссии, внимание управляющего к настроению и воззрениям членов коллектива, демократический коллегиальный метод принятия решений и управления делает базу для сотворения сплоченного коллектива.

На 3-ем шаге развития коллектив добивается высочайшего уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу без помощи других решать различные задачки, перейти на уровень самоуправления. Отметим, что далековато не
каждый коллектив добивается этого высшего уровня развития.

Для высокоразвитого коллектива типично наличие сплоченности - как ценностно-ориентационного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, событиям, задачкам, идеям), более весомым для группы в целом. Индексом сплоченности служит частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы, в подходе к целям и задачкам совместной деятельности.
Для высокоразвитого сплоченного коллектива типично наличие положительного психического климата, благожелательного фона отношений, чувственного сопереживания, сострадания друг к другу. Наличие либо отсутствие этих свойств служит диагностическим признаком для различия просто группы людей и коллектива.

Всеохватывающим показателем отношений в коллективе является его социально-психологический климат совокупа отношений членов группы:
1)к условиям и нраву совместной деятельности;
2)к сотрудникам, членам коллектива;
3)к руководителю коллектива.

Reklama