Reklama

Деятельность и сознание личности

Психика человека коренным образом отличается от психики даже более высокоорганизованных животных. Она представляет собой сознание. Что все-таки касается тех моментов отражения, которые характерны и человеку и животному, то они у человека, составляя единство с сознанием, по существу носят подчиненный нрав. Даже рефлекторный акт у человека время от времени может выступить в качестве метода и типичного механизма воплощения сознательного деяния. У животных же таковой акт может войти в состав только более либо наименее сложного подсознательного деяния и “обслуживать” его.

Сознание – это единство всех психологических процессов, состояний и параметров человека как личности; оно представляет собой очень непростой процесс отражения беспристрастной реальности. Другими словами, давая определение сознанию, мы можем выделить, что это высший уровень психологического отражения человеком реальности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Сознание представляет собой единство всех форм зания человека и его дела к тому, что он отражает. Чувство, память, мышление, настроение, мечта, склонность, напористость, принципиальность и все другие психологические процессы, состояния и характеристики человека – это формы проявления его сознания.

Развитие всех психологических функций в их содействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения окружающего мира, в неком смысле его модели. Направляющее воздействие этой модели на поведение человека отражается им как сознание.

Беспристрастный мир, воздействуя на человека, отражается в его сознании – преобразуется в безупречное, а сознание как безупречное претворяется в деяния, в реальное.

Один из основополагающих принципов российскей психологии, принцип единства сознания и деятельности, заключается в утверждении их связи и взаимообусловленности: деятельность человека определяет формирование его сознания, а последнее, осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к наружному миру. Сознание сформировывает внутренний план деятельности, ее программку. Конкретно в сознании синтезируются динамические модели реальности, с помощью которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде.

Сознание определяет предварительное, мысленное, построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способностью отдавать для себя отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире. Внедрение сознания позволяет человеку в конце процесса труда получить итог, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, другими словами безупречный. В отличие от животных, человек не просто реализует заложенную видовым опытом программку поведения, определяемую чисто био потребностями, а производит свою программку методом выдвижения новых целей и задач.

Осознанная, целесообразная и случайная регуляция поведения человека вероятна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель окружающего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленное манипулирование, она позволяет сопоставлять текущее состояние с прошедшим и не только лишь намечать цели грядущего поведения, да и ясно их представлять. Так реализуется предусмотрительность – представление последствий поступков до их совершения – и осуществляется поэтапный контроль за приближением к цели методом минимизации различия меж реальным и хотимым положением вещей.

Достоинства внутренней модели перед необходимостью реально опробовать все намеченные деяния появляются и в том, что она допускает перенос обучения, другими словами правильное решение новейшей задачки в неведомой ранее сфере, где у человека нет опыта, если по неким аспектам новенькая задачка имеет схожие со старенькой черты. Таковой положительный перенос исключает необходимость скопления собственного практического опыта в каждой определенной области и тем улучшает адаптацию человека к среде. Но воззвание к мысленному тесту и к пророчествам на базе учета динамических процессов и модели может давать отличные результаты исключительно в том случае, если наружняя среда изменяется не очень стремительно: ведь неважно какая модель инерционна, и если наружняя среда очень изменчива, прогноз на модели может приводить к ошибкам.

Разумеется, что без роли памяти не могут формироваться и сохраняться представления, которые являются объектами манипулирования при предвосхищении результата грядущего поведения. Сам факт введения в память инфы о неком событии свидетельствует о его определенной значимости (по другому оно не попало бы в долговременную память), а присутствие там этой инфы безизбежно приводит к включению ее во всю систему сохранявшихся до нее схожих фактов, другими словами к перестройке последней. Таким макаром, воздействие памяти на сознание - интенсивно, ибо такая перестройка может порождать новые оценки событий и новые цели действий.

В текущее время выделяют в качестве главных последующие характеристики сознания: построение отношений, зание и переживание. Отсюда конкретно следует включение мышления и чувств в процессы понимания. Вправду, основная функция мышления – выявление беспристрастных отношений меж предметами и явлениями меж собой, а основная функция чувств - формирование личного дела человека к предметам, явлениям и людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как компанию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.

Личное отношение, данное человеку в чувствах, неразрывно связано с переживанием. Понятие переживания выражает особенный психологический нюанс сознания: он может быть более либо наименее выражен, но он всегда наличен в каждом реальном определенном психологическом явлении; он всегда дан во взаимоотношении и единстве с другим моментом – познанием, в особенности значимым для сознания.

Реально существуя в едином потоке сознания, образ и идея могут, окрашиваясь чувствами, становиться чувством и, как следует, переживаться. С. Л. Рубинштейн особо подчеркивал эту сторону сознания: “Понимание переживания - это всегда установление его беспристрастной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно ориентировано, к действиям, которыми оно может быть реализовано”.

По воззрению К. К. Платонова, переживание - на генном уровне более старая психологическая функция; зание, характерное в зачаточных формах и животным, получило у человека в связи с развитием речи словесное выражение и обусловило соц нюанс его развития; построение отношений присуще только человеку. В этом контексте принципиально выделить, что сознание развивается у человека исключительно в соц контактах.
Фактически все рассмотренные высшие психологические процессы заносят собственный вклад в специфику организации сознания. Более явна роль языка как орудия внутренней деятельности. Большая часть исследователей согласны в том, что понимание теснейшим образом связано с оречевлением. С возникновением языка у человека создаются доступные для управления личные образы беспристрастного мира, представления, которыми он может манипулировать даже в отсутствие приятных восприятий. Это и есть решающий вклад языка в механизмы сознания. Многие ученые отождествляли безотчетное с невербальным поведением, не закрепленным в словах. Они подразумевали, что безотчетны те воспоминания, которые накоплены без роли речи. 1-ый год жизни малыша, о котором он ничего не помнит, с этой позиции вроде бы исчезает из его памяти, так как он не записан в словах.

Некие исследователи допускают, что сознание как структура внутренней модели наружного мира на генном уровне задано и “запускается”, начинает работать при физических и соц контактах человека с его окружением. Более убедительной смотрится позиция А. Н. Леонтьева, который считает, что развитие сознания идет не по пути перехода наружной деятельности в предсуществующий внутренний план, а по пути формирования самого этого внутреннего плана. Сначало действие во внутреннем плане еще опирается на реальное действие в реальной ситуации, и только потом становится вероятным поистине мысленный опыт с видами либо представлениями. На ранешних шагах формирования сознание существует только в форме психологического вида, открывающего человеку окружающий его мир, деятельность его при всем этом остается практической, наружной. На более позднем шаге развития предметом сознания становится также и внутренняя деятельность. Равномерно сознание как образ, картина окружающего мира преобразуется в модель, в которой уже можно на уровне мыслей действовать. Сейчас сознание во всей полноте начинает управлять наружной практической деятельностью и кажется независящим от чувственно-практической сферы.

Венцом развития высших психологических функций является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать окружающий мир, но, выделив себя в этом мире, узнавать собственный внутренний мир, переживать его и спецефическим образом относиться к для себя. Как писал И. М. Сеченов, самосознание дает “человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, другими словами отделять все свое внутреннее от всего привходящего снаружи, рассматривать его и сопоставлять (ассоциировать) с наружным словом, учить акт собственного сознания”.

Самосознание по собственному существу имеет глубоко публичный нрав. Мерилом для человека в его отношении к для себя выступают, сначала, другие люди. Каждый новый соц контакт меняет представление человека о для себя, и равномерно у него формируется целая система таких представлений. Эта система взглядов становится все более содержательной по мере того как человек врубается во взаимодействие со все более различными группами. Оценки себя самого исходя из убеждений тех, с кем встречается человек дома, в школе, на работе, равномерно делают его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каковой человек по сути, сколько результатом представлений человека о для себя, сложившихся на базе общения с ним окружающих. Конкретно это породило известную зрительную аналогию: каждый человек находится в скрещении уникальной композиции соц сфер, частью каждой из которых он является.

Понимание себя в качестве некого устойчивого объекта подразумевает внутреннюю целостность, всепостоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при всем этом оставаться сама собой. Единство, целостность и независимость при восприятии собственного “Я”, другими словами узнавание себя при непрерывном изменении наружных критерий существования человека, которое приводит к неизменному преобразованию внутреннего мира, является верхушкой в борьбе за независимость человека от среды. Мы уже гласили об отдельных шагах этого пути, когда обсуждали границы константности вида, характеристики памяти и внимания, которые присваивают устойчивость нашим реакциям во времени, обеспечивая реализацию избирательности, направляемую внутренними потребностями человека при переменных воздействиях снаружи. Конкретно эти свойства психологических процессов составляют нужные условия развития самосознания.

Чувство человеком собственной единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени. Он обладает как мемуарами о прошедшем, так и надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Преемственность сознания, проявляющаяся в форме “Я”, определяется длительной памятью и, в свою очередь, определяет ее роль в структуре сознания. Только длительная память обеспечивает чувство непрерывности и преемственности, конкретно ее роль в процессах сознания и самосознания делает условия для чувства самотождественности личности, невзирая на конфигурации и наружных критерий и самой личности.
В онтогенезе самосознание развивается по мере усложнения соц связей малыша, значимым условием его появления является усвоение речи. На значение речи в зарождении самосознания указывал к тому же. М. Сеченов. Он отмечал, что восприятие окружающего мира повсевременно сопровождается нерасчленимыми “темными” девственными реакциями телесного происхождения. В связи с развитием речи появляется возможность расчленять сигналы, поступающие из наружной и внутренней среды, и присваивать им различные наименования. Тогда хоть какое возбуждение может быть “вырвано” из его естественной связи и удержано в памяти раздельно и изолированно от других, тем создаются условия для отделения возбуждений, идущих из наружной среды, от возбуждений, идущих со стороны внутренних органов. Таким макаром, у человека появляются предпосылки для выделения себя из окружающего мира.

Понимание детками собственного “Я” происходит равномерно. Ребенок сначала существует себе постольку, так как он выступает как объект для других людей.

Сначала ребенок понимает деяния других людей, потом через их – и собственные деяния; их понимание связано с подражанием, представлениями и звуковой речью.

1-ая стадия в развитии самосознания сопоставляется с переходом малыша от случайных действий к произвольным целенаправленным поступкам. Части собственного тела осознаются ребенком по мере того как он становится способным произвольно ими управлять. Равномерно начинают осознаваться и предметы, на которые ребенок направляет свою активность. Отделение себя от собственных действий закрепляется в усвоении ребенком собственного имени. В два года появляется традиционная формула “Я сам”. Поначалу малыши молвят о для себя в различных лицах: “Не шуми”, “Митя помылся”. Только к трем годам ребенок стопроцентно завладевает местоимением “Я” и начинает интенсивно самовыражаться в речи. Главную роль в процессе формирования его внутреннего мира играют подражание и представление, они развертываются в 2-ух разных планах: 1-ое - в двигательном, последнее - в плане образов и знаков, но имеют нечто общее, обусловленное сходством их роли. Подражания и представления позволяют выполнить сведение воспоминаний в единую вневременную модель, не зависящую от темпа развития событий во наружной среде - модель окружающего мира.

Одним из источников формирования сознания являются детские игры. До 3-4 лет это игры-подражания со рвением копировать деяния взрослого, потом это игры по правилам. Тут ребенок начинает делать определенную, взятую на себя роль; в этих играх осваиваются дела меж людьми. Ребенок играет в “дочки-матери”, в “магазин”, беря на себя определенную роль. До появления ролевых игр малыши играют рядом, но не совместно. Ролевые игры уже представляют собой проигрывание тех отношений меж окружающими, которые известны ребенку и доступны его восприятию. Эти игры можно рассматривать как облегченную модель различных соц отношений. Выполняя различные роли, ребенок получает простое представление о самом для себя и собственных способностях. Ролевые игры подготавливают малыша к вступлению во взрослый мир с его соц связями. Овладевая продуктивной деятельностью, человек осваивает реальные семейные, проф, публичные роли. Конкретно они определяют предстоящий путь развития его сознания и самосознания. Только в подростковом возрасте происходит становление осознающей себя личности.

Самосознание - самый высокоорганизованный психологический процесс. Оно формируется при содействии с другими людьми, приемущественно с теми, с кем появляются особо важные контакты. Но самосознание связано не только лишь с воздействием этих контактов, да и с самооценками, которые зависят от соотношения фурроров и притязаний, другими словами от удачливости деятельности человека.

Основная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность осознать, каковой он есть по сути, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может или заняться самоусовершенствованием, или, включив защитные механизмы, вытеснить эти противные сведения, избегая травмирующего воздействия внутреннего конфликта. Только благодаря пониманию собственной особенности, появляется особенная функция самосознания, защитная, рвение защитить свою особенность от опасности ее нивелирования. На этой базе и развивается ряд защитных устройств.

В самосознании соотносятся мотивы и деяния, одни мотивы с другими, и тем выстраивается иерархия мотивов. Уяснение себе более важных мотивов знаменует развитие личности. Такое понимание приводит к перестройке всех систем установок и сформировывает безупречное “Я”. В свою очередь, безупречное “Я” оказывает влияние и на соц приспособление, и на уровень тревожности, и на особенности мотивации, оно же накладывает запреты и моральные ограничения на все поведение человека. Собственные свойства, к которым он стремится, определяют для него и ближние и далекие цели, а различие меж безупречным и реальным “Я” служит источником мотивации. По Фрейду [339], “Я” - это центр сознательной адаптации к среде, включающий восприятие, ум и моторику. К системе “Я” Джеймс [84] отнес собственное тело, некие объекты, близких людей, мемуары и отдельные продолжительно выношенные и особо важные мысли. В собственное “Я” человека сейчас включают также его нрав, характер и возможности.

Для самосознания более значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (несмотря на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в тяжелых состояниях. Для того чтоб самоактуализироваться, стать самим собой, наилучшим из того, чем ты способен стать, нужно осмелиться стопроцентно отдаться чему-либо, погрузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность; прислушиваться к для себя самому (а не только лишь к отцу, маме, учителю и авторитету), дать возможность проявляться собственной особенности; безпрерывно развивать свои интеллектуальные возможности, другими словами воплотить и в этом свои способности стопроцентно в каждый данный момент.

Одним из соответствующих проявлений самосознания является рефлексия. Рефлекторные рассуждения сопровождаются имитацией мыслей другого человека по таковой схеме: “я думаю, что он задумывается, как будто я думаю, что…”. Рефлексия позволяет, не только лишь предугадать поведение другого человека и соответственно подстраивать собственное, да и оказывать влияние на ход его рассуждений, направляя репликами течение беседы в предпочтительном направлении.
Все представления относительно себя самого, которые взрослый человек воспринимает как нечто само собой разумеющееся, организуются в систему, которая делает его поведение поочередным. Взаимодействие сознания и самосознания образует фундамент случайного управления целесообразным поведением.

Деятельность - можно найти как специфичный вид активности человека, направленный на зание и творческое преобразование окружающего мира, включая себя самого и условия собственного существования.

В общеисторическом плане главным видом деятельности, определяющим развитие сознания населения земли, является труд. Потому при исследовании сознания отдельной личности нужно учесть особенности ее трудовой деятельности.

Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше делает, чем потребляет.

При исследовании деятельности и сознания личности нужно учесть, что человек, в силу собственной социальной сути, непреклонно идет вперед по пути развития, а не повторяет циклы жизни, как это происходит в животном мире. В психическом отношении актуальный путь определенного человека не повторяет актуального пути всех прошлых поколений людей. В согласовании с этим, психология изучает главные виды людской деятельности в плане их развития в течение жизни определенного человека. Таковой подход дает возможность раскрыть психические закономерности формирования сознания не вообщем, а конкретно личности.

К главным видам деятельности человека относятся труд, учение, игра.

В процессе игры, которая начинается у малышей с увеличения внимания к отдельным предметам и в предстоящем становится игрой сюжетной и по правилам, человек, начинающий сознательно действовать, узнает мир вокруг нас. На этой базе у него создаются определенные представления, разные цвета эмоций, волевые свойства и познания о свойствах предметов и их предназначении, о взрослых людях, их отношениях, о самом для себя, о собственных способностях, плюсах и недочетах.

Таким макаром, в играх, которые в конечном счете отражают публичные дела, каждый участник психологически формируется как личность. Это более типично для детского возраста.

Учение - исторически обусловленный процесс, отвечающий потребностям общества в формировании сознания личности собственной эры. Учение представляет собой прогрессивное воспроизводство человека как сознательной личности на базе усвоения им практического и теоретического опыта населения земли. При всем этом люди сознают процесс учения как особенный вид деятельности и преднамеренно устанавливают цели, содержание, принципы, способы и делают организационные базы этого процесса.

В процессе учения независимо от возраста каждый человек приобретает нужные познания, способности, умения, которые систематически обогащаются и совершенствуются. При всем этом у него развиваются интеллектуальные свойства, чувства, воля, миропонимание, моральные принципы, характеризующие его как сознательную личность.

Особенное место в жизни человека занимает труд. В процессе физического и интеллектуального труда люди действуют на природу и делают все, что нужно для ублажения их вещественных и духовных потребностей. В этом суть трудовой деятельности. Потому труд является решающим условием формирования личности и ее сознания.

Но это совсем не означает, что труд автоматом, сам по для себя, сформировывает личность с передовым сознанием. Более того, непосильный, изнурительный труд, как понятно, вызывает у человека отрицательное к нему отношение, порождает тенденцию уклониться от него. К примеру, рабский труд в эру рабовладельчества не мог воспитывать человека и сформировывать у него осознанно положительное отношение к труду и к орудиям труда.

В деятельности человек не только лишь делает предметы вещественной и духовной культуры, да и конвертирует свои возможности, сохраняет и улучшает природу, строит общество, делает то, чего без его активности не было бы в природе.

Творческий нрав людской деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за границы собственной природной ограниченности, другими словами превосходит свои же генотипически обусловленные способности. Вследствие продуктивного, творческого нрава собственной деятельности, человек сделал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу.

Рассматривая главные виды деятельности как условия формирования сознания личности, нужно учесть, что в жизни труд, учение и игра нередко взаимно переплетаются. Так, в игре много частей учения, а в учении - труда. В свою очередь и в труде, обычно, содержатся элементы учения. Но вроде бы тесновато ни переплетались игра, учение и труд, они все-же имеют свои значительные различия, которые определяются целями каждого вида деятельности и методами их заслуги.

Общим же для игры, учения и труда будет то, что для ублажения собственных потребностей человек должен завладеть отношениями меж людьми, вещами и явлениями мира вокруг нас, специфичностью собственной деятельности.

Мотивы, людской деятельности могут быть разными:
- органическими (ублажение естественных потребностей организма);
- многофункциональными (удовлетворяются при помощи различного рода культурных форм активности, к примеру игр и занятий спортом);
- соц (порождают разные виды деятельности, направленные на то, чтоб занять конкретное место в обществе, получить признание и почтение со стороны окружающих людей);
- духовными (лежат в базе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Предметом деятельности именуется то, на что она конкретно ориентирована.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. Людская деятельность состоит из действий и поступков.

Деяния – это простая часть деятельности, в какой достигается простая цель, не разлагаемая на более обыкновенные. Каждое действие имеет начало и конец, смысловое окончание и ориентировано на достижение относительно близких целей. Действие всегда в той либо другой степени осознано.

Поступками именуются деяния, которые подчинены нравстенным принципам, морали. Соц значение их осознается человеком. Потому поступки людей по собственному содержанию бывают великодушными и недостойными, положительными и отрицательными. Совместно с тем поступок – это к тому же метод воплощения какого-нибудь определенного деяния. Сколько есть разных методов выполнения деяния, столько можно выделить разных поступков.

Единство действий и поступков, совершающихся в игре, учении и труде, представляет собой деятельность человека. В ней человек формируется и проявляет себя как личность, владеющая сознанием. К этому следует добавить, что воздействие деятельности на формирование сознания определенного человека почти во всем находится в зависимости от его проф направленности.

Психологические процессы являются важными компонентами хоть какой людской деятельности. Но при всем этом они не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особенные виды деятельности. Таким макаром, всякая деятельность - это соединение внутренних и наружных, психологических и поведенческих действий и поступков.

Автоматические, сознательно, полусознательно и безотчетно контролируемые составляющие деятельности именуются соответственно умениями, способностями и привычками.

Умения - это элементы деятельности, дозволяющие что-либо делать с высочайшим качеством, к примеру точно и верно делать какое-либо действие, операцию, серию действий либо операций. Умения обычно содержат в себе автоматом выполняемые части, именуемые способностями, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по последней мере в главных промежных пт и конечной цели.

Способности - это стопроцентно автоматические, инстинктоподобные составляющие умений, реализуемые на уровне безотчетного контроля. Если под действием осознавать часть деятельности, имеющую верно поставленную сознательную цель, то навыком также можно именовать автоматический компонент деяния.

Огромное значение в формировани всех типов умений и способностей имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация способностей, улучшение умений, деятельности в целом. Упражнения нужны как на шаге выработки умений и способностей, так и в процессе их сохранения. Без неизменных, периодических упражнений умения и способности обычно утрачиваются, теряют свои свойства.

Очередной элемент деятельности - это привычка. От умений и способностей она отличается тем, что представляет собой, так именуемый, непроизводительный элемент деятельности. Если умения и способности связаны с решением какой-нибудь задачки, подразумевают получение какого-нибудь продукта и довольно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (нередко и неразумной) частью деятельности, которая производится человеком механически и не имеет сознательной цели либо очевидно выраженного продуктивного окончания. В отличие от обычного навыка, привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки, как элементы деятельности, представляют собой менее гибкие ее части.

Reklama