Reklama

Введение в БЖД. Безопасность жизнедеятельности

Непрерывная интенсификация и расширение масштабов хозяйственной деятельности человека, сопровождаемые неуправляемым ростом производства и нарушением экологического равновесия, приводят ко все более нередкому появлению природных и техногенных ситуаций, явлений и процессов, характеризующихся резким отклонением от норм. Они приводят к появлению стихийных бедствий, аварий и катастроф (СБ, А и К) с бессчетными человечьими жертвами, большими вещественными потерями и нарушениями критерий жизнедеятельности. Предупреждение ЧС, вызываемых обозначенными явлениями, являются животрепещущей неувязкой современности. Раз в год число жертв СБ, А и К не миниатюризируется, а возрастает. Это происходит не только лишь из-за активного роста воздействия человека на среду обитания (насыщенного развития промышленного и сельскохозяйственного производства, массового использования средств транспорта, загрязнения среды и т. д.), стихийных бедствий, да и из-за неразумного дела человека к себе. Алкоголизм, наркомания, утрата нравственности и т. д. плохо сказываются на процессе жизнедеятельности человека, в особенности у нас, в Рф.

Анализ обстоятельств утрат населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что более чем в 80% случаев возник-новение ЧС связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня проф подготовки, безответственности и неумения верно найти свое поведение в критериях ЧС.

Системное исследование более возможных ЧС, их особенностей и вероятных последствий, обучение поведению в таких критериях призвано приготовить человека к выбору правильного решения для выхода из ЧС с меньшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный нрав на всех шагах жизнедеятельности человека.

В учебных заведениях данная подготовка ведется методом исследования дисцип-лины “БЖД”, созданной для формирования у студентов сознательного и ответственного дела к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привития основополагающих познаний и умения распознавать и оценивать небезопасные ситуации и вредные причины сферы обитания человека, определять методы защиты от их, также уметь устранить последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случаях проявления всех угроз.

В силу специфичности собственного содержания и персональной направленности БЖД предугадывает приобретение познаний, умений и способностей, ряда физичес-ких и психических свойств личности, нужных для ускорения адаптации к условиям сферы обитания, также внутренней готовности к более потенциально небезопасным видам деятельности.

Один персидский шах собрал всех собственных мудрецов и задал им вопрос: “Что же движет человеком?”. 10 лет работали мудрецы и исписали сотки томов. “Изложите проще”, — востребовал шах. Прошло еще 30 лет, и мудрецы принесли ему одну толстенную книжку. Изгнал их шах и попросил, чтоб ответ был ясен и понятен каждому.

Прошло еще много лет, и к умирающему шаху пришел последний оставшийся в живых мудрец. И вымолвил шах: “Я умираю, скажи мне одним словом, что движет человеком?”. И ответил мудрец: “Выживание”.

Вправду, для того чтоб жить, человеку необходимы вода, пища, тепло. Имея это, он желает удовлетворить свои новые потребности: получить не просто воду, пищу, тепло, а неплохую пищу, одежку, обувь и другие вещественные и духовные блага — автомобиль, видеоаппаратуру, коттедж, зарубежный отдых и т. д. Так устроен мир вокруг нас, жизнь человека связана с неизменной заботой о еде, одежке, обуви, жилье и тыще других нужных ему предметов, которые можно или сделать самому, или приобрести у другого человека.

Человек должен трудиться, заниматься какой-нибудь деятельностью. В процессе деятельности он разговаривает с другими людьми, т. е. с окружающей его средой, и появляется система “человек — сфера обитания”. Человек выбирает свое место проживания, вид деятельности, условия отдыха и тем определяет определенную среду обитания.

Сфера обитания — окружающая человека среда, обусловленная на этот момент совокупой причин (физических, хим, био, соц), способных оказывать прямое либо косвенное, незамедлительное либо отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Действуя в этой системе, человек безпрерывно решает, как минимум, две главные задачки:

  • обеспечивает свои потребности в еде, воде и воздухе;
  • делает и употребляет защиту от негативных воздействий как сферы обитания, так и для себя схожих.
Reklama