Reklama

Украинская символика | Народные символы Украины

Народные знаки Украины - это святыни украинского народа. В украинской графике употребляются знаки и образы из песенного народного творчества, с легенд, которые употребляются в ритуалах и обычаях. Их вышивают на рубахах, полотенцах и т.д.. Народные знаки Украины являются растительные и животные.

Украинский воспроизводят эти знаки в вышивке на рубахах, полотенцах и т.д., в расписании посуды, в кованых изделиях, в резьбе, в барельефными украшении жилья, в росписях печи в избах, гончарных изделиях, в гравюре, также, в отдельном виде украинского творчества - в писанках.

Содержание

  • 1 Растительные знаки
  • 2 Животные знаки
  • 3 Венок
  • 4 Калина
  • 5 Полотенце
  • 6 Писанка
  • 7 Вышиванка
  • 8 Вишня
  • 9 Волосы

Растительные знаки

  • калина,
  • ветла,
  • дуб,
  • тополь,
  • вишня,
  • барвинок,
  • бархатцы.

Они давно олицетворяют красоту нашей Украины, духовную мощь народа, свидетельствуют любовь к родной земле.

Животные знаки

  • тур,
  • лошадка,
  • птицы:
    • кукушка,
    • аист,
    • журавль,
    • ласточка,
    • соловей.

Венок

Венок - знак жизни, судьбы, актуальной силы; знак девичества. Венок является эмблемой совершенства:

А в этом домочку, как в венчике
Тут владелец - богатства владелец,
Тут хозяйка - красноватая калина,
Тут Дивочку как цветы,
Тут сыночки, как колосочки!

Калина

Калина - знак жизни, крови, огня. Некие исследователи связывают ее заглавие с солнцем, жаром, всплесками огней. Калина нередко играет роль мирового дерева, наверху которого птицы едят ягоды и приносят людям вести, время от времени из потустороннего. Ну и само дерево связывает мир мертвых с миром живых.

Калина символизирует материнство: кустик - сама мама; цвет, ягодки - малыши. Это также олицетворение дома, родителей, всего родного. Калина - украинский знак вневременного единения народа: живых с отшедшими в потустороннем и теми, которые еще ожидают собственного рождения. Калина олицетворяет и саму Украину. Как знак Родины, она «проросла» в гимну сечевых стрельцов:

Ой в лузе красноватая калина наклонилась.
Чего наша славная Украина приуныла.
А мы тую красноватую калину поднимем.
А мы нашу славную Украину развеселим!

Полотенце

Украинский рушник

Полоса полотна сама по для себя имеет насыщенный символическое значение - дороги, судьбы, защиты. А когда эта полоса к тому же имеет на для себя сотканные либо вышитые знаки-обереги - защитная сила ее, соответственно, усиливается. Во всей Украине полотенцем накрывалихлеб на столе. Когда отпрыск отчаливал в далекий путь, мама даровала ему рушник. Хлебом-солью на рушнике этого времени встречают гостей. В украинской хате рушники вывешивают над иконами и над портретами родственников. Полотенце употребляется в почти всех ритуалах, сначала тех, которые связаны с браком и проводами в потустороннем мире.

Писанка

Писанка

 

Писанка - знак Солнца; жизни, его бессмертия; любви и красы; вешнего возрождения; добра, счастья, радости. Каждый орнаментальный мотив имеет определенное сакральное значение. Из их на писанке складывается рисованная молитва о согласие и мир меж людьми. В христианской культуре украинского писанка стала эмблемой воскресения. В народе молвят: « В мире будет существовать любовь, пока люди будут писать писанки ».

 

Вышиванка

Вышиванка

 

Вышиванка - знак здоровья, красы, счастья, родовой памяти, порядочности, честности, любви, праздничности; идол. Вышитая государственная женская и мужская белоснежная рубаха. Символика вышивки зависела от того, кому предназначалось наряд: парню - жениху, супругу, парню; девице, замужней даме.

Изготавливались из льняного либо конопляного полотна домашней работы. Было много типов обычных рубашек по форме, внедрением материалов, также за семантикой цвета: Подольский, галицкий, полесский, волынский, надднепрянский, полтавский, гуцульский, буковинский, лемковский схожее. Любопытно, что символика вышиванок нередко совпадает с символикой узоров предметов вещественной трипольской культуры. Обнаруженные на Черкащине серебрянные бляшки с фигурами парней (датируют их VI в.) Идентифицируются с узорами вышивок XVIII-XX вв.. Правда, символика вышивки нередко состояла из 2-ух частей: исторической (родовой) и прогнозирующей (загадывания грядущего, продолжение рода).

На вышивках применялись классические символические орнаменты: геометрические (числятся древними), растительные, зооморфные (животные). Время от времени типы орнаментальных форм сочетались: орнаментально-растительный с доминированием первого либо последнего.

Символику форм конкретизировала символика красок. Скажем, подольская цветная сетка выполнена крестиком и низзю с декоративным швом-качалкой (качалочки) представляет ромб, размещенный меж 2-мя горизонтальными линиями. Треугольник меж ромбом и линиями вышивался косыми линиями в виде завитков («бараньи рога»). В орнаментах преобладает темный и красноватый цвета с вкраплением голубого, зеленоватого, желтоватого (золотого). Таковой тип вышивки мог символизировать не только лишь земледельческую работу на черноземе в зоне лесостепи с наличием рек, озер либо журливисть характеры, любовь, целеустремленность подолянина в достижении цели, да и определенную гармоничность в отношениях человека с природой и человечьих отношениях; силу, мощь; рост; время - оплодотворение и т.д. (следует рассматривать определенный эталон предназначения вышивки). С изображениями ромба и 2-ух линий могли связываться определенные представления о календаре, четыре времени года, меж рождением и гибелью (две полосы).

Люд относился к вышиванок как к святыне. Вышиванки передавались из поколения в поколение, из рода в род, хранились как реликвии. Символический образ рубахи-вышиванки нередко встречается в народных песнях о любви, домашней жизни, также социально-бытовых (казачьих, чумацких, бурлацких, батрацких и др.).. По традиции, женщина, готовя приданое, имела вышить собственному жениху рубаху:

Шелком шила, шелком шила, золотом рубила.
И для того козаченька, что правильно обожала.

Рубаха (в особенности мужская) была эмблемой любви и верности. В старом комплоты сказано: «Какой белоснежной есть рубаха на теле, чтоб и мужик к даме был», откуда видно, что «белый - милый». В неких народных песнях, как замечал А. Потебня, образ не разъясняется, но его можно осознать на базе символических значений:

Ой кабы я была знала, что я твоя буду,
Постирала бы-м распашонку от темной грязищи
(Т.е.: полюбила бы, смешивалась с тобой при условии неотклонимого грядущего замужества);
Заковала зозуленька на желтоватом песочке.
А кто же мому миленького вымыть рубашку?

Во 2-ой половине XIX в. в европейской фольклористике обширно дискуссировался сюжет о графе, который попал в плен к неправильным, и о его супруге. Белоснежная рубаха, которую отдала супруга супругу, - знак верности: пока рубаха белоснежная, до того времени дама верна. Постирать рубаху в чумацких песнях значит полюбить чумака, даже если он женат.Типично, что не всегда чумак соглашается на любовные дела со случайными лицами дамского пола (в песнях это в большей степени девицы либо юный шинкарка-здирниця), не позволяет какой-нибудь «стирать рубашку», хоть она и не белоснежная, ибо «седьмое воскресенье». Таким макаром, чумак сохраняет верность возлюбленной девице, к которой должен возвратиться.

Рубашка-вышиванка воспетая, изображена в разных жанрах народного творчества (в том числе - шутливых, пародийных), современными поэтами. Она является эмблемой украинского целом и Украины а именно, но в XX в. престиж вышиванки как одежки пал под гибельными воздействиями шовинистически-космополитических, коммуно-фашистских, экстремистских и других тенденций. М. Дмитренко.

Вишня

Вишня - знак мирового древа, жизни; знак Украины, родной земли; мамы; девушки-невесты. В древности вишня была одним из священных деревьев дальной Стране восходящего солнца и Китая. Для праукраинцев вишня, по данным А. Шокало, - мировое древо жизни (см. Дерево жизни). Как понятно, когда славяне праздновали Новый год 21 марта. Это был праздничек весны, Новый год извечных хлеборобов. «В старину в Украине, - подчеркивает исследователь, - вишня была ритуальным деревом вешнего новогоднего ритуала.Дерево вишни сажали осенью в бочонок, держали его в доме, а весной, в марте, вишенка развивалась и расцветала. По тому, как она цветет, девицы гадали судьбу на целый Новый год ». По воззрению Г. Лозко, заглавие «вишня» следует считать прилагательным дамского рода, от формы «вышний», т.е. «божественный» (ср. со словом «Все-вышний” Всевышний). Итак, вишня - это «божественное дерево», посвященное Сварогу.

Отдельные исследователи сопоставляют это слово с вешним солнцем в зените, другими словами «вишни» солнцем. Лингвистический анализ этимологии слова «вишня», изготовленный нами, подтверждает мировоззрение о корректности сравнения ее с образом мирового дерева, священного дерева жизни. Во-1-х, слово «вишня» - славянского происхождения, оно имело такие региональные варианты как «вишник», «вишника». Совместно слово «ввысь» (высота) (мировое дерево, как понятно, очень высочайшее, достает кроной неба) не достаточно подобные формы - «вишник», другими словами «высший», «старший», «вышек» - верхушка, шпиль.

Словарь Б. Гринченко фиксирует форму «вышний», т.е. «верховный», а означает «небесный», «божественный». Сразу в словаре помещено фразу «Господи вышний, либо я у тебя излишний?», Которую можно сравнить с фольклорным выражением «Ненько, моя вишня, ли я в тебя лишняя…» Итак, в сознании праукраинцев вишня ассоциировалась с небом, высочайшим деревом жизни, Богом. Не считая того, белоснежный цвет ее цвета ассоциировался с святостью, ибо «мир» - это «праздников».

По данным Н. Костомарова, славяне обожествляли сам свет как источник жизни, белоснежный цвет (ср. имена языческих богов Световид, Белобог). Сызвека священные вещи украинских - белоснежные (хата, вышивка, платок, полотенце). Священная птица аист имеет белоснежный окрас. Таким макаром, непременно, вишня была у наших протцов Священным Деревом Жизни, Матери-богини, Украина. Отголоски этих верований находим в произведениях устного народного творчества, украинских писателей. В сознании украинских и сейчас вишня - это родной дом: «Вишневый садик около хаты» (Тарас Шевченко). Либо: «Как я обожал в облаках вишняке Твои беленькие, как будто платка, избы» (М. Старицкий).

В поэме И. Франко «Иван Вышенский» изображено, а именно, эпизод, когда конкретно вишневый цвет напомнил герою на чужбине о родной Украине и принудил возвратиться с греческого Афона.

Лина Костенко использовала этот образ для опоетизации весны, любви жены:

Еще снег глотала половодье широкая,
И рала ожидал еще тоскливый лан.
А под горой вишня - жена
Уже к венчика измеряла туман.

В поэме И. Драча «Смерть Шевченко» вишневый цвет ассоциируется с бессмертием Величавого Кобзаря. И в окончание - строчки, написанные одним из создателей словаря:

О, вишня - Матушка Всевышний -
Весь белоснежный свет - то вишни цвет.
Правични дерево Вкраини -
Ее бессмертие в течении лет.

А. Потапенко.

Волосы

Волосы - знак богини неба, земли; богатства; развития духовных сил; энергии, огня, плодородия, здоровья; знак скорби, траура; острижены волосы - знак покрытки (Стриги), утраченного девства, целомудрия; «рождения-смерти»; нескончаемой памяти; идол.

Волосы - неоднозначный знак. Волосы на голове символизировало духовные силы человека, и сразу - иррациональные галлактические силы и био инстинкты.

Reklama