Как повысить уровень безопасности?
Это основной вопрос теории и практики безопасности. Очевидно, что для этой цели средства можно расходовать по трем направлениям:
1) совершенствование технических систем и объектов;
2) подготовка персонала;
3) ликвидация последствий.
Априорно трудно определить соотношение инвестиций по каждому из этих направлений. Необходим специальный анализ с использованием конкретных данных и условий. Переход к риску открывает принципиально новые возможности повышения безопасности техносферы. К техническим, организационным, административным добавляются экономические методы управления риском. К последним относятся: страхование, денежная компенсация ущерба, платежи за риск и др. Специалисты считают целесообразным в законодательном порядке ввести квоты за риск.
Для расчета риска необходимы обоснованные данные. Острая потребность в данных в настоящее время признана во всем мире на национальном и международном уровне.
Необходима тщательно аргументированная разработка базы и банков данных и их реализация в условиях предприятия, региона.
В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.
Последовательность изучения опасностей:
Стадия I — предварительный анализ опасности.
Шаг 1. Выявить источники опасности.
Шаг 2. Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности.
Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т. е. исключить опасности, которые не будут изучаться.
Стадия II — выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.
Стадия III — анализ последствий.
2.1. Качественный анализ опасности систем «Человек-Машина»
Любая техническая система, в том числе и система «человек- машина» проходит следующие этапы жизненного цикла:
- рождение концепции;
- проектирование;
- производство;
- эксплуатация;
- утилизация.
На каждом из этих этапов существует риск возникновения какого-либо происшествия, в результате которого система «человек-машина» может представлять опасность для людей и окружающей среды. Для повышения безопасности системы «человек- машина» проводится анализ опасности этой системы на каждом из этапов жизненного цикла. В силу того, что система имеет неодинаковую степень детализации на каждом из этапов жизненного цикла, то и методы, применяемые для анализа опасности, тоже различны.