Reklama

Управление риском

Как повысить уровень безопасности?

Это основной вопрос теории и практики безопаснос­ти. Очевидно, что для этой цели средства можно расхо­довать по трем направлениям:

1) совершенствование технических систем и объектов;

2) подготовка персонала;

3) ликвидация последствий.

Априорно трудно определить соотношение инвести­ций по каждому из этих направлений. Необходим спе­циальный анализ с использованием конкретных данных и условий. Переход к риску открывает принципиально новые возможности повышения безопасности техносфе­ры. К техническим, организационным, административ­ным добавляются экономические методы управления риском. К последним относятся: страхование, денежная компенсация ущерба, платежи за риск и др. Специалис­ты считают целесообразным в законодательном порядке ввести квоты за риск.

Для расчета риска необходимы обоснованные дан­ные. Острая потребность в данных в настоящее время признана во всем мире на национальном и международ­ном уровне.

Необходима тщательно аргументированная разработ­ка базы и банков данных и их реализация в условиях предприятия, региона.

В основе управления риском лежит методика срав­нения затрат и получаемых выгод от снижения риска.

Последовательность изучения опасностей:

Стадия I — предварительный анализ опасности.

Шаг 1. Выявить источники опасности.

Шаг 2. Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности.

Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т. е. исклю­чить опасности, которые не будут изучаться.

Стадия II — выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.

Стадия III — анализ последствий.

2.1. Качественный анализ опасности систем «Человек-Машина»

Любая техническая система, в том числе и система «человек- машина» проходит следующие этапы жизненного цикла:

- рождение концепции;

- проектирование;

- производство;

- эксплуатация;

- утилизация.

На каждом из этих этапов существует риск возникновения какого-либо происшествия, в результате которого система «человек-машина» может представлять опасность для людей и окружающей среды. Для повышения безопасности системы «человек- машина» проводится анализ опасности этой системы на каждом из этапов жизненного цикла. В силу того, что система имеет неодинаковую степень детализации на каждом из этапов жизненного цикла, то и методы, применяемые для анализа опасности, тоже различны.

Reklama