Reklama

Транспорт и его опасности. Правила поведения

Жизнь современного общества невозможна без транспорта, современные тс обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Вместе с этим они являются предпосылкой появления чрезвычайных ситуаций, в итоге которых травмируются и погибают люди, повреждаются либо уничтожаются тс и перевозимые грузы, наносится вред окружающей природной среде (табл. 3.7).
К главным видам транспорта относятся: авто, железно-дорожный, авиационный, аква (рис. 3.9).

Для того чтоб уменьшить число чрезвычайных ситуаций на транспорте и минимизировать последствия, следует знать и строго соблюдать требования по эксплуатации тс, правила дорожного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь действовать в случае появления ЧС на транспорте.

Таблица 3.7
Динамика роста числа смертельных злосчастных случаев на транспорте в Рф (1997 - 2005 гг.)

Вид
транспорта

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Авто

27700

29000

29716

29594

30916

33243

35602

34506

33957

Авиационный

80

37

80

65

361

131

103

50

102

Жд

2

6

3

5

4

3

5

Аква

10

4

2

8

-

8

17

20

56

 

Рис. 3.9.

 

Автомобильный транспорт

Главным средством для перевозки пассажиров и грузов на маленькие расстояния (100 - 200 км) является авто транспорт. В нашей стране на его долю приходится более 50% объема всех пассажирских и 75% грузовых перевозок. В 2003 г. авто транспортом было перевезено около 25 миллиардов пассажиров, что составляет 52% от общего объема перевозок всеми видами транспорта.

Авто транспорт занимает лидирующее положение по числу ЧС и количеству человечьих жертв. По данным ООН, в итоге дорожно-транспортных происшествий (ДТП) раз в год в мире гибнет около 1,3 млн чел., становятся инвалидами 8 млн чел., экономические утраты составляют в среднем 500 миллиардов долл. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире посреди обстоятельств смертности населения. Каждые день в Рф происходит более 400 ДТП, в их гибнет более 80 чел., травмируется около 500 чел. Раз в год на дорогах Рф регится более 160 тыс. ДТП, в каких участвуют тс: авто, байки, мотороллеры, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы. В ДТП раз в год гибнет в среднем 30 тыс. россиян, инвалидами становятся около 200 тыс.

По данным МВД Рф, в 2005 г. на местности Русской Федерации было записанно 223 342 ДТП, в каких погибло 33 957 и ранено 274 864 чел. Основное количество дорожно-транспортных происшествий (160 970, либо 72,1%) записанно в городках и населенных пт. На авто дорогах вне городов и населенных пт вышло 61 763 ДТП (27,7%), в итоге которых смертельные травмы получили 17 из каждых 100 пострадавших (табл. 4.10).

В Рф количество погибших в ДТП в 5 - 10 раз больше, чем в странах Европы. Социально-экономический вред от ДТП в Рф громаден, он исчисляется сотками млрд рублей. ДТП происходят в итоге столкновения - 37,9%, наезда -37,1%, опрокидывания — 16,1%.

 

 

Таблица 3.10
Число ДТП и пострадавших в Рф (1998-2005гг.)

Показатель

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Количество ДТП

160300

159823

157596

164000

184365

204267

208558

223342

Погибло, чел.

29021

29716

29594

30916

33243

35602

34506

33957

Ранено, чел.

183846

182123

179401

187790

215678

243919

251386

274864

 

Толика происшествий в итоге ДТП (2005 г.)
Наезды на пешеходов 41,3%
Столкновения транспортных средств 30,6%
Нарушение водителями правил дорожного движения 80,9%
Нехорошие дорожные условия 23,9%

ДТП - это событие, возникшее с ролью хотя бы 1-го находящегося в движении механического тс, повлекшее за собой смерть либо ранение людей, повреждение тс, сооружений, грузов либо другой вещественный вред.

Участник ДТП — лицо, имеющее к нему прямое отношение: водители, пешеходы, пассажиры, сотрудники ГИБДД, велосипедисты, дорожные рабочие.

В последние годы в нашей стране отмечен устойчивый рост числа ДТП, погибших и покалеченых, вещественных утрат; риск оказаться в ДТП, получить травму либо погибнуть имеет достаточно высшую степень вероятности.

Источником завышенной угрозы на дорогах является совокупа причин, посреди которых на одном из первых мест стоят авто. Это связано с большущим их количеством, большой скоростью движения и массой, ограниченной маневренностью, наличием «человеческого фактора», невыполнимостью моментальной остановки в случае появления небезопасной ситуации. Если автомобиль движется со скоростью 60 км/ч, то после начала торможения он проходит путь в 15 м, при скорости 100 км/ч тормозной путь возрастает вчетверо и составляет 60 м. В большинстве случаев в итоге ДТП тс резко останавливаются после удара либо опрокидывания, деформируются, происходит заклинивание дверей, нередки пожары, взрывы, выбросы небезопасных веществ. Тс с людьми возможно окажется в воде, в лавине, селевом потоке и т. д.
Предпосылки ДТП:

  • неведение либо нарушение правил дорожного движения;
  • превышение скорости;
  • вождение тс в нетрезвом состоянии;
  • неисправность тс;
  • нехорошее состояние дороги;
  • переход проезжей части дороги в неустановленном месте;
  • наезд на пешехода;
  • неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке;
  • неблагоприятные погодные условия: туман, гололед, дождик, снегопад.

Правила поведения
Если вы попали в катастрофу:

  • сохраняйте самообладание в хоть какой ситуации;
  • пассажиры должны стремительно сгруппироваться, лечь на пол либо сиденье, защитить голову руками, накрыть малышей своим телом, натужить мускулы;
  • покиньте автомобиль только после полной его остановки;
  • после аварии стремительно оцените обстановку, положение транспортного средства, наличие причин угрозы;
  • обусловьте степень травмирования и состояние всех участников ДТП;
  • постарайтесь без помощи других выкарабкаться из автомобиля и посодействовать всем пострадавшим покинуть его. В случае невозможности это сделать успокойтесь, не делайте резких движений, примите лучшую позу, позовите на помощь, ожидайте спасателей;
  • покиньте автомобиль через двери, окна, лючки;
  • отойдите на неопасное расстояние от места аварии;
  • вызовите служащих ГИБДД, спасателей, пожарных, докторов; окажите помощь пострадавшим;
  • при появлении пожара постарайтесь погасить огнь под ручными средствами либо вызвать профессионалов;
  • сохраните все следы аварии до прибытия служащих ГИБДД;
  • при падении автомобиля в воду постарайтесь его покинуть, двери можно открыть после полного погружения автомобиля под воду;
  • если вас сбивает автомобиль и избежать этого уже нельзя, то нужно прыгнуть на его капот либо лобовое стекло и защитить голову руками.

Авиационный транспорт

Современный мир и общество нереально представить без авиации. Невзирая на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется главное внимание, чрезвычайные ситуации все таки происходят.

В течение 2005 г., по данным Минтранса Рф, на штатских воздушных судах Русской Федерации вышло 29 авиационных происшествий, в каких погибло 102 и пострадало 83 чел.

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте имеют ряд специфичных особенностей. Это связано с высочайшей скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту огромного количества горючего, способного возгореться либо подорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием действенных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

Поражающие причины на авиатранспорте:

  • сила, возникающая от удара воздушного судна при падении;
  • пожар, взрыв, отравляющие газы;
  • декомпрессия.

ЧС на авиатранспорте может появиться на любом шаге: взлет, полет, посадка. Потому очень принципиально знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их появления, искусно воспользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.

Правила поведения
Если в самолете появилась аварийная ситуация:

  • стремительно примите неопасное положение: сгруппируйтесь, сцепите руки под коленями, голову положите на колени; нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом - в момент удара они могут быть травмированы;
  • оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не подымайте паники, действуйте стремительно и искусно.

Требования безопасности на авиационном транспорте:

  • нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, входить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и лючки;
  • категорически воспрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;
  • воспрещается иметь при для себя прохладное и огнестрельное орудие;
  • воспрещается воспользоваться авиатранспортом людям, имеющим противо-показания по здоровью;
  • воспрещается вставать со собственных мест, ходить по салону при движении аэробуса по земле, взлете и посадке.

В случае появления ЧС на борту воздушного средства первоочередная задачка по спасению людей заключается в резвой эвакуации через главные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые лючки, отверстия, проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.

Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их резвое открывание как изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется огромных физических усилий — места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков покрашены колоритными красками.
Аварийной эвакуацией правят члены экипажа либо спасатели. Эвакуировать травмированных должны спасатели при помощи особых средств. Покинув тс, нужно отступить от него на неопасное расстояние. Неопасным считается расстояние более 100 м.
Каждое воздушное судно оборудовано своими аварийными средствами для эвакуации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает бортпроводница во время полета.

Взрыв либо пожар на самолете вызывает необходимость оперативного проведения эвакуации людей, так как одной из основных обстоятельств поражения людей снутри салона при пожаре является резвое отравление продуктами горения и, в первую очередь, двуокисью углерода — через пару минут после начала горения ее концентрация добивается смертельного уровня.

Более небезопасна высочайшая температура в салоне. Во время пожара не следует снимать верхнюю одежку и обувь они защитят от ожогов и битого стекла.
Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей употребляются надувные лодки с аварийным припасом питания, питьевой воды, медикаментов, средств сигнализации.

Жд транспорт

В транспортной системе Рф лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает жд транспорт.
Жд транспорт является возможным источником появления чрезвычайных ситуаций с огромным числом пострадавших, значимым вещественным вредом, пришествием неблагоприятных экологических и санитарно-гигиенических последствий.

В 2005 г. на жд транспорте вышло 11 ЧС, погибло 5 и пострадал 1 чел.

Жд транспорт представляет собой опасность не только лишь для пассажиров, работников стальной дороги, да и для населения, живущего в конкретной близости от жд путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по стальной дороге огромного количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, хим и радиационных материалов. Огромное количество небезопасных грузов накапливается на станциях.
Предпосылки чрезвычайных ситуаций на жд транспорте:

  • сход подвижного состава с рельсов (крушение) в итоге столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов;
  • пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов;
  • наезд поездов на авто, гужевой транспорт и т. д.;
  • воздействие неблагоприятных погодных критерий и стихийных бедствий.

Чрезвычайные ситуации на жд транспорте приводят к травмам и смерти людей, повреждению и уничтожению вещественных ценностей, нанесению вреда окружающей природной среде.

Зоной завышенной угрозы является жд путь, в особенности в местах скрещения стальной дороги с автодорогой либо улицей. Такое скрещение устраивается в местах неплохой видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на наименее чем за 400 м, переезд должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом; в ближайшее время дополнительно инсталлируются поднимающиеся мостки.

Перебегать жд пути нужно исключительно в установленных местах. До перехода через жд пути нужно убедиться в отсутствии передвигающегося поезда. Стоящие вагоны и локомотивы обходить на расстоянии более 5 метров от их.

Правила поведения
Меры безопасности на стальной дороге:

  • нельзя ходить по жд пути; во время движения поезда нельзя находиться на насыпи стальной дороги;
  • нельзя перебегать жд путь перед близко идущим составом;
  • небезопасно перебегать жд переезд при опущенном шлагбауме, включенной звуковой и световой сигнализации;
  • нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок) — в случае автоматического перевода стрелок нога может быть зажата меж ними; нельзя подниматься на опоры контактных электронных сетей, дотрагиваться к железным шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам;
  • в пассажирском составе более неопасными являются вагоны, которые находятся в середине состава;
  • на перроне нельзя находиться на краю платформы, прыгать с платформы на жд пути;
  • входить в вагон и выходить из него можно лишь на станциях, со стороны перрона либо посадочной платформы, после полной остановки поезда;
  • нельзя прислоняться во время движения поезда к дверям вагона либо открывать их;
  • нельзя высовываться из окон либо дверей при движении поезда;
  • воспрещается ездить на крыше вагона, на подножках, переходных площадках, в грузовом вагоне.

Контактная подвеска над вагонами находится под напряжением 27 500 В. Напряжение контактного провода так велико, что на расстоянии 2 м появляется электронная дуга, которая поражает человека.

В случае обрыва и падения на вагон либо землю контактного провода нужно оставаться в вагоне. Можно спрыгнуть на землю сразу на обе ноги и отступить от вагона на неопасное расстояние маленькими шажками либо прыжками. Нельзя подходить к лежащему на земле проводу на расстояние поближе Юм.

Пожары на жд транспорте представляют чрезвычайную опасность. Большая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах.

Предпосылки возгорания:

  • неосмотрительное воззвание пассажиров с огнем;
  • неисправность электрического оборудования;

? нарушение требований противопожарной безопасности.

Скорость распространения огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе — 2,5 м/мин, в течение 15 — 20 мин после начала пожара весь вагон обхватывает пламя. Температура горения добивается 950°С.
Поражающие причины пожара в пассажирском поезде:

  • дым;
  • открытый огнь;
  • высочайшая температура;
  • отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.

Если в вагоне появился пожар:

  • сообщите проводнику либо начальнику состава;
  • до прибытия профессионалов постарайтесь организовать тушение пожара при помощи огнетушителей;
  • в случае невозможности потушить огнь остановите поезд при помощи стоп-крана, предупредите всех о пожаре и немедленно покиньте вагон через двери, лючки, окна либо перейдите в примыкающий вагон;
  • нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тоннеле, на акведуке — в этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены;
  • если поезд приходится покидать во время движения, опуститесь на самую нижнюю ступень, удостоверьтесь в отсутствии препятствий, прыгайте по ходу движения состава.

 

Городской наземный транспорт

Миллионы людей пользуются услугами городского наземного транспорта: трамваями, троллейбусами, автобусами, маршрутными такси. Часто городской наземный транспорт становится предпосылкой появления чрезвычайных ситуаций. Это приводит к травмам и смерти людей, уничтожению вещественных ценностей.

Правила поведения
Меры безопасности на городском наземном транспорте:

  • ждите публичный транспорт лишь на остановках, при отсутствии особых площадок - на тротуаре либо обочине дороги рядом с указателем остановки;
  • заходите либо выходите из тс только после его полной остановки;
  • при движении не высовывайтесь из окон и люков;
  • нельзя перевозить легковоспламеняющиеся воды, взрывоопасные предметы, колющие и режущие инструменты.

Чрезвычайные ситуации на наземном транспорте имеют свои специальные особенности, связанные со скоплением огромного количества людей в замкнутом пространстве салона либо вагона, высочайшей скоростью движения тс, появлением внезапных ситуаций на дорогах, резким торможением, ДТП.

Если появилась чрезвычайная ситуация:

  • соблюдайте спокойствие, не паникуйте;
  • стремительно покиньте тс через двери, лючки, оконные просветы и отойдите на неопасное расстояние;
  • делайте команды водителя;
  • в случае пожара немедленно сообщите об этом водителю, попробуйте погасить огнь при помощи огнетушителя;
  • стремительно покиньте пылающее тс и отойдите на неопасное расстояние.

Метрополитен

Метро - это большая, непростая, техно система, чрезвычайные ситуации в какой связаны с травмами и смертью людей.

Завышенную опасность для пассажиров метро представляет эскалатор. Самой нередкой и очень небезопасной ситуацией на эскалаторе является падение людей вниз по лестнице, это может случиться в итоге внезапной остановки эскалатора либо падения томного предмета. Понизу у места схода эскалатора стремительно появляется давка, травмируются и гибнут люди.

Правила поведения
На эскалаторе:

  • стойте с правой стороны лицом по направлению движения;
  • держитесь за поручень;
  • проходите с левой стороны;
  • не прислоняйтесь к недвижным частям эскалатора;
  • не сидите на ступенях;
  • не ставьте вещи на ступени и поручень;
  • не допускайте падения вещей на эскалатор.

Форсмажорная ситуация может произойти на платформе: человек может свалиться с платформы на жд пути, попасть в место меж вагонами.

На платформе:

  • не входите за оградительную линию у края платформы до полной остановки поезда;
  • при падении предметов на жд пути сообщите дежурному по станции. Не пытайтесь достать свои вещи без помощи других.

Если вы свалились на рельсы:

  • не пытайтесь выкарабкаться без помощи других, позовите на помощь;
  • стремительно передвигайтесь к началу платформы, где находятся часы, - в этом месте машинист сделает остановку;
  • в случае приближения поезда необходимо лечь меж рельсами — глубина лотка рассчитана так, что элементы поезда не травмируют человека.

Если в вагоне появился пожар либо взрыв:

  • сообщите об этом машинисту поезда по громкоговорящей связи, укажите точно номер вагона;
  • немедленно приступите к тушению огня — в каждом вагоне есть огнетушители.

Если пассажир свалился меж вагонами стоящего поезда:

  • находящиеся рядом люди должны подать сигнал машинисту радиальными движениями руки над головой;
  • заблокировать входную дверь хоть каким предметом;
  • сказать о случившемся дежурному по станции.

Если в отъезжающем поезде остались ваши вещи:

  • запомните, в каком по счету вагоне состава это вышло;
  • запомните номер поезда, который написан на лобовом стекле последнего вагона;
  • сообщите об этом дежурному по станции — информация будет передана машинисту поезда и дежурному последующей станции.

Если поезд тормознул в тоннеле:

  • соблюдайте спокойствие и строго делайте все указания машиниста, передаваемые по громкоговорящей связи;
  • если в вагоне станет душно, тяжело дышать, пассажиры начнут терять сознание — разбейте окна;
  • может быть, вам придется идти до наиблежайшей станции пешком;
  • не покидайте вагона, пока не будет отключена подана напряжения на контактный силовой рельс.
Reklama