Reklama

Обязательно социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Правовые базы неотклонимого общественного страхования от злосчастных случаев и проф болезней заложены Конституцией Русской Федерации и Трудовым Кодексом Русской Федерации и также более детально установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об неотклонимом соц страховании от злосчастных случаев на производстве и проф заболеваний», вступившим в силу 6 января 2000 года.

Этот закон не рассматривает «работника» либо «несчастный случай на производстве» либо «профессиональное заболевание» конкретно, а пользуется новыми особыми для этой сферы деятельности понятиями «застрахованный», «страховой случай» и т.п.

Застрахованный – это с одной стороны, физическое лицо, подлежащее неотклонимому соц страхованию от злосчастных случаев на производстве и проф болезней в согласовании с положениями пт 1 статьи 5 Федерального закона №125-ФЗ, а с другой стороны – физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие злосчастного варианта на производстве либо проф заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату проф трудоспособности.

Согласно п. 1 ст. 5 «Лица, подлежащие неотклонимому соц страхованию от злосчастных случаев на производстве и проф заболеваний», неотклонимому соц страхованию от злосчастных случаев на производстве и проф болезней подлежат, а, как следует, являются застрахованными:

  • физические лица, выполняющие работу на основании трудового контракта (договора), заключенного со страхователем;
  • физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового контракта, подлежат неотклонимому соц страхованию от злосчастных случаев на производстве и проф болезней, если в согласовании с обозначенным контрактом страхователь должен уплачивать страховщику страховые взносы. Тогда они тоже будут называться застрахованными.

Заметим, что действие рассматриваемого Федерального закона распространяется не только лишь на людей Русской Федерации, да и на зарубежных людей и лиц без гражданства, если другое не предвидено федеральными законами либо международными договорами Русской Федерации.

При всем этом Федеральный закон №125-ФЗ не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в согласовании с законодательством Русской Федерации, в части, превосходящей обеспечение по страхованию, осуществляемое в согласовании с этим Федеральным законом.

Органы гос власти субъектов Русской Федерации, органы местного самоуправления, также организации и граждане, нанимающие работников, вправе кроме неотклонимого общественного страхования, предусмотренного данным Федеральным законом, производить за счет собственных средств другие виды страхования работников, предусмотренные законодательством Русской Федерации.
Согласно закону все работодатели в неотклонимом порядке должны быть страхователями проф рисков всех собственных «застрахованных». Для упорядочения и контроля за выполнением этой обязанности работодателя вводится неотклонимая регистрация страхователей.

В согласовании с законом все застрахованные при пришествии с ними страхового варианта имеют право на обеспечение по данному виду страхования.

Обеспечение по страхованию – страховое возмещение вреда, причиненного в итоге пришествия страхового варианта, жизни и здоровью застрахованного в виде валютных сумм, выплачиваемых или компенсируемых страховщиком застрахованному, либо лицам, имеющим на это право в согласовании с данным Федеральным законом.

Для целей общественного страхования проф рисков страховой случай – подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие злосчастного варианта на производстве либо проф заболевания, который тянет появление обязательства страховщика производить обеспечение по страхованию.

При всем этом злосчастный случай на производстве – событие, в итоге которого застрахованный получил увечье либо другое повреждение здоровья при выполнении им обязательств по трудовому договору (договору) и в других установленных данным Федеральным законом случаях как на местности страхователя, так и за ее пределами или во время следования к месту работы либо возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную либо стойкую утрату им проф трудоспособности или его погибель.

Проф болезнь – хроническое либо острое болезнь застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (причин) и повлекшее временную либо стойкую утрату им проф трудоспособности.

Напомним, что проф трудоспособность – способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и свойства, а степень утраты проф трудоспособности – выраженное в процентах стойкое понижение возможности застрахованного производить ту профессиональную деятельность, которой он занимался до пришествия страхового варианта.
Профессиональную трудоспособность не следует путать с трудоспособностью вообщем, т.е. со способностью человека делать те либо другие трудовые операции, участвовать в трудовой деятельности. Обычно, эта (ее можно именовать общая трудоспособность), находится в зависимости от возраста и состояния здоровья человека.

Подчеркнем, что право застрахованных на обеспечение по страхованию появляется со денька пришествия страхового варианта.
При всем этом право на получение страховых выплат в случае погибели застрахованного в итоге пришествия страхового варианта имеют:

  • нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении погибшего либо имевшие ко деньку его погибели право на получение от него содержания;
    ребенок погибшего, родившийся после его погибели;
  • один из родителей, супруг (жена) или другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении погибшего его детками, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет, или хотя и достигшими обозначенного возраста, но по заключению учреждения гос службы медико-социальной экспертизы (дальше – учреждение медико-социальной экспертизы) либо лечебно-профилактических учреждений гос системы здравоохранения общепризнанными нуждающимися по состоянию здоровья в стороннем уходе;
  • лица, состоявшие на иждивении погибшего, ставшие нетрудоспособными в течение 5 лет со денька его погибели.

В случае погибели застрахованного один из родителей, супруг (жена) или другой член семьи, неработающий и занятый уходом за детками, внуками, братьями и сестрами погибшего и ставший нетрудоспособным в период воплощения ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окончания ухода за этими лицами. Иждивенство несовершеннолетних малышей подразумевается и не просит доказательств.

Страховые выплаты в случае погибели застрахованного выплачиваются:

  • несовершеннолетним – до заслуги ими возраста 18 лет;
  • учащимся старше 18 лет – до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но менее чем до 23 лет;
  • дамам, достигшим возраста 55 лет, и мужикам, достигшим возраста 60 лет, – на всю жизнь;
  • инвалидам – на срок инвалидности;
  • одному из родителей, супругу (супруге) или другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении погибшего его детками, внуками, братьями и сестрами, – до заслуги ими возраста 14 лет или конфигурации состояния здоровья.

Также право на получение страховых выплат в случае погибели застрахованного в итоге пришествия страхового варианта может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в этом случае, когда часть заработка застрахованного являлась их неизменным и главным источником средств к существованию.

Лица, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено в согласовании с законодательством СССР либо законодательством Русской Федерации о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, проф болезнью или другим повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязательств, получают право на обеспечение по страхованию со денька вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ.

Принципиально выделить, что определение утраты трудоспособности связано с проведением медико-социальной экспертизы. Для этого ст. 13 «Освидетельствование, переосвидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы» Федерального закона № 125-ФЗ установила, что освидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы делается по воззванию страховщика, страхователя либо застрахованного или по определению судьи (суда) при представлении акта о злосчастном случае на производстве либо акта о проф заболевании.

Переосвидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы делается в установленные этим учреждением сроки. Переосвидетельствование застрахованного может выполняться досрочно по заявлению застрахованного или по воззванию страховщика либо страхователя. В случае несогласия застрахованного, страховщика, страхователя с заключением учреждения медико-социальной экспертизы обозначенное заключение может быть обжаловано застрахованным, страховщиком, страхователем в трибунал.

Уклонение застрахованного без почтительной предпосылки от переосвидетельствования в установленные учреждением медико-социальной экспертизы сроки тянет утрату права на обеспечение по страхованию до прохождения им обозначенного переосвидетельствования.

Более того, законодатель уместно представил, что в почти всех случаях основная толика вины за происшедшее лежит на пострадавшем. Потому ст. 14 «Учет вины застрахованного при определении размера каждомесячных страховых выплат» Федерального закона № 125-ФЗ говорит последующее.

Если при расследовании страхового варианта комиссией по расследованию страхового варианта установлено, что грубая неосторожность застрахованного способствовала появлению либо повышению вреда, причиненного его здоровью, размер каждомесячных страховых выплат миниатюризируется соответственно степени вины застрахованного, но менее чем на 25 процентов. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового варианта в процентах и указывается в акте о злосчастном случае на производстве либо в акте о проф заболевании.

При определении степени вины застрахованного рассматривается заключение профсоюзного комитета либо другого уполномоченного застрахованным презентабельного органа.

Размер каждомесячных страховых выплат, предусмотренных Федеральным законом № 125-ФЗ, не может быть уменьшен в случае погибели застрахованного.

При пришествии страховых случаев, подтвержденных в установленном порядке, отказ в возмещении вреда не допускается.
Вред, появившийся вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, возмещению не подлежит.

 

Права, обязанности и ответственность субъектов страхования

Напомним, что под термином субъект страхования понимают страховщика, страхователя и застрахованного.

Права и обязанности застрахованного установлены ст. 16 Федерального закона № 125-ФЗ.

Согласно ей застрахованный имеет право на:

1) обеспечение по страхованию в порядке и на критериях, которые установлены Федеральным законом;
2) роль в расследовании страхового варианта, в том числе с ролью профсоюзного органа или собственного доверенного лица;
3) обжалование решений по вопросам расследования страховых случаев в муниципальную инспекцию труда, профсоюзные органы и в трибунал;
4) защиту собственных прав и легитимных интересов, в том числе в суде;
5) бесплатное обучение неопасным способам и приемам работы без отрыва от производства, также с отрывом от производства в порядке, определяемом Правительством Русской Федерации, с сохранением среднего заработка и оплатой командировочных расходов;
6) самостоятельное воззвание в лечебно-профилактические учреждения гос системы здравоохранения и учреждения медико-социальной экспертизы по вопросам мед освидетельствования и переосвидетельствования;
7) воззвание в профсоюзные либо другие уполномоченные застрахованными презентабельные органы по вопросам неотклонимого общественного страхования от злосчастных случаев на производстве и проф болезней;
8) получение от страхователя и страховщика бесплатной инфы о собственных правах и обязательствах по неотклонимому соц страхованию от злосчастных случаев на производстве и проф болезней.

Застрахованный должен:

1) соблюдать правила по охране труда и аннотации по охране труда;
2) извещать страховщика об изменении места собственного жительства либо места работы, также о пришествии событий, влекущих изменение размера получаемого им обеспечения по страхованию либо утрату права на получение обеспечения по страхованию, в десятидневный срок со денька пришествия таких событий;
3) делать советы по мед, социальной и проф реабилитации в сроки, установленные программкой реабилитации пострадавшего в итоге злосчастного варианта на производстве и проф заболевания, проходить мед освидетельствования и переосвидетельствования в установленные учреждениями медико-социальной экспертизы сроки, также по направлению страховщика.

Права и обязанности страхователя установлены ст. 17 Федерального закона № 125-ФЗ.

Согласно ей страхователь имеет право:

1) участвовать в установлении ему надбавок и скидок к страховому тарифу;
2) добиваться роли органа исполнительной власти по труду в проверке корректности установления ему надбавок и скидок к страховому тарифу;
3) защищать свои права и легитимные интересы, также права и легитимные интересы застрахованных, в том числе в суде.
Страхователь должен:
1) вовремя представлять в исполнительные органы страховщика документы, нужные для регистрации в качестве страхователя;
2) в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы;
3) исполнять решения страховщика о страховых выплатах;
4) обеспечивать меры по предотвращению пришествия страховых случаев, нести в согласовании с законодательством Русской Федерации ответственность за необеспечение неопасных критерий труда;
5) расследовать страховые случаи в порядке, установленном Правительством Русской Федерации;
6) в течение суток со денька пришествия страхового варианта докладывать о нем страховщику;
7) собирать и представлять за собственный счет страховщику в установленные страховщиком сроки документы (их заверенные копии), являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, предназначения обеспечения по страхованию, и другие сведения, нужные для воплощения неотклонимого общественного страхования от злосчастных случаев на производстве и проф болезней;
8) направлять застрахованного в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование (переосвидетельствование) в установленные учреждением медико-социальной экспертизы сроки;
9) представлять в учреждения медико-социальной экспертизы заключения органа гос экспертизы критерий труда о нраве и об критериях труда застрахованных, которые предшествовали наступлению страхового варианта;
10) предоставлять застрахованному, нуждающемуся в лечении по причинам, связанным с пришествием страхового варианта, оплачиваемый отпуск для санаторно-курортного исцеления (сверх каждогоднего оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Русской Федерации) на весь период исцеления и проезда к месту исцеления и назад;
11) учить застрахованных неопасным способам и приемам работы без отрыва от производства за счет средств страхователя;
12) направлять на обучение по охране труда отдельные категории застрахованных в порядке, определяемом Правительством Русской Федерации;
13) вовремя докладывать страховщику о собственной реорганизации либо ликвидации;
14) исполнять решения гос инспекции труда по вопросам предотвращения пришествия страховых случаев и их расследования;
15) предоставлять застрахованному заверенные копии документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию;
16) объяснять застрахованным их права и обязанности, также порядок и условия неотклонимого общественного страхования от злосчастных случаев на производстве и проф болезней;
17) вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по установленной страховщиком форме;
18) докладывать страховщику обо всех узнаваемых обстоятельствах, имеющих значение при определении страховщиком в установленном порядке надбавок и скидок к страховому тарифу.

Права и обязанности страховщика установлены ст. 18 Федерального закона № 125-ФЗ.

Согласно статьи страховщик имеет право:

1) устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Русской Федерации, прибавки и скидки к страховому тарифу;
2) участвовать в расследовании страховых случаев, освидетельствовании, переосвидетельствовании застрахованного в учреждении медико-социальной экспертизы и определении его нуждаемости в социальной, мед и проф реабилитации;
3) направлять застрахованного в учреждение медико-социаль­ной экспертизы на освидетельствование (переосвидетельствование);
4) инспектировать информацию о страховых случаях в организациях хоть какой организационно-правовой формы;
5) вести взаимодействие с гос инспекцией труда, органами исполнительной власти по труду, учреждениями медико-социальной экспертизы, профсоюзными, а также с другими уполномоченными застрахованными органами по вопросам неотклонимого общественного страхования от злосчастных случаев на производстве и проф болезней;
6) давать советы по предупреждению пришествия страховых случаев;
7) защищать свои права и легитимные интересы, также права и легитимные интересы застрахованных, в том числе в суде.
Страховщик должен:
1) вовремя регистрировать страхователей;
2) производить сбор страховых взносов;
3) вовремя производить обеспечение по страхованию в размерах и сроки, которые установлены Федеральным законом №125-ФЗ, включая нужную доставку и пересылку средств на обеспечение по страхованию;
4) производить обеспечение по страхованию лиц, имеющих право на его получение и выехавших на неизменное место жительства за границы Русской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Русской Федерации;
5) передавать федеральному органу исполнительной власти по труду средства для воплощения им мероприятий по обучению, предусмотренному подп. 12 п. 2 ст. 17 Федерального закона №125-ФЗ, и участвовать в осуществлении контроля за корректностью использования этих средств;
6) обеспечивать учет использования средств на воплощение неотклонимого общественного страхования от злосчастных случаев на производстве и проф болезней;
7) исполнять решения гос инспекции труда по вопросам неотклонимого общественного страхования от злосчастных случаев на производстве и проф болезней;
8) держать под контролем деятельность страхователя по выполнению им обязательств, предусмотренных ст. 17 и ст. 19 Федерального закона №125-ФЗ;
9) объяснять застрахованным и страхователям их права и обязанности, также порядок и условия неотклонимого общественного страхования от злосчастных случаев на производстве и проф болезней;
10) аккумулировать капитализированные платежи в случае ликвидации страхователя;
11) производить нужные меры, обеспечивающие финансовую устойчивость системы неотклонимого общественного страхования от злосчастных случаев на производстве и проф болезней, включая формирование резервов средств на воплощение обозначенного вида общественного страхования, в согласовании с Федеральным законом о бюджете Фонда общественного страхования Русской Федерации на соответственный денежный год;
12) обеспечивать конфиденциальность приобретенных в итоге собственной деятельности сведений о страхователе, застрахованном и лицах, имеющих право на получение страховых выплат.

Ответственность субъектов страхования установлена в ст. 19 Федерального закона №125-ФЗ.

Страхователь несет ответственность за неисполнение либо ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязательств по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным.

Нарушение установленного ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ срока регистрации в качестве страхователя у страховщика тянет взыскание штрафа в размере 5 тыщ рублей.

Нарушение установленного ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ срока регистрации в качестве страхователя у страховщика более чем на 90 дней тянет взыскание штрафа в размере 10 тыщ рублей.

Воплощение физическим лицом, заключившим трудовой контракт с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика тянет взыскание штрафа в размере 10 процентов облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период воплощения деятельности без обозначенной регистрации у страховщика, но более 20 тыщ рублей.

Неуплата либо неполная уплата сумм страховых взносов в итоге занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, другого неверного исчисления сумм страховых взносов либо других неправомерных действий (бездействия) тянет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а предумышленное совершение обозначенных деяний – в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.

Нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности либо ее непредставление тянет взыскание штрафа в размере одной тыщи рублей, а повторное совершение обозначенных деяний в течение календарного года – в размере 5 тыщ рублей.
Вербование страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Русской Федерации для вербования к ответственности за налоговые правонарушения.

Суммы сделанных страхователем с нарушением требований законодательных либо других нормативных правовых актов или не подтвержденных документами в установленном порядке расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с злосчастным случаем на производстве и проф болезнью, также на оплату отпуска застрахованного (сверх каждогоднего оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Русской Федерации) на весь период исцеления и проезда к месту исцеления и назад, в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.

Страхователь несет ответственность за достоверность представляемых страховщику сведений, нужных для предназначения застрахованным обеспечения по страхованию. В случае недостоверности обозначенных страхователем сведений лишне понесенные расходы на обеспечение по страхованию в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.

Вербование к административной ответственности за нарушения требований реального Федерального закона осуществляется в согласовании с Кодексом Русской Федерации об административных правонарушениях.

Страховщик несет ответственность за воплощение неотклонимого общественного страхования от злосчастных случаев на производстве и проф болезней, корректность и своевременность обеспечения по страхованию застрахованных и лиц, имеющих право на получение страховых выплат в согласовании с реальным Федеральным законом.

Застрахованный и лица, которым предоставлено право на получение страховых выплат, несут ответственность в согласовании с законодательством Русской Федерации за достоверность и своевременность представления ими страховщику сведений о пришествии событий, влекущих изменение обеспечения по страхованию, включая изменение размера страховых выплат либо прекращение таких выплат.

В случае сокрытия либо недостоверности обозначенных ими сведений, нужных для доказательства права на получение обеспечения по страхованию, застрахованный и лица, которым предоставлено право на получение страховых выплат, должны компенсировать страховщику лишне понесенные им расходы добровольно либо на основании решения суда.

 

Средства на воплощение страхования от проф рисков

Важной процедурой воплощения неотклонимого страхования от злосчастных случаев на производстве и проф болезней является устанавливаемое ст. 20 Федерального закона №125-ФЗ формирование средств.

Средства на воплощение неотклонимого общественного страхования от злосчастных случаев на производстве и проф болезней формируются за счет:

1) неотклонимых страховых взносов страхователей;
2) взыскиваемых штрафов и пени;
3) капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;
4) других поступлений, не противоречащих законодательству Русской Федерации.

Средства на воплощение неотклонимого общественного страхования от злосчастных случаев на производстве и проф болезней отражаются в доходной и расходной частях бюджета Фонда общественного страхования Русской Федерации, утверждаемого Федеральным законом, отдельными строчками. Обозначенные средства являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат.

Поясним, что страховой взнос – неотклонимый платеж по неотклонимому соц страхованию от злосчастных случаев на производстве и проф болезней, рассчитанный исходя из страхового тарифа и скидки (прибавки) к страховому тарифу, который страхователь должен внести страховщику.

Страховой тариф – ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных.

Важный для страхователя вопрос – размер страхового тарифа. Он определен статьей 21 Федерального закона №125-ФЗ. Установлено, что страховые тарифы, дифференцированные по классам проф риска, инсталлируются Федеральным законом. Проект такового Федерального закона раз в год вносится Правительством Русской Федерации в Муниципальную Думу Федерального Собрания Русской Федерации.

Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки либо прибавки, устанавливаемых страховщиком.
Размер обозначенной скидки либо прибавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превосходить 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответственного класса проф риска.

Обозначенные скидки и прибавки инсталлируются страховщиком в границах страховых взносов, установленных подходящим разделом доходной части бюджета Фонда общественного страхования Русской Федерации, утверждаемого Федеральным законом.

Страховые взносы, кроме надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на соц страхование и врубаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) или врубаются в смету расходов на содержание страхователя.

Прибавки к страховым тарифам и штрафы, предусмотренные ст. 15 и 19 Федерального закона № 125-ФЗ, уплачиваются страхователем из суммы прибыли, находящейся в его распоряжении, или из сметы расходов на содержание страхователя, а при отсутствии прибыли относятся на себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Законодатель установил, что в случае реорганизации страхователя – юридического лица его обязанности, установленные Федеральным законом №125-ФЗ, включая обязанность по уплате страховых взносов, перебегают к его правопреемнику.

При ликвидации страхователя – юридического лица он должен внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Русской Федерации.

В состав ликвидационной комиссии может врубаться представитель страховщика.

Статья 24 Федерального закона №125-ФЗ установила порядок учета и отчетности по неотклонимому соц страхованию от злосчастных случаев на производстве и проф болезней.

Страхователи в установленном порядке производят учет случаев производственного травматизма и проф болезней застрахованных и связанного с ними обеспечения по страхованию, ведут муниципальную ежеквартальную статистическую, также бухгалтерскую отчетность.

Страхователи ежеквартально не позже 15-го числа месяца, последующего за истекшим кварталом, представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком.

Муниципальная ежеквартальная статистическая отчетность страхователей о производственном травматизме, проф заболеваниях и связанных с этим вещественных издержек представляется в порядке, устанавливаемом Правительством Русской Федерации.

Страхователь и его должностные лица несут установленную законодательством Русской Федерации ответственность за непредставление либо недостоверность статистической, также бухгалтерской отчетности.

Напомним, что сущность общественного страхования проф рисков – в одновременном решении 3-х принципиальных социально-экономических заморочек, возникающих при причинении вреда жизни, здоровью и трудоспособности работника в процессе его трудовой деятельности у работодателя.

Во-1-х, нужно «компенсировать» причиненный вред, т.е. обеспечить пострадавшему (и/либо членам его семьи) достаточный уровень и состояние жизни.

Во-2-х, нужно защитить интересы общества в лице страны от последствий такового вреда как в виде муниципального регулирования профилактики производственного травматизма и проф заболеваемости, так и в виде возложения всех расходов на профилактику и на возмещение вреда на работодателя – устроителя производства.

В-3-х, нужно защитить интересы работодателя от «внезапно» наступивших и непосильных для него долгих и масштабных платежей, направленных на возмещение последствий злосчастного варианта и/либо проф заболевания.

Подчеркнем, что неотклонимым соц страхованием от риска производственных травм (злосчастных случаев на производстве) и проф болезней все эти трудности решаются сразу. Но, чтоб такое решение было высокоэффективным и взаимоприемлемым, нужны особые механизмы страхования.

В различных странах эти механизмы различны. В нашей стране за базу взята немецкая модель страхования как более комфортная для исходного периода «эпохи общественного страхования», – полностью нового дела для нашей страны.

При всем этом законодатель стремился, с одной стороны (1-ая основная задачка), непременно обеспечить высшую степень социальной защищенности пострадавших на производстве, легитимные интересы и естественные права которых часто грубо попираются, а с другой стороны (2-ая основная задачка), накрепко обеспечить высшую степень экономической заинтригованности работодателя в обеспечении неопасных критерий труда работников.

1-ая задачка решена условием обязательности страхования работодателем работников от злосчастных случаев на производстве и проф болезней, гарантированности возмещения вреда работнику или членам его семьи страховщиком вне зависимости от воли и денежного положения работодателя, достаточности уровней страховых тарифов.

Решение 2-ой задачки возложено на предусмотренный Федеральным законом № 125-ФЗ механизм двухэтапного дифференцирования страховых тарифов.

1-ый шаг дифференцирования страховых тарифов заключается в установлении разных страховых тарифов для разных классов проф риска. Установление таких тарифов базируется на идее различного уровня риска в разных отраслях производства и «коллективной ответственности» всех компаний отрасли (подотрасли). При всем этом поначалу осуществляется отнесение отраслей (подотраслей) экономики к установленным классам проф риска, а потом и организаций-страхователей – к этим отраслям (подотраслям).

2-ой шаг дифференцирования страховых тарифов заключается в установлении страховщиком каждогодней скидки либо прибавки к страховому тарифу, размер которых устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию. При всем этом размер скидок и надбавок не может превосходить 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответственной отрасли (подотрасли) экономики.

Дело в том, что классы проф риска, дифференцируя страховые взносы (надлежащие тарифу) по отраслевому (подотраслевому) принципу и обобщая в этих границах экономические характеристики производственного травматизма и проф заболеваемости, не учитывают многие принципиальные свойства организации охраны труда у определенных страхователей, к примеру, такие, как последствия и частота случаев производственного травматизма и проф болезней.

Установление скидок и надбавок увеличивает эффективность профилактических мероприятий, проводимых определенным страхователем, конкретно оказывает влияние на конечный размер страховых взносов. Тем самым такое установление является полезным инвентарем усиления экономических стимулов для работодателя-страхователя по более кропотливой организации работы по охране труда, детальному планированию и осуществлению нужных и достаточных профилактических мер по предотвращению случаев производственного травматизма и проф заболеваемости.

Разглядим это более детально.

 

Определение размера страховых тарифов

Раз в год на один год для страхователей устанавливают страховые тарифы на непременное соц страхование от злосчастных случаев на производстве и проф болезней в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответственных случаях – к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в согласовании с видами экономической деятельности по 32 классам проф риска в границах от I класса проф риска – 0,2 до XXXII класса проф риска – 8,5.

 

Определение скидок и надбавок к тарифам

Постановлением Правительства Русской Федерации от 6 сентября 2001 г. № 652 были утверждены «Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на непременное соц страхование от злосчастных случаев на производстве и проф заболеваний», которые употребляют отраслевой подход.

В согласовании с этими Правилами размер скидки и прибавки рассчитывается страховщиком по утвержденной «Методике расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на непременное соц страхование от злосчастных случаев на производстве и проф заболеваний».

Основная мысль этой методики состоит в сопоставлении 3-х более принципиальных главных характеристик (с позиции страхования от злосчастных случаев и проф болезней) страхователя со среднеотраслевыми значениями. При этом периодом, за который берутся эти характеристики, является предыдущий календарный год. Если в среднем эти характеристики больше/меньше отраслевых, то пропорционально превышению/понижению, но менее 40% страхового тарифа, установленного страхователю, начисляется прибавка/скидка.

При всем этом размер скидки равен нулю, если у страхователя по состоянию на конец предыдущего календарного года уровень проведения аттестации рабочих мест по условиям труда меньше 0,3 либо уровень проведения неотклонимых подготовительных и повторяющихся мед осмотров меньше 0,9. Практика показала, что это резко активизировало работу по аттестации рабочих мест.

В качестве 3-х характеристик состояния дела у страхователя выбрано:

  • отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми вариантами к начисленной сумме страховых взносов;
  • количество страховых случаев у страхователя на тыщу работающих;
  • количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай.

В критериях, когда скидки инсталлируются в заявительном порядке и подавляющее большая часть страхователей (около 70%) никогда не имели страховых случаев, количество скидок при соответственном воззвании страхователей значительно (в пару раз) может превысить количество надбавок. Как следует, при большенном числе заявлений от страхователей на установление скидок, размер последних возможно окажется много ниже, чем их ожидаемые (рассчитываемые страхователями) размеры.

Федеральным законом от 24 июля1998 г. № 125-ФЗ и Правилами определено, что скидки и прибавки инсталлируются Фондом на текущий календарный год в границах страховых взносов, предусмотренных подходящим разделом доходной части бюджета Фонда, утверждаемого Федеральным законом. Это положение значит, что суммы скидок и надбавок, установленные всем страхователям, должны быть равны меж собой.

В заявлении страхователь показывает просьбу об установлении ему скидки. Размер скидки в заявлении не указывается.

Критериями рассмотрения Фондом заявления страхователя о предоставлении скидки являются: воплощение страхователем финансово-хозяйственной деятельности с момента его гос регистрации в течение более 3 лет; своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов; отсутствие задолженности по страховым взносам.

Заметим, что если у страхователя по состоянию на конец предыдущего календарного года уровень проведения аттестации рабочих мест по условиям труда меньше 0,3 либо уровень проведения неотклонимых подготовительных и повторяющихся мед осмотров меньше 0,9, один из коэффициентов будет равен нулю, и, как следует, скидка также будет приравниваться нулю.

Потому страхователям, у каких мед осмотры и аттестация рабочих мест не проведены либо проведены недостаточно, обращаться за получением скидки не имеет смысла.

В заявлении размер скидки не указывается, и, соответственно, к заявлению не прикладывается расчет (обоснование) размера скидки в связи с тем, что рассчитывает размер скидки ФСС РФ (п. 3 Правил). К тому же страхователь без получения ряда сведений от ФСС РФ без помощи других размер скидки просчитать не сумеет. Страхователь не обладает сведениями о производимых ФСС РФ суммах страховых выплат и оплаты дополнительных расходов на мед, социальную и профессиональную реабилитацию. Эти сведения нужны для расчета 1-го из главных характеристик, применяемых для установления скидки и прибавки, а конкретно показателя «астр», т.е. дела суммы обеспечения по страхованию (включая суммы выплат пособий по временной нетрудоспособности, страховых выплат и оплаты дополнительных расходов на мед, социальную и профессиональную реабилитацию, произведенные суммарно страхователем и ФСС РФ) в связи со всеми страховыми вариантами к начисленной сумме страховых взносов.

ФСС РФ после получения соответственного заявления от страхователя на основании отчетных данных, приобретенных из его расчетной ведомости по средствам ФСС РФ (форма 4-ФСС РФ) за предыдущий календарный год, его сведений о страховых случаях за предыдущий календарный год и данных личных (учетных) дел пострадавших, перед которыми страхователь несет ответственность за причинение вреда жизни либо здоровью, рассчитывает значения 3-х главных характеристик, применяемых для установления скидок и надбавок (астр, bстр, сстр), а потом и скидку по формуле, обозначенной в п. 12 Методики.

При установлении скидки и прибавки в случае необходимости ФСС РФ также употребляет сведения о страховых случаях, приобретенные от органов федеральной инспекции труда и других, специально уполномоченных органов, осуществляющих муниципальный надзор за соблюдением правил по неопасному ведению работ в отдельных отраслях и на неких объектах индустрии.

Все деяния по расчету главных характеристик и расчету скидки ФСС РФ должен совершить в течение 1-го месяца начиная с даты регистрации заявления страхователя. На заявлении ставится дата его приема, подпись должностного лица, принявшего заявление, указывается Ф.И.О. этого должностного лица и ставится штамп исполнительного органа ФСС РФ. По желанию страхователя исполнительный орган ФСС РФ может поставить аналогичную отметку о регистрации на копии заявления страхователя.

Извещение о любом решении ФСС РФ об установлении прибавки, отказе в установлении скидки либо об установлении скидки направляется (вручается) страхователю в 10-дневный срок со денька его принятия. В решении ФСС РФ об отказе в установлении скидки должны быть указаны аргументированные основания отказа.

Решения об установлении скидок и надбавок оформляются приказами ФСС РФ. Исполнительный орган ФСС РФ после установления скидки и прибавки направляет страхователю в вышеуказанный 10-дневный срок «Уведомление о размере страховых взносов на непременное соц страхование от злосчастных случаев на производстве и проф заболеваний» с указанием в нем месяца конфигурации размера страховых взносов. При установлении прибавки указывается месяц, последующий за месяцем установления обозначенной прибавки ФСС РФ, а при установлении скидки – с начала текущего года.

Скидки и прибавки инсталлируются ФСС РФ лишь на текущий год.

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ п. 1 и 2 и п. 1 ст. 17 страхователю предоставлено право участвовать в установлении ему надбавок и скидок, также добиваться роли органа исполнительной власти по труду в проверке корректности установления ему надбавок и скидок.

Потому предвидено, что разногласия, возникающие меж ФСС РФ и страхователем по вопросам размера скидки либо прибавки, установленной страхователю, рассматриваются согласительной комиссией, состоящей из представителей сторон, либо в судебном порядке.
Скидки и прибавки к страховым тарифам на непременное соц страхование от злосчастных случаев на производстве и проф болезней (дальше – скидки и прибавки) инсталлируются Фондом на текущий календарный год в размерах менее 40 процентов страхового тарифа исходя из последующих главных характеристик по итогам деятельности страхователя за предыдущий календарный год:

Показатель «а» – отношение суммы обеспечения по неотклонимому соц страхованию от злосчастных случаев на производстве и проф болезней (дальше – обеспечение по страхованию) в связи со всеми страховыми вариантами к начисленной сумме страховых взносов по неотклонимому соц страхованию от злосчастных случаев на производстве и проф болезней (дальше – страховые взносы).

Показатель «а» рассчитывается по последующей формуле:

а = О/V,

где О – сумма обеспечения по страхованию, в которую врубаются суммы выплат пособий по временной нетрудоспособности, страховых выплат и оплаты дополнительных расходов на мед, социальную и профессиональную реабилитацию за предыдущий календарный год, произведенные суммарно страхователем и Фондом в связи со страховыми вариантами, произошедшими за весь период воплощения страхователем финансово-хозяйственной деятельности, рублей,
V – сумма начисленных страховых взносов за предыдущий календарный год, рублей.

Показатель «b» – количество страховых случаев на тыщу работающих.
Показатель «b» рассчитывается по последующей формуле:
b = (К/N) х 1000,
где К – количество страховых случаев за предыдущий календарный год;
N – среднесписочная численность работающих за предыдущий календарный год, человек.
Показатель «с» – количество дней временной нетрудоспособности в связи со страховыми вариантами, на один страховой случай.
Показатель «с» рассчитывается по последующей формуле:
с = Т/К,
где Т – количество дней временной нетрудоспособности за предыдущий календарный год в связи со страховыми вариантами.
К – количество страховых случаев за предыдущий календарный год.
Средние значения главных характеристик, обозначенных выше по отраслям (подотраслям) экономики (аотр, bотр, сотр) рассчитываются и утверждаются Фондом по согласованию с Минтрудом Рф не позже 31 марта текущего календарного года.
Прибавка устанавливается страхователю Фондом в случае, если значения обозначенных выше главных характеристик страхователя больше официально утвержденных средних значений подобных характеристик по отрасли (подотрасли), которой соответствует основной вид деятельности страхователя.
Скидка устанавливается страхователю Фондом в случае, если значения обозначенных выше главных характеристик страхователя меньше официально утвержденных средних значений подобных характеристик по отрасли (подотрасли), которой соответствует основной вид деятельности страхователя.
Размер скидки либо прибавки устанавливается в процентах к страховому тарифу с точностью до целых значений.
Расчет и установление надбавок страхователю устанавливается Фондом, который рассчитывает размер прибавки (Р) по каждому страхователю по последующей формуле:
Р = ((астротр + bстр/bотр + сстротр)/3 - 1) х 100%, (1)
где астр, bстр, сстр – характеристики «а», «b», «с», рассчитанные для каждого страхователя; аотр, bотр, сотр – средние значения характеристик по отрасли (подотрасли), которой соответствует основной вид деятельности страхователя.

Страхователю, у которого 0 < Р < 40%, устанавливается прибавка к страховому тарифу в размере приобретенного по формуле (1) значения (с учетом округления).

Страхователю, у которого Р ? 40%, прибавка устанавливает в размере 40 процентов.

Расчет скидок (С) делается по каждому страхователю, заявление которого принято Фондом к рассмотрению, по последующей формуле:
С = (1 - (астротр + bстр/bотр + сстротр)/3) х q1 х q2 х 100%, (2)
где q1 – коэффициент уровня проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у страхователя: уровнем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у страхователя является отношение числа рабочих мест, по которым проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, к их общему числу у страхователя;
q1 = 0, если у страхователя по состоянию на конец предыдущего календарного года уровень проведения аттестации рабочих мест по условиям труда меньше 0,3;
q1 = 1, если у страхователя по состоянию на конец предыдущего календарного года уровень проведения аттестации рабочих мест по условиям труда больше либо равен 0,3;
q2 - коэффициент уровня проведения неотклонимых подготовительных и повторяющихся мед осмотров у страхователя: уровнем проведения неотклонимых подготовительных и повторяющихся мед осмотров у страхователя является отношение числа работников, прошедших неотклонимые подготовительные и повторяющиеся мед осмотры, к числу всех работников, подлежащих данным видам осмотра, у страхователя;
q2 = 0, если у страхователя по состоянию на конец предыдущего календарного года уровень проведения неотклонимых подготовительных и повторяющихся мед осмотров меньше 0,9;
q2 = 1, если у страхователя по состоянию на конец предыдущего календарного года, уровень проведения неотклонимых подготовительных и повторяющихся мед осмотров больше либо равен 0,9.

Страхователю, у которого 0 < С < 40%, скидка к страховому тарифу устанавливается в размере приобретенного по формуле (2) значения (с учетом округления). Страхователю, у которого С ? 40%, скидка устанавливается в размере 40%.

 

Частичное внедрение страхователями страховых взносов на профилактику страховых случаев

Раз в год в согласовании с принимаемым на каждый год Федеральным законом «О страховых тарифах на непременное соц страхование от злосчастных случаев на производстве и проф болезней на «такой-то» год» Правительство Русской Федерации утверждает Положение о финансировании в «таком-то» году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и проф болезней работников и поручает Минздравсоцразвития Рф создать и утвердить список предупредительных мер на «такой-то» год по сокращению производственного травматизма и проф болезней работников, отчасти финансируемых за счет страховых взносов по неотклонимому соц страхованию от злосчастных случаев на производстве и проф болезней Фондом общественного страхования РФ.

Данное Положение определяет порядок и условия частичного финансирования в наступившем году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и проф болезней работников за счет страховых взносов по неотклонимому соц страхованию от злосчастных случаев на производстве и проф болезней, перечисленных страхователями Фонду общественного страхования Русской Федерации за предшествующий год.

Фонд общественного страхования Русской Федерации вправе принять решение об отказе в финансировании предупредительных мер при наличии у страхователя задолженности по уплате страховых взносов либо отсутствии документов, обосновывающих необходимость частичного финансирования предусмотренных страхователем предупредительных мер.

Страхователь ведет учет средств, направляемых на финансирование предупредительных мер, и ежеквартально представляет в Фонд общественного страхования Русской Федерации отчет об их использовании (по утвержденной форме).

Контроль за мотивированным внедрением страхователем средств на проведение предупредительных мер осуществляется Фондом общественного страхования Русской Федерации.

Публичный контроль за внедрением страхователем обозначенных средств осуществляется представителями проф союзов либо других уполномоченных работниками презентабельных органов.

Расходы, произведенные страхователем при отсутствии решения Фонда общественного страхования Русской Федерации либо в нарушение такового решения, также не подтвержденные документами о мотивированном использовании средств, не засчитываются Фондом общественного страхования Русской Федерации в счет уплаты страховых взносов.

Споры по вопросам частичного использования страховых взносов на финансирование предупредительных мер разрешаются в согласовании с законодательством Русской Федерации.

 

Обеспечение по страхованию

Напомним, что обеспечение по страхованию – страховое возмещение вреда, причиненного в итоге пришествия страхового варианта жизни и здоровью застрахованного, в виде валютных сумм, выплачиваемых или компенсируемых страховщиком застрахованному либо лицам, имеющим на это право в согласовании с Федеральным законом № 125-ФЗ.

Виды обеспечения по страхованию установлены в ст. 8 Федерального закона № 125-ФЗ.

Обеспечение по страхованию осуществляется:
1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на непременное соц страхование от злосчастных случаев на производстве и проф болезней;
2) в виде страховых выплат:
единовременной страховой выплаты застрахованному или лицам, имеющим право на получение таковой выплаты в случае его погибели;
каждомесячных страховых выплат застрахованному или лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его погибели;
3) в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с мед, социальной и проф реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового варианта, на:

  • исцеление застрахованного, осуществляемое на местности Русской Федерации конкретно после произошедшего томного злосчастного варианта на производстве до восстановления трудоспособности либо установления стойкой утраты проф трудоспособности;
  • приобретение фармацевтических средств, изделий мед предназначения и личного ухода;
  • сторонний (особый мед и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;
  • проезд застрахованного, а в нужных случаях и на проезд провождающего его лица для получения отдельных видов мед и социальной реабилитации (исцеления конкретно после произошедшего томного злосчастного варианта на производстве, мед реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, получения специального тс, заказа, примерки, получения, ремонта, подмены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации) и при направлении его страховщиком в учреждение медико-социальной экспертизы и в учреждение, осуществляющее экспертизу связи заболевания с профессией;
  • мед реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату исцеления, проживания и питания застрахованного, а в нужных случаях оплату проезда, проживания и питания провождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх каждогоднего оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Русской Федерации) на весь период его исцеления и проезда к месту исцеления и назад;
  • изготовка и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;
  • обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт;
  • обеспечение тс при наличии соответственных мед показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и полный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы; проф обучение (переобучение).

При всем этом оплата дополнительных расходов за исключением оплаты расходов на исцеление застрахованного конкретно после произошедшего томного злосчастного варианта на производстве, делается страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в согласовании с программкой реабилитации пострадавшего в итоге злосчастного варианта на производстве и проф заболевания в обозначенных видах помощи, обеспечения либо ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Русской Федерации.

Если застрахованный сразу имеет право на бесплатное либо льготное получение одних и тех же видов помощи, обеспечения либо ухода в согласовании с федеральными законами и нормативными правовыми актами Русской Федерации, ему предоставляется право выбора соответственного вида помощи, обеспечения либо ухода по одному основанию.

Возмещение застрахованному утраченного заработка в части оплаты труда по гражданско-правовому договору, в согласовании с которым не предусмотрена обязанность уплаты работодателем страховых взносов страховщику, также в части выплаты авторского гонорара, на который не начислены страховые взносы, осуществляется причинителем вреда.

Возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с злосчастным случаем на производстве либо проф болезнью, осуществляется причинителем вреда в общем порядке штатского права.

Reklama