Жизненные сценарии человека

Каждый человек еще в детстве, почаще всего безотчетно, задумывается о собственной будущей жизни, вроде бы прокручивает в голове свои актуальные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, к примеру, каким человеком будет его супруг (жена), сколько в их семье будет малышей и т.п. «Сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем (Э. Берн). Сценарий — это равномерно развертывающийся актуальный план, который формируется еще в ранешном детстве в главном под влиянием родителей.

Этот психический импульс толкает с большой силой человека вперед, навстречу его судьбе, и очень нередко независимо от его сопротивления либо свободного выбора.

Актуальные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании, которое ребенок принимает по трем причинам: во-1-х, оно дает жизни цель, которую в неприятном случае пришлось бы искать самому; все, что делает ребенок, в большинстве случаев он делает для других людей, обычно для родителей. Во-2-х, родительское программирование дает ему метод структурировать свое время (другими словами приемлемо для его родителей). В-3-х, ребенку нужно указывать, как поступать и делать те либо другие вещи. Обучаться самому любопытно, но не очень удобно обучаться на собственных ошибках. Предки, программируя жизнь собственных малышей, передают им собственный опыт, все то, чему они научились (либо задумываются, что научились). Если предки лузеры, то они передают свою программку лузеров. Если же они фавориты, то соответственно программируют судьбу собственного малыша. Длительная модель всегда подразумевает сюжетную линию. И хотя итог предопределен родительским программированием в добрую либо дурную сторону, ребенок может выбрать собственный свой сюжет.

Согласно концепции трансактного анализа Э. Берна, сценарий подразумевает: 1)родительские указания; 2)подходящее личностное развитие; 3)решение в детском возрасте; 4)действительную «включенность» в некий особый способ, несущий фуррор либо беду.

Театральные сценарии в главном интуитивно выводятся из актуальных сценариев. Наилучший метод это осмыслить разглядеть связи и сходство меж ними. 1. Оба сценария базируются, как это ни удивительно, на ограниченном количестве тем. 2. Определенное течение жизни в главном имеет прогнозируемый итог, если, естественно, на актуальном пути нет помех и препятствий. Но для диалога, произнесенного спецефическим образом, нужно, чтоб выработалась соответственная этому диалогу мотивация. Как в театре, так и в реальной жизни высказывания произносятся так, чтоб реакция их оправдывала и далее развивала действие. Если герой поменяет текст и состояние «Я», то партнеры будут реагировать по другому. К примеру, если во время представления Гамлет вдруг начнет читать строчки из другой пьесы, тогда Офелия тоже должна будет поменять собственный текст, чтоб сделать происходящее осмысленным. Но ведь тогда все представление пойдет по другому. 3. Сценарий должен быть доработан и отрепетирован, до этого чем будет готов для драматического представления. В театре есть чтение, прослушивания, репетиции и прогон перед премьерой. А актуальный сценарий запускается еще в детском возрасте в той примитивной форме, которая именуется «протоколом». Тут уже другие исполнители. Они ограничены в семье кругом родителей, братьев, сестер, а в интернате либо детском доме — кругом товарищей и воспитателей. Они все играют свои роли, ибо любая семья (либо детский дом) представляет собой институт, в каком ребенок в большинстве случаев не получает уроков особенной гибкости. В период отрочества ребенок встречается с огромным количеством людей. Он интуитивно отыскивает тех партнеров, которые сыграли бы роли, требуемые его сценарием (они это делают, ибо ребенок играет роль, предполагаемую их сценарием). В это время ребенок дорабатывает собственный сценарий с учетом собственного окружения. Интрига остается той же самой, но действие немного изменяется. В большинстве случаев это нечто вроде пробного представления. Благодаря ряду таких адаптаций сценарий приобретает определенную форму, он уже вроде бы готов для самой «большой сцены» — финишного акта. Если это был так именуемый неплохой сценарий, то все благополучно завершается «прощальным обедом». Если же это был нехороший сценарий, то «прощание» может звучать с больничной кровати, с порога тюремной камеры либо из психиатрической поликлиники. 4. Практически в каждом актуальном и театральном сценариях есть роли не плохих людей и злодеев, счастливцев и лузеров. Кого считать неплохим либо нехорошим, кого счастливчиком, а кого лузером, определяется очень специфически для каждого сценария. Но совсем ясно, что в каждом из их находятся эти четыре типа, объединенные время от времени в две роли. К примеру, в ковбойском сценарии неплохой юноша практически всегда бывает победителем, а злодей — лузером. Фаворит обычно выживает, а лузер гибнет либо наказывается. В сценарном анализе психоаналитики именуют фаворитов Царевичами и Принцессами, а лузеров — зовут Лягушками. Задачка анализа состоит в превращении Лягушек в Принцов и Принцесс. Чтоб это выполнить, психоаналитик должен узнать, что представляет в сценарии пациента добротных людей либо злодеев. Дальше нужно узнать, какого рода победителем способен быть пациент. Он может сопротивляться превращению его в фаворита, потому что, может быть, идет к психоаналитику совершенно не для этого. Может быть, он желает стать храбрым лузером. Это полностью допустимо, ибо став бравым лузером, он ощутит себя удобнее в собственном сценарии, тогда как превратившись в фаворита, он должен будет отрешиться от сценария отчасти либо на сто процентов и начинать все поначалу. Этого люди обычно боятся. 5. Сцены в актуальном сценарии человека определяются и мотивируются заблаговременно, точно так же, как и театральные. Простейщий пример: ситуация, когда кончается бензин в бензобаке автомобиля. Его обладатель всегда определяет это за день-два вперед по свидетельствам счетчика, он соображает: «Нужно заправиться», но… этого не делает. Практически не бывает, чтоб бензин кончился одномоментно, если в машине все исправно. Но в сценарии лузера это почти всегда равномерно надвигающееся событие и как бы запланированная сцена. Многие Фавориты проходят весь собственный актуальный путь, никогда «не оставшись без бензина». Если сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в дальнейшем, то актуальный путь — это то, что происходит в реальности. Актуальный путь в некий степени предопределен на генном уровне (вспомним концепцию виктимологии Ч. Тойча), также положением, которое делают предки, и разными наружными обстоятельствами. Заболевания, злосчастные случаи, война могут сорвать даже самый кропотливый, всесторонне обоснованный актуальный план. То же может случиться, если «герой» вдруг войдет в сценарий какого-либо незнакомца, к примеру хулигана, убийцы, автолихача. Композиция схожих причин может закрыть путь для реализации определенной полосы и даже предназначить трагичность актуального пути. Существует много сил, влияющих на людскую судьбу: родительское программирование, поддерживаемое «внутренним голосом», который древнейшие звали «бесом»; конструктивное родительское программирование, поддерживаемое, подталкиваемое течением жизни; домашний генетический код, расположенность к определенным актуальным дилеммам и методам поведения; наружные силы, все еще именуемые судьбой; свободные устремления самого человека. Продуктом деяния этих сил и оказываются различные типы актуального пути, которые могут смешиваться и вести к одному либо другому типу судьбы: сценарному, несценарному, насильному либо независящему. Но в конечном счете судьба каждого человека определяется им самим, его умением мыслить и уместно относиться ко всему происходящему в внешнем мире. Человек сам планирует свою жизнь. Только тогда свобода дает ему силу производить свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать их, а если нужно и отстаивать их либо биться с планами других. Даже если актуальный план человека определен другими людьми либо в некий степени обоснован генетическим кодом, то тогда и вся его жизнь будет свидетельствовать о неизменной борьбе.

Вероятны четыре главные актуальные сценария: 1) «Я» — неплохой, «Они все — отличные, жизнь — хороша» — сценарий «фаворита»; 2) «Я» — нехороший, «ОНИ» — плохи, жизнь — плоха» — сценарий «побежденного», лузера; 3) «Я» — неплохой, но «ОНИ» — нехорошие, жизнь — плоха» — сценарий «озлобленного пессимиста»; 4) «Я» — нехороший, а «ОНИ» — отличные — сценарий «комплекса неполноценности». Актуальный сценарий оказывает свое воздействие на те актуальные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, в браке, в сфере человечьих отношений. Актуальные позиции, либо отношение человека к определенной собственной жизни, могут быть позитивны, негативны, можно выделить семь вариантов актуальных позиций.

1. Идеализация действительности 7. Убежденность 2. Крушение надежд 6. Решительность 3. Вызов всему 5. Понимание (непослушание) 4. Уход от дел

Рис. 6.8. Типы актуальных позиций

Идеализация реальности — это позиция новенького, для нее свойственны ожидание, интерес, вера в то, что у их практически все пойдет отлично (типична для исходного шага карьеры, при вступлении в брак).

Когда у человека появляется понимание углубляющегося разрыва меж гиперболизированными ожиданиями и желаниями, с одной стороны, и реальными обстоятельствами — с другой, его начинают посещать чувства беспокойства и волнения, он начинает задавать для себя вопросы: «Что, в конце концов, происходит? Куда я качусь?» — это обычные признаки юозиции «Крушения надежд».

Наступает период, полный волнения и нерешительности, вызванный возрастающим ужасом перед тем, что дела пойдут далее ужаснее, чем ожидалось. Продолжающееся разрушение надежд (происходящее, кстати, очень часто просто из-за ложных страхов и своей нерешительности) приносит все большее чувство волнения, раздражения, гнева, желание активного мятежа, протеста, сущность которого можно выразить приблизительно в последующих словах: «Думаю, мне придется вынудить их здесь все поменять, раз никто не решается это сделать». В базе этой позиции непослушания лежит гнев и вызов.

Существует два уровня проявления позиции непослушания: скрытое и очевидное. Ни та, ни другая не является конструктивной, но скрытое непослушание оказывается в особенности непроизводительным в длительной перспективе. Уход от дел — эта актуальная позиция формируется, когда человек начинает ощущать, что больше не имеет смысла даже пробовать как-то поменять ход вещей. Нередко люди отходят от дел на работе либо у себя в семье, на физическом уровне продолжая типо учавствовать в деятельности коллектива либо семьи. Люди, занявшие такую позицию, обычно, становятся брюзгливыми, мстительными, предпочитают одиночество, начинают испытывать все больший энтузиазм к спиртному, просто раздражаются, с усердием выискивают у окружающих недочеты. Описанная актуальная позиция чревата суровыми последствиями не только лишь для того, кто ее исповедует, да и для окружающих: дело в том, что может стать заразительной заболеванием, при этом посодействовать в данном случае способен только последующая по порядку актуальная позиция.

Люди занимают актуальную позицию Понимания, когда они лицезреют, что они должны пожелать поменяться, когда появляется чувство ответственности и желание поменять что-то внутри себя. Следует дать для себя реальный отчет в том, кто вы есть по сути и понять, что существует очень настоящая возможность того, что дела пойдут совершенно плохо, если мы не изменим что-то в самих для себя. Решительность — активная актуальная позиция, вы отважились совершить реальные деяния в избранном направлении, в душе появляется бодрящее, освежающее чувство, снимающее стресс, вы чувствуете прилив сил, энергии. Убежденность — приходит к нам, когда мы перестаем ждать совершенства от собственной работы, собственных семейных отношений, от отношений с окружающими и все же желаем, чтоб дела наши шли отлично. Возникает активное, повсевременно действующее желание сделать лучше нынешнее положение дел. Работа становится выполнимой, а людские дела — продуктивными, когда мы сознательно отказываемся от «неба в алмазах», становимся плечом к плечу и вкупе идем к поставленным целям.

Последовательность, в какой актуальные позиции объективируются у различных людей, не является раз и навечно установленной. Но так либо по другому эти актуальные позиции оказывают — совсем определенное воздействие на все, что делает тот либо другой человек. Актуальные позиции и актуальные ценности (то, что более принципиально и ценно в жизни, что нужно для удовлетворенности жизнью) у людей различны, от того различна и их жизнь. Чтоб взять контроль над собственной жизнью в свои руки, человеку нужно проанализировать свою актуальную позицию, актуальные цели.

Ответьте сами для себя на такие вопросы:

1) Какая позиция свойственна конкретно для меня в реальный момент (для каждой сферы жизни: на работе, в семье, в неформальном общении)? 2) Какой была моя актуальная позиция в каждой из этих 3-х сфер в протяжении последних 12-ти месяцев?

Обсудите ответы на эти вопросы с кем-нибудь из числа тех, кто отлично вас знает и окажется в состоянии открыто не согласиться с вами. Так вы поточнее оцените реальное положение вещей. Потом покажите стрелкой, какую актуальную позицию вы желали бы занять в дальнейшем.

Моя актуальная позиция

1) на работе 2) в семье 3) в неформальном общении

1.Идеализация реальности 7.Убежденность

2.Крушение надежд 6.Решительность

3.Вызов всему 5.Понимание 4. Уход от дел

Проанализируйте расхождения меж прежними ожиданиями, нынешней реальностью и надеждами на будущее:

1.Перечислите все ваши прежние ожидания (все, на что вы возлагали надежды до этого). 2.Оцените ваше истинное положение. 3.Укажите по пт, чего вы ожидаете (чего бы вам хотелось) от грядущего. 4.Обусловьте себе, какие конфигурации вы сможете произвести в ваших надеждах на будущее, в вашей сегодняшней ситуации, также в вашем будущем. Особо отметьте те из их, которые вам вправду посильны. 5.Обсудите эти предполагаемые конфигурации с вашим неплохим другом. 6.Отсчитайте в собственном деловом календаре 30 дней и распишите по денькам, какие цели вы впереди себя ставите: а)напишите для себя напротив завтрашнего числа: «Работать с полной отдачей сил»; б)напишите для себя напротив послезавтрашнего числа «Беззаветно веровать в достижимость поставленной цели»; в) напишите для себя напротив следующего числа «Моментально определять необходимые составляющие фуррора»; г)напишите для себя напротив 4-ого денька: «Действовать решительно и творчески»; д)напишите эти же слова в том порядке, в каком вам самим это покажется более разумным, напротив всех других дней этого месяца. 7.Реализуйте намеченное. Если вам требуются, как вам кажется, еще дополнительные силы и ресурсы для выполнения намеченного, обратитесь к психологу, он может вам посодействовать мобилизовать сознательные и безотчетные ресурсы вашей психики (в психологии разработаны для этого особые приемы).