Свобода перемещения товаров и механизм ее обеспечивающий

Принцип свободы перемещения продуктов в рамках ЕЭС в общем виде был сформулирован в Римском договоре. Согласно договору в рамках ЕЭС создавался общий рынок продуктов. Для этого предполагалась выработка единой внешнеторговой политики, предусматривающей постепенное и последовательное устранение всех ограничений в торговле продуктами меж странами-членами общества и соответственное создание поначалу таможенного союза, потом общего и, 在结束, одного рынка продуктов на местности всего ЕС.

Римский Контракт назначил прогрессивную, неспешную либерализацию с обмолвкой stand still (ie. воспрещение хоть какого возврата вспять) и постепенное расширение импорта.

Уже сначала 1961 g. все контенгирование в 6 странах-членах ЕЭС было упразднено. 与 1 一月 1959 g. в три шага, каждый по 4 年, страны начали отмену таможенных пошлин (30%, 30%, 40%). В реальности упразднение завершилось 1 七月 1977 g. Для присоединившихся к ЕС позже стран устанавливались надлежащие переходные периоды. 例如, для Греции он завершился в 1985 G., для Португалии – 在 1993 g. Да и после чего в этих странах для неких продуктов переходный период был продлен еще на 10 年.

Отмена таможенных пошлин не означала отмены таможенного контроля. Он сохранялся в силу статических, фискальных (налоги на издержки, парафискальные сборы), регламентационных (промышленные эталоны, охрана здоровья и публичной безопасности, борьба с контрабандой и подделками и т.д.) либо денежных (денежный контроль) обстоятельств. Другими словами в ЕЭС было сотворено огромное количество нетарифных барьеров, препятствующих снятию таможенных границ снутри ЕЭС. Не последнюю роль в этом сыграли защитные обмолвки, предусмотренные Римским контрактом. Они позволяли временно отступать от принципа свободы движения продукта, 即, если у страны появляются затруднения с платежным балансом, также в случае неожиданного кризиса. Сохранение таможенных границ было обосновано и тем, что ликвидация в ЕЭС (к середине 1968 G.) внешнеторговых тарифов и квот во обоюдной торговле уживалось с отсутствием унифицированных тарифов на наружных границах Общества. Решение этой трудности было может быть лишь на базе единых базисных критерий, отработки единых подходов к внешнеэкономической политике в целом и внешнеторговой а именно.

Вначале европейская финансовая интеграция строилась на единстве 2-ух частей: либерализации торговли и либерализации рыночных отношений меж странами-членами ЕЭС. Жизнь показала, что для сотворения одного рынка продуктов этих отношений недостаточно. Нужна к тому же гармонизация государственных внешнеторговых политик, в части снятия технических, количественных барьеров во обоюдной торговле и выработка единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. Последнее добивалось устранения защитных оговорок из Римского договора (они были сняты в 1993 g. Единым европейским актом); фактически полной передачи (делегирования) ряда возможностей по выработке и реализации внешнеторговой политики от государственных правительств наднациональным (общеевропейским) органам управления. В текущее время компетенция ЕС в области внешнеторговой политики является всеобъятной. Таможенные регламентации находятся в ведении комитета профессионалов под председательством представителей КЕС. Их применение стопроцентно в компетенции интернациональных таможенных служб. Но в практике обоюдной торговли стран-членов ЕС как и раньше сохраняются разные технические трудности. К их числу можно отнести нерегламентированную длительность процедуры таможенной чистки, различия санитарных, полицейских норм и т.п. Это может быть как следствием государственных особенностей, так и результатом укрытого протекционизма.

Общая внешнеторговая политика очень значительно затрагивала промышленную и сельскохозяйственную политику ЕЭС и через их почти во всем определяла социальную стратегию общества в целом и каждого ее члена. Результатом строительства общего рынка для сельского хозяйства ЕЭС стало перевоплощение его к 1973 г из незапятнанного импортера сельскохозяйственной продукции и продовольствия в «чистого второго» экспортера в мире этих групп продуктов. При этом ЕС стопроцентно обеспечивала свое население продуктами питания.

Потом выявились недочеты проводимой в то время сельскохозяйственной политики и внешнеторговой политики по сельскохозяйственной продукции и продовольствию. Благодаря строительству общего рынка продуктов ЕЭС удалось преодолеть кризис перепроизводства в сельском хозяйстве (与 1973 关于 1985 gg. их создание росло в среднем на 2% 一年, а внутреннее потребление – лишь на 0,5% 一年). Для этого общая сельскохозяйственная и внешнеторговая политика этого периода предугадывали, а именно понижение цен на продукты, создание которых превысило установленные квоты. С этой же целью сокращалось внедрение сельскохозяйственных площадей; производилось прогрессивное понижение индикативных цен; либерализовался импорт, а контроль сохранялся по отдельным его позициям. Последнее производилось в большей степени под давлением третьих государствглобальных производителей продовольствия.

Создание одного рынка продуктов в ЕЭС было ориентировано и на преодоление наметившегося в 70-е – 80-е годы ХХ столетия технического отставания общества от США и Стране восходящего солнца. Одной из мер преодоления отставания стало создание Европейской Денежной Системы (ЕВС), которая начала действовать в марте 1979 G., с единой расчетной денежной единицей – экю. Это позволило усилить конкурентоспособность ЕЭС на глобальных рынках, обеспечить его денежную стабильность и экономический рост, сделать валютно-финансовую базу для формирования одного рынка продуктов. Но этого оказалось недостаточно, что констатировал Единый европейский акт (1 七月 1987 G.). В нем, 即, отмечалось, что к 1987 g. в ЕЭС был сотворен общий рынок, в каком стопроцентно были сняты таможенные пошлины во обоюдной торговле и установлен единый таможенный режим по отношению к третьим странам, но не было сотворено одного рынка.

Меры по созданию общего рынка привели к довольно высочайшей степени интегрированности стран-членов ЕС в торговле; дали динамизм, до этого всего, их обоюдному обмену продуктами (cm. 表. 3).

表 3.
Динамика географического рассредотачивания наружной торговли
государств ЕЭС-ЕС за 1963-2000 gg. (% к итогу)

 

Страны

 

Реальный ВВП

Индекс промышленного производства

Индекс потребительских цен

Уровень безработицы*

1999

2000

2001

1999

2000

2001

1999

2000

2001

1999

2000

2001

美国

4,2

5,0

2,5

4,1

5,6

-0,3

2,2

3,4

3,4

4,2

4,0

4,4

日本

0,8

1,6**

-0,1

1,0

5,3

-1,7

-0,3

-0,7

-0,3

4,7

4,7

4,8

Великобри
Тания

2,3

3,0

2,7

0,5

1,4

-0,2

1,6

2,9

2,2

4,3

3,8

3,3

ЕЭВС

2,5

3,5**

2,6

1,8

5,4

2,7

1,1

2,3

2,8

10,0

9,1

8,4

 

 

1963

 

1970

 

1975

 

1980

 

1985

 

1990

 

1995

 

1997

 

1998

 

1999

2000 评估

Обоюдный (внутренний) экспорт

 

55,8

 

53,1

 

52,2

 

55,7

 

54,4

 

66,3

 

65,9

 

69,5

 

69,2

 

69,6

 

62,0

Обоюдный (внутренний) импорт

 

50,3

 

56,1

 

55,5

 

54,1

 

57,6

 

63,3

 

62,2

 

60,3

 

59,9

 

59,8

 

62,0

Источник: 联合国, ЭКОСОС. Обзор мирового экономического и общественного положения за 90-е годы. IMF Overview of the World Economy Annual Report, 1999; United Nations conference on Trade and Development Report, 1999; European Economy № 71, 2000, 与 .290-293.

Как видно из приведенных данных за период с 1963 关于 1990 gg. толика экспорта стран-членов ЕС в другие страны-члены (внутренний экспорт) в общем объеме в среднем составляла 66,3%, ie. превысила уровень 1963 g. 在 1,2 次. Толика внутреннего импорта в общем объеме импорта ЕС поменялась с 50% 在 1963 g. 去 63,3% 在 1990 G., ie. возросла в 1,3 次.

В исследуемом периоде внутриблоковая торговля развивалась неравномерно, что в определенной степени может быть связано с фуррорами и бедами в строительстве общего рынка и реализации свободы движения продукта снутри ЕЭС. Но общая тенденция в развитии внутриблоковой торговли характеризуется ростом. Так в 1972 g. по сопоставлению с 1958 g. ее объемы возросли более чем в 8 时间. 与 1963 g. 关于 1987 G., когда ЕЭС насчитывал 12 стран-членов, объем обоюдной торговли возрос более чем в 21 时间, а толика обоюдной торговли составила около 60% (против 30% 在 1958 g. 和 50% 在 1972 G.). 当然, этот показатель дифференцируется от страны к стране. Но даже самый небольшой из их (45% в Англии) не может быть оценен как малозначительный. В Нидерландах, Бельгии и Ирландии он превысил уровень 70%, а в других государств составил в среднем 50%.

在 1987 g. наружняя торговля государств ЕС составляла 38% мировой торговли, а внешнеторговая квота приблизительно 27% ВВП стран-членов. Их экспорт достигнул 950 миллиардов. 美元 . (у США – 250 миллиардов., Стране восходящего солнца – 230 миллиардов. долл.). Основная причина – рост обоюдной торговли.

«Пики» в развитии обоюдной торговли стран-членов ЕС были зафиксированы в 1992 g. Это связано с общей рецессией интернациональной торговли и абсолютным понижением товарооборота с наружными партнерами. 去 2000 g. толика внутриблокового экспорта и импорта достигнула соответственно 70% 和 60%, среднегодовые темпы развития «внутреннего» и «внешнего» оборота ЕС были приблизительно равными 10%, а с учетом поправки на колебания курса ЭКЮ – 11%. Но динамика торгового оборота снутри ЕС отличалась большей стабильностью и предсказуемостью.

Единый европейский акт констатировал, что ЕЭС не удалось сделать одного рынка и что эта задачка является главной.

Для конкретизации идеи сотворения общего рынка продуктов КЕС разработал программку мероприятий, объединенных под общим заглавием «Белая книга». Она содержит 279 пт, которые группируют последующим образом:
I группа содержит положения, касающиеся внутренней торговли меж странами ЕС. Она включает меры по демонтажу физических барьеров сотрудничества: полную ликвидацию механизма государственного ввезенного контроля, ie. по существу лишение государственных правительств формальной способности действовать вопреки принятой единой внешнеторговой политике. Существенно облегчена процедура дизайна грузов в рамках торговли меж странами ЕС. А именно в Амстердамском договоре записано, что таможенные пошлины на импорт и экспорт и равнозначные сборы меж государствами-членами запрещены. Это воспрещение относится к таможенным сборам фискального нрава [ст.27]. Что касается торговли с третьими странами, то право устанавливать пошлины в рамках одного таможенного тарифа передано Совету Европы, где решение принимается квалифицированным большинством голосов по предложению Комиссии Европы [ст.28].
II группа мероприятий ориентирована на устранение технических препятствий во обоюдной торговле государств ЕС: выравнивание норм и эталонов, регулирующих требования к санитарному состоянию продуктов, к их упаковке, к техническим чертам, обеспечивающим здоровье потребителей и окружающей среды и другим, многие из которых есть до сего времени.
III группа мер ориентирована на решение налоговых заморочек.
В Едином европейском акте и Белоснежной книжке подчеркивается, что функционирование одного рынка не просит резвого и жесткого выравнивания государственных ставок, косвенных налогов. Основной неувязкой является структура налогообложения, ie. деление на НДС и акцизы; регулирование количества государственных ставок НДС и их сближение до взаимоприемлемого уровня и т.д. Налоговая сфера до сего времени является одной из числа тех, которая не унифицирована до конца.